Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2006 по делу n А55-18425/2006. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)

 

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

13 ноября  2006 г.                                                  дело №А55-18425/2006

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2006 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2006 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Филипповой В.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяковой Е.С. с участием:

От заявителя –  не явился (надлежаще извещён)

От ответчика –  не явился (надлежаще извещён)

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 ноября 2006 г. в зале № 1    апелляционную  жалобу на  определение   Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 сентября 2006 г. по делу №  А65-18425/2006, судья  Коротенко С.И., принятое по  заявлению  Управления Пенсионного фонда России в  Мамадышском районе  Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Мамадыш  к   Муниципальному учреждению «Совет Катмышского сельского  поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан» 

О  взыскании задолженности по оплате страховых взносов и пени в сумме   3 679 руб.70 коп.

УСТАНОВИЛ:

     Управление Пенсионного фонда РФ  в Мамадышском районе Республики Татарстан  обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан суд с заявлением  о взыскании с Муниципального  учреждения «Совет Катмышского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан»  о взыскании  задолженности по уплате страховых взносов и пеней в сумме  3 679руб.70 коп.

Определением  Арбитражного суда   Республики Татарстан  от 26.09.2006 г. производство по делу было прекращено.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан  обратилась  с апелляционной жалобой  в которой просит определение  суда от 26.09.2006 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

В судебное заседание представитель Управления  Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан не явился, о времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещён, что подтверждается материалами дела и в соответствии и со ст. 156 АПК РФ даёт суду право рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель  Муниципального учреждения « Совет Катмышского сельского поселения Мамадышского муниципального  района Республики Татарстан» в судебное заседание не явился, уведомление о времени и месте судебного разбирательства было направлено ему по последнему известному суду адресу, согласно ст. 123 АПК РФ он считается надлежаще извещённым,  что, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть дело в его отсутствие.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела,  суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что  определение  суда  первой инстанции  от 26.09.06г.  принято с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит  отмене,  а вопрос подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, мотивировал тем, что   в соответствии с под.4 п.2 ст.29 АПК РФ арбитражный суд рассматривает в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры  и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно п.3 ст.25 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.2001 (Федеральный закон №137-Ф3 от 4 ноября 2005 года, вступившей в силу с 01.01.2006 года) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном ст.25.1 Федерального закона  №167-ФЗ от 15.12.2001 (в редакции Федерального закона №137-ФЗ от 4 ноября 2005 года, вступившего в силу с 01.01.2006 года).

По мнению суда первой инстанции, поскольку, заявитель обратился в арбитражный суд 10.08.2006, то есть после вступления в силу изменений в Федеральный Закон от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,  заявление содержит требование о взыскании налоговых санкций в Пенсионный фонд РФ в  размере, не превышающем пятьдесят тысяч рублей, следовательно, в силу вышеуказанных норм, взыскание недоимки по страховым взносам  и пени  осуществляется  на основании решения  заявителя в порядке, предусмотренном статьёй 25.1 Федерального Закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ ( в редакции Федерального Закона  № 137-ФЗ  от 04.11.2005г.), т.е. без обращения в суд.

Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, выводы суда первой инстанции  неправильны, а доводы заявителя апелляционной жалобы относительно того, что в данном случае речь идёт о взыскании недоимки и пеней с бюджетного счёта получателя бюджетных средств, что противоречит ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного  акта,  обоснованны.

Согласно ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы  местного самоуправления, иные органы, наделённые в соответствии с федеральным законом  контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую  и иную   экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным  законом  не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В подпункте 9 пункта  1 статьи 31 НК РФ указано, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени  в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством   о налогах и сборах.

В  случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок  взыскание налога производится  за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (пункт 2 статьи 46 НК РФ).

В абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеней с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке, следовательно, налоговым органам не предоставлено право на такое взыскание и данное право может быть реализовано только в судебном порядке.

Данный вывод также подтверждается следующим.

Ответчик – Совет Катмышского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики  Татарстан, исходя из содержания ст. 14 Федерального Закона  от 06.10.2003г. № 131-ФЗ ( в ред от 16.10.2005г.)  «Об общих принципах местного самоуправления В Российскйо Федерации» и ст. 10 БК РФ, входит в структуру органов местного самоуправления и в  структуру бюджетной системы РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на 6юджетные средства  осуществляется только на основании судебного акта.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт З статьи 239 БК РФ).

В силу пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию, в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (пункт 2 статьи 242.1 БК РФ).

С учетом изложенного апелляционная  инстанция считает, что у суда первой инстанции не было оснований для прекращения производства по делу и заявление Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе Республики Татпрстан подлежит рассмотрению в арбитражном суде по существу.

Расходы, связанные с подачей апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст.333.21 НК РФ  относятся на  ответчика, однако не взыскиваются, в связи  с освобождением его от  уплаты государственной пошлины в силу ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь статьями 101,110,266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Определение   Арбитражного суда  Республики Татарстан  от 26.09.2006 года по делу № А65-18409/2006  отменить  и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Постановление  вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в  Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                     Е.И. Захарова

Судьи                                                                                   В.С. Сёмушкин

Е.Г. Филиппова

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2006 по делу n А49-4887/2006. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также