Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2009 по делу n А55-13391/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070,  Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail:[email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

30 декабря 2008 года                                                                           дело № А55-13391/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено 30 декабря 2008 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Финогентовой  А.С.,  с участием:

от заявителя –  представитель Матушкина А.А.  по доверенности   от 10.11.2008г.,

от ответчика – представитель Вдовина В.В. по доверенности   от 16.02.2007г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2008 года, в помещении суда, в зале № 6, апелляционную жалобу ООО «Тигран»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября  2008 года по делу А55-13391/2008 (судья Исаев А.В.), принятое по заявлению ООО «Тигран», Самарская область, г. Тольятти,  к Межрайонной ИФНС России №  2 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,

о признании  недействительным решения от 04.07.2008г. об  отказе в государственной регистрации прекращения  деятельности  юридического лица ООО «Тигран» в связи с ликвидацией,  об  обязании принять  решение  об исключении  ООО «Тигран» из ЕГРЮЛ,  об  обязании внести  запись в ЕГРЮЛ о регистрации прекращения  деятельности  юридического лица ООО «Тигран» в связи с ликвидацией,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Тигран» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:

- признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 2 по  Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган) от 04.07.2008г. (л.д. 12) об отказе в государственной регистрации  прекращения  деятельности юридического лица  - ООО «Тигран» в связи с его ликвидацией;

- обязать регистрирующий орган - Межрайонную ИФНС России № 2 по  Самарской области принять решение об исключении ООО «Тигран» из ЕГРЮЛ;

- обязать Межрайонную ИФНС России № 2 по  Самарской области внести запись в ЕГРЮЛ о регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО «Тигран» в связи с ликвидацией, согласно Федеральному закону от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2008г. в удовлетворении заявления  отказано.

ООО «Тигран», не согласившись с решением  суда от 01.11.2008г., обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по  делу  новый судебный акт.

              Представитель ООО «Тигран» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 01.11.2008 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, приняв новый судебный акт об удовлетворении его требований.

Представитель  Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области в  судебном заседании просил решение суда от 01.11.2008 года оставить без изменения, апелляционную  жалобу  - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей              266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы  представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 01.11.2008 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.

Как усматривается  из  материалов дела, на основании Протокола общего собрания участников Общества №1/08 от 13.03.2008г. было принято решение о ликвидации Общества, ликвидатором назначена Васильева Марина Сергеевна (л.д. 6).

Ликвидатором Общества 27.06.2008г. в Межрайонную  ИФНС России № 2 по Самарской области представлены документы о регистрации прекращения деятельности юридического лица  в связи с ликвидацией, для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (л.д. 11).

Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области 04.07.2008г.  вынесено оспариваемое решение, в котором налоговый орган отказал заявителю в регистрации изменений. Отказ мотивировал тем, что заявитель не представил заявление формы Р16001 (не исполнен п.6 заявления, а именно не завершены расчеты с кредиторами, имеется задолженность по обязательным платежам в бюджет) (л.д.12).

Заявитель, не согласившись с вынесенным налоговым органом  решением, обратился в арбитражный суд с  соответствующим  заявлением.

ООО «Тигран» полагает, что налоговый орган не воспользовался своим правом заявить свои требования в порядке и сроки установленные законом, срок представления требований пропустил, соответственно Общество расчеты по требованиям кредиторов завершило, в связи с чем оспариваемое решение  по отказу в регистрации является незаконным.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции,  отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.

Нормами статьи  61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001г.  № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее  - Федеральный  закон  от 08.08.2001г.  № 129-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.

В  соответствии  со  статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001г.  № 129-ФЗ  для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

- ликвидационный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины;

Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может составлять менее двух месяцев с момента публикации, при этом ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Пунктом  2 статьи  63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено,  что после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.

В обоснование того,  что  в представленных Обществом для регистрации документах  содержатся  недостоверные сведения, налоговый орган указывает, что заявителем подан  ликвидационный баланс, не содержащий сведений о дебиторской и кредиторской задолженностях, а также то, что согласно заявлению формы Р16001 все расчеты с кредиторами Обществом закончены.  Однако по данным Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области  за ООО «Тигран»  числиться задолженность.

Согласно имеющейся в материалах дела справке № 9773 о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам по состоянию на 09 июля 2008 года, помимо иных задолженностей и переплат,  за Обществом числиться недоимка по налогу на имущество в сумме 1342,00 руб., пени по тому же налогу в сумме 459,41 руб.(л.д.34-35).

Обществу выставлялось требование от 04.05.2008 № 54087 на уплату выше указанной недоимки. Требование направлялось заявителю, что подтверждается почтовым уведомлением, и вручено последнему 12.05.2008г. (л.д. 27-28).

Сообщение о ликвидации Общества было опубликовано 26.03.2008г. в Вестнике государственной регистрации.

Таким образом, налоговый орган на правах кредитора направлял в адрес заявителя требование от 04.05.2008 № 54087  об уплате задолженности.  Указанное требование в судебном  порядке  Обществом не оспаривалось, предметом спора по данному делу не является,  в связи  с чем не  может  быть  признано недействительным при рассмотрении настоящего дела.

При  указанных обстоятельствах  суд первой инстанции  обоснованно  сделал вывод о том, что в течение двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации, кредитор в адрес Общества направлял требование о погашении задолженности, однако  Обществом оно оставлено без исполнения,  и довод заявителя, что налоговым органом  пропущен срок предъявления требований, не состоятелен.

Суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что в нарушение статей 63, 64 Гражданского кодекса  Российской Федерации заявитель  не завершил расчеты с кредиторами. Таким  образом, сведения об  окончании расчетов с кредиторами указанные  в заявлении, поданном в налоговый орган, а также ликвидационный баланс, не учитывающий данную задолженность,  не могут быть признаны  достоверными.

Кроме того, согласно справке № 9773 о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам по состоянию на 09 июля 2008 года, помимо вышеназванной задолженности за обществом числятся как недоимки, так и переплаты, обоснованность которых Общество в установленном порядке не оспаривало, и в ликвидационном балансе не отразило.

Согласно ст. 49 НК РФ суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном Налоговым  кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым  кодексом Российской Федерации, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Таким образом, действующее налоговое законодательство не предусматривает автоматическое перекрытие сумм задолженностей переплатами, а предусматривает процедуру зачета, которая в свою очередь включает проверку органом, осуществляющим зачет, обоснованность его осуществления.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Согласно имеющимся в материалах дела документам, зачет вышеназванной недоимки и задолженности по налогам и пеням налоговым органом за счет излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) не производился.

Сверка взаиморасчетов заявителя с кредитором  - Межрайонной ИФНС России         № 2 по Самарской области не производилась.

Требование от 05.05.2008г.  № 54087 кредитора направлено в срок, установленный законом для предъявления требований кредиторов ликвидируемому Обществу.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, заявитель не закончил  расчетов с кредитором – налоговым органом, законность и обоснованность требований которого заявителем не оспорена.

Учитывая, что согласно п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, представленный ликвидационный баланс Общества не может считаться достоверным. Утверждение, отраженное Обществом в п.6 заявления формы Р16001 о завершении расчетов с кредиторами - недостоверно.

Исходя из смысла статей 14 и 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Суд  апелляционной  инстанции соглашается  с выводами суда первой инстанции  в том, что при данных обстоятельствах отсутствуют  правовые основания для удовлетворения заявления.

Доводы, приведенные ООО «Тигран» в апелляционной жалобе,  являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы  не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.

На основании вышеизложенного,

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2009 по делу n А65-16857/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также