Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по делу n А65-21529/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения   арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 января 2009 г.                                                                                 Дело № А65-21529/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 г.

Постановление  в полном объеме изготовлено 21 января 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., cудей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е. В.,

с участием в судебном заседании:

представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан Гилязова Р.Х. (доверенность от 12 января 2009 г. № Д-1),

представитель ОАО «АЛНАС» не явился, общество извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2009г. в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2008 года по делу № А65-21529/2008 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению ОАО «АЛНАС», Республика Татарстан, г. Альметьевск, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан,

о признании незаконными и отмене постановлений административного органа от 16 сентября 2008 г. №№ 177В/2008П, 179В/2008П по делам об административных правонарушениях по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «АЛНАС» (далее – ОАО «АЛНАС», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Татарстан (далее Управление, административный орган) от 16 сентября 2008 г. №№177В/2008П, 179В/2008П о привлечении общества к административной ответственности за несоблюдение установленных единых правил оформления паспортов сделок по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 01 декабря 2008 г. по делу №А65-21529/2008 Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил заявления общества.

В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции по мотивам, приведенным в жалобе.

ОАО «АЛНАС» в отзыве апелляционную жалобу отклонило, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

В связи с надлежащим извещением ОАО «АЛНАС» о времени и месте судебного разбирательства, а также учитывая ходатайство общества о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя, в соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает данное дело в отсутствие представителя ОАО «АЛНАС».

В судебном заседании представитель Управления поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, приведенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, а также в выступлении представителя административного органа, суд апелляционной инстанции установил, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 и часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как видно из материалов дела, Управление провело проверку соблюдения ОАО «АЛНАС» валютного законодательства, в ходе которой усмотрело наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных единых правил оформления паспортов сделок. Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Факт нарушения ОАО «АЛНАС» валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования был зафиксирован в протоколах об административных правонарушениях от 29 августа 2008 г., на основании которых 16 сентября 2008 г. Управление вынесло постановления №№177В/2008П, 179В/2008П о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50000 руб. за каждое правонарушение.

Удовлетворяя заявление ОАО «АЛНАС» о признании незаконными и отмене указанных постановлений, суд первой инстанции необоснованно исходил из отсутствия в действиях общества признаков состава административного правонарушения.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям и сроки их представления.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона ЦБ РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок и осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Данные правила определены положением ЦБ РФ от 01 июня 2004 г. № 285-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам, подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение).

В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Порядок оформления паспорта сделки урегулирован Инструкцией ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных ценностей и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция).

Согласно пункту 3.3 Инструкции в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном банке в порядке, указанном в приложении 4 к данной Инструкции.

Пунктом 3.14 Инструкции предусмотрено, что для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк документы, указанные в пункте 3.5 данной Инструкции, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что исполнение контракта может быть выражено исключительно в форме оплаты по соответствующей сделке.

Исходя из системного толкования норм 3.5 и 3.14 Инструкции момент оформления паспорта сделки связан с началом исполнения обязательств по контракту, причем осуществление первой валютной операции является лишь одним из способов исполнения контракта.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации под исполнением обязательства следует понимать не совместные действия сторон по договору, направленные, к примеру, на оказание услуги и ее последующую оплату, а исполнение обязательства каждой из сторон, независимо от встречных действий его контрагента.

Таким образом, исполнение одной из сторон внешнеторговой сделки своих обязательств является достаточным основанием для возникновения у резидента Российской Федерации обязанности по оформлению паспорта сделки вне зависимости от того, была ли уже произведена оплата по указанной сделке.

На тот факт, что исполнение стороной по договору своих обязательств по сделке само по себе свидетельствует о необходимости оформления паспорта сделки, указал Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 02 марта 2007 г. № ГКПИ06-1457, а также в Определении от 03 июля 2007 г., которым указанное Решение оставлено без изменения.

Данный подход подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности, постановлениями Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05 апреля 2007 г. № Ф04-1049/2007 (33159-А70-43), Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05 мая 2007 г. № Ф09-3258/2007, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июня 2007 г. по делу №А33-19579/2006, постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2008 г. по делам №№ А65-10841/2008, А65-10832/2008, А65-10839/2008.

Из материалов дела видно, что 15 декабря 2006 г. между ОАО «АЛНАС» (принципал) и фирмой «WALTREM OPERATION» (агент), Британские Виргинские острова, был заключен агентский договор №1/07-26 УК, во исполнение которого агент принимал на себя обязательства представлять интересы принципала на территории Республики Азербайджан, проводить переговоры от имени принципала, участвовать в подготовке договоров поставки третьим лицам, а также совершать иные действия. Общая стоимость контракта составила 40221,10 долларов США.

24 сентября 2007 г. иностранный контрагент оказал обществу услуги, предусмотренные контрактом, что подтверждается, в частности, разделом 3 ведомости банковского контроля, оформленной по паспорту сделки № 07110004/3255/001/4/0. 29 ноября 2007г. ОАО «АЛНАС» перечислило денежные средства в сумме 40221,10 долларов США на счет иностранного контрагента в оплату оказанных услуг.

01 октября 2007г. ОАО «АЛНАС» (заказчик) заключило договор возмездного оказания услуг №1/07-74 УК с Агаевым Аликпером Гаджи Оглы, Республика Азербайджан, (исполнитель). По данному договору исполнитель принимал на себя обязательство провести маркетинговые исследования, мониторинг рынка использования оборудования УЭНЦ на территории Республики Азербайджан. Сумма договора составила 243750 руб.

09 ноября 2007г. иностранный контрагент в полном объеме осуществил исполнение по договору. 21 декабря 2007 г. ОАО «АЛНАС» перечислило денежные средства в оплату оказанных услуг по внешнеторговой сделке.

Вопреки выводу суда первой инстанции, ОАО «АЛНАС» должно было представить в банк документы, необходимые для оформления паспортов сделок по внешнеторговым операциям, не позднее 24 сентября 2007 г. и 09 ноября 2007 г. (дат первого исполнения по контрактам), а не 29 ноября 2007 г. и 21 декабря 2007 г. (дат оплаты по контрактам).

Между тем, общество представило в уполномоченный банк упомянутые документы лишь 27 ноября 2007 г. и 12 декабря 2007 г., соответственно, то есть с пропуском предусмотренного Инструкцией срока.

Таким образом, общество допустило нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Факт наличия в действиях ОАО «АЛНАС» признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства, доказан Управлением; привлечение к административной ответственности общества осуществлено в установленном законом порядке компетентным органом государственной власти.

При указанных обстоятельствах и на основании вышеприведенных правовых норм суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерном привлечении ОАО «АЛНАС» к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отменяет решение суда первой инстанции и отказывает ОАО «АЛНАС» в удовлетворении заявлений о признании оспариваемых постановлений незаконными и об их отмене.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

Отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2008 г. по делу №А65-21529/2008.

Отказать открытому акционерному обществу «АЛНАС» в удовлетворении заявлений о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Татарстан от 16 сентября 2008 г. №№177В/2008П, 179В/2008П о назначении административного наказания.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок  в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                       В.С. Семушкин

Судьи                                                                                                                       Е. Г. Попова

А. А. Юдкин

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по делу n А55-3053/2008. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также