Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2008 по делу n А55-15482/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

29 декабря 2008 г.                                                                        Дело № А55-15482/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     23 декабря 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено       29 декабря 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,

с участием:

от заявителя  - Салдаевой С.В. (паспорт серии 3601 № 470237, выдан УВД Кировского района г. Самары 26.04.2001, свидетельство от 07.06.2005),

от ответчика  – представителя Потатуевой Е.Н. (доверенность от 19.06.2008 № 19-1254),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Салдаевой С.В., Самарская область, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2008г. по делу № А55-15482/2008 (судья Исаев А.В.), рассмотренному по заявлению ИП Салдаевой С.В., Самарская область, г. Самара,

к Административной комиссии Советского района г.о. Самара,

об отмене постановления о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

 

          Индивидуальный предприниматель Салдаева Светлана Владимировна (далее – ИП Салдаева С.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Административной комиссии Советского района городского округа Самара (далее – административный орган) от 15.09.2008г. № 1326 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007г. № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

           Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2008г. ИП Салдаевой С.В. отказано в удовлетворении заявленных требований.

ИП Салдаева С.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 01.11.2008г., признать недействительным оспариваемое постановление административного органа, прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании предприниматель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя без удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.

     Как усматривается из материалов дела,  02.09.2008г. ответчиком было установлено, что у предпринимателя Салдаевой С.В.  отсутствуют расчеты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, что, по мнению ответчика,  является нарушением требования п.2.10. Постановления Главы города Самара № 1236 от 28.12.2007г., в связи с чем,  03.09.2008г. в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 566 АК от 26.06.2008г. по ст. 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007г. № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» (л.д.45), при этом в протоколе об административном правонарушении № 566 АК от 26.06.2008г. факт осуществления предпринимателем деятельности в области обращения с отходами  своего отражения не нашел.

15.09.2008г. административной комиссией вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 1326 о назначении предпринимателю административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 руб. (л.д. 42).

Не согласившись с принятым постановлением, полагая,   что в  ее действиях  отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, ИП Салдаева С.В.   обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Отказывая предпринимателю в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт правонарушения подтвержден материалами дела, вина предпринимателя в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к ответственности не нарушен, постановление административного органа является законным и обоснованным.

Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с ч.6 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Пунктом 2.10 Постановления Главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 г. N 1236 предусмотрено, что  организации и индивидуальные предприниматели должны иметь нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные и утвержденные в соответствии с действующим законодательством.

Статья 10.4 Закона Самарской области №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» предусматривает административную ответственность за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом органа местного самоуправления.

Предприниматель привлечена к ответственности за неисполнение п.2.10 Постановления Главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 г. N 1236.

В соответствии со ст.1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предусмотрена Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст.ст. 11, 18 ФЗ от 24.06.1998г.). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (ст.18 ФЗ №89-ФЗ).  Во исполнение данной нормы закона принято Постановление Правительства РФ от 16.06.2000г. №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Таким образом, поскольку данная обязанность предусмотрена федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, установление административной ответственности по вопросу, имеющему федеральное значение, относится  к ведению Российской Федерации.

Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами  установлена ст.8.2 КоАП РФ.

Согласно ст.1.2 Закона Самарской области от 01.11.2007г. № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» настоящий Закон определяет виды административных правонарушений на территории Самарской области, не предусмотренные федеральным законодательством, устанавливает административную ответственность за их совершение, определяет органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, а также регулирует иные вопросы, отнесенные федеральным законодательством к компетенции субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации в области обращения  с отходами относятся разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами.

Полномочия  же органов местного самоуправления в области обращения с отходами определяет статья 8 данного Федерального закона. Частью 3 данной статьи предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

То есть, пункт 2.10 Постановления Главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 г. N 1236 предусматривающий, что  организации и индивидуальные предприниматели должны иметь нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные и утвержденные в соответствии с действующим законодательством, противоречит статьям  5 и 8 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку издан с превышением полномочий.

Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что пункт 2.10 Постановления Главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 г. N 1236 противоречит ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку обязывает всех предпринимателей и юридических лиц иметь нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, тогда как ст.18 указанного федерального закона устанавливает данную обязанность только для указанных лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

В соответствии с ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом вышеизложенного, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Ошибочно уплаченная индивидуальным предпринимателем Салдаевой С.В. по чек-ордеру  от 21.11.2008г.  государственная пошлина в размере 100 руб.,  подлежит возвращению из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

          Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2008г. по делу № А55-15482/2008 отменить.

          Заявленные индивидуальным предпринимателем Салдаевой Светланой Владимировной требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Советского района г.о. Самара от 15.09.2008г. №1326 о назначении индивидуальному предпринимателю Салдаевой Светлане Владимировне административного наказания в виде  административного штрафа в размере 3000 руб.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Салдаевой Светлане Владимировне из федерального бюджета  государственную пошлину в размере 100 руб., ошибочно уплаченную по чек-ордеру  от 21.11.2008г.

Постановление  вступает в  законную силу  со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                        Е.Г. Попова

Судьи                                                                                                                       А.А. Юдкин

В.С. Семушкин

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2008 по делу n А55-8644/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также