Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу n А65-9585/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45     www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

10 сентября 2014 года                                                                             Дело № А65-9585/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 03 сентября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  10 сентября 2014 года

                                                                        

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Поповой Е.Г., Захаровой Е.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 июня 2014 года по делу                     № А65-9585/2014 (судья Насыров А.Р.),

принятое по заявлению муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», г.Казань,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

открытое акционерное общество «Московская», г.Казань,

общество с ограниченной ответственностью «Центр защиты корпоративного права», г.Москва,

о признании недействительными решения и предписания,

                                                    УСТАНОВИЛ:

муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – ответчик, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, антимонопольный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в полном объеме, жалобу - удовлетворить.

Кроме того, антимонопольный орган ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

По результатам рассмотрения поступившего в адрес ответчика обращения по факту незаконной ликвидации ОАО «Московская», учредителем которого является Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», УФАС установлено, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.09.1999 года №1141 «О праздновании 1000-летия основания города Казани» было заключено Соглашение между Правительством Москвы в и Администрацией города Казани о проведении взаимных мероприятий, связанных с 1000-летием города Казани.

Указанным соглашением для проведения работ по комплексной реконструкции объектов и застройке земельных участков по ул.Московская, в соответствии с Постановлением Главы администрации города Казани от 21.02.2005 №295 «О создании ОАО «Московская», Комитетом по управлению коммунальным имуществом администрации города Казани, в целях возрождения историко-архитектурного облика г. Казани, создания благоприятных условий для торжественного проведения 1000-летия основания г. Казани, учреждено ОАО «Московская».

Позднее, полномочия учредителя от Комитета по управлению коммунальным имуществом администрации города Казани перешли к Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани.

По мнению ответчика, дивиденды, за период деятельности ОАО «Московская», в пользу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани не начислялись и не выплачивались, бюджет муниципального образования не дополучил доходы от реализации муниципальной собственности, а именно зданий и земельных участков, расположенных в городе Казани по улицам Московская, Столбова, Г. Камала и т.д.

Указанные действия, послужили основанием для вывода о нарушении Муниципальным казенным учреждением «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», г.Казань антимонопольного  законодательства, в соответствии  с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Приказом Татарстанского УФАС России от 19.02.2014 г. №02/52-к возбуждено дело №06-83/2014 по признакам нарушения МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани» части 1  статьи 15 Федерального закона от 06.07.20()6г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в реализации недвижимого имущества,  вносимого в уставной капитал ОАО «Московская», без обеспечения поступления соответствующих денежных средств в бюджет муниципального образования города Казани, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Антимонопольным органом  25.03.2014 г. Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» выдано предписание № 06-83/2014, которым  предписано в срок, не позднее 45 дней со дня получения настоящего  предписания прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», принять меры по возврату недвижимого имущества:

1.земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0019, по адресу: Казань, ул. Камала, д.48;

2.земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0012, по адресу: ул. Столбова, д. 1/3;

3.земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0013, по адресу: ул. Столбова, д. 3;

4.земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0014, по адресу: ул. Столбова, д. 5;

5.земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705:0015, по адресу: ул. Столбова, д. 7;

6.земельный участок с кадастровым номером 16:50:011705ТШИ6, по адресу: ул. Столбова, д. 9 в муниципальную собственность, освободив от прав третьих лиц.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Заявитель, полагая, что вынесенное решение и предписание противоречат закону и нарушают его права, обратился с заявлением в суд.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых принят судебный акт.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

Согласно п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Целями Закона о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).

Для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Закона о конкуренции) обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями. Установленный частью 1 статьи 15 Закона запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Кроме того, для такой квалификации необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативным положениям и совершенные действия, которые приводят или могут привести к обозначенным последствиям для определенного товарного рынка (ввиду понятий, закрепленных в пунктах 1, 3, 4 и 7 статьи 4 Закона).

Согласно части 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При этом запрет касается актов, влекущих неблагоприятные последствия не для конкретных хозяйствующих субъектов, а для конкуренции в целом.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, в силу части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и приведенного правила доказывания действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.

Следовательно, констатация тех или иных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона.

По результатам исследования представленных в материалах дела  документов, судом сделан верный вывод об отсутствии доказательств того, что  Муниципальным казенным учреждением «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» совершались какие либо действия, направленные на ограничение конкуренции.

Выводы  антимонопольного  органа о нарушении Муниципальным казенным учреждением «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» положений части 1 статьи  15 закона о защите конкуренции  основаны на  совершении  им  следующих действий, а именно, в не осуществлении надлежащего контроля за ходом реализации имущества, вносимого в уставной  капитал ОАО «Московская».

Ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства, обосновывающие изложенные в оспариваемом решении выводы.

В соответствии с Соглашением между Правительством Москвы и Администрацией города Казани о проведении взаимных мероприятий, связанных с 1000-летием города Казани для проведения работ по комплексной реконструкции объектов и застройке земельных участков по ул.Московская в соответствии с Постановлением Главы администрации города Казани от 21.02.2005 №295 «О создании ОАО «Московская» Комитетом по управлению коммунальным имуществом администрации города Казани в целях возрождения историко-архитектурного облика г. Казани, создания благоприятных условий для торжественного проведения 1000-летия основания г. Казани, учреждено ОАО «Московская».

Позднее, полномочия учредителя от Комитета по управлению коммунальным имуществом администрации города Казани перешли к Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани.

В соответствии с Положением о МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», утвержденного решением Казанской городской Думы от 29.12.2010г. №20-3, предметом и целью деятельности МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений     Исполнительного      комитета     муниципального образования города Казани» является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, а также переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г.Казани, а именно владения, пользования и распоряжения имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу n А65-5757/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также