Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 по делу n А55-13550/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего  в законную силу

25 декабря 2008 г.                                                                                 Дело № А55-13550/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2008г.

В полном объеме постановление изготовлено 25 декабря 2008г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семушкина В.С., cудей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е. В.,

с участием в судебном заседании:

представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары Коледенко Н.Н. (доверенность от 02 декабря 2008г.),

представителя ОАО «СМАРТС» Добашиной Ю.М. (доверенность от 05 марта 2008г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 декабря 2008г. в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2008г. по делу №А55-13550/2008 (судья Мехедова В.В.), принятое по заявлению ОАО «СМАРТС», г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары,

о признании недействительным решения налогового органа от 03 июля 2008г. №73,

 

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество ««Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем» (далее – ОАО «СМАРТС», общество, заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленного требования) о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары от 03.07.2008г. №73 о привлечении общества к налоговой ответственности за налоговое правонарушение и решения этой же инспекции от 30.07.2008г. №1469 о взыскании штрафа в сумме 5000 руб. за счет денежных средств общества на счетах в банках.

Решением от 01.11.2008г. по делу №А55-13550/2008 Арбитражный суд Самарской области, удовлетворив заявление общества, признал оспариваемые решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары недействительными.

В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары просит отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары считает, что суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению в рассматриваемом деле.

ОАО «СМАРТС» в отзыве апелляционную жалобу отклонило, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Представитель общества апелляционную жалобу отклонила по основаниям, указанным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, решением от 03.07.2008г. №73 Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары привлекла ОАО «СМАРТС» к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде штрафа в размере 5000 руб. за непредставление в срок сообщения об открытии 26.12.2007г. в ОАО «Мастер-Банк» расчетного счета №40702810200001025340.

По мнению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары, статья 23 НК РФ не предусматривает обязанность налогоплательщиков – организаций письменно сообщать об открытии счетов в налоговый орган по месту учета и контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в рассматриваемом случае - в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, а поэтому общество должно было направить сообщение об открытии расчетного счета в налоговый орган по месту нахождения, т.е. в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары.

В связи с неисполнением обществом требования от 09.07.2008г. №843 об уплате указанного штрафа Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары приняла решение от 30.07.2008г. №1469 о взыскании этого штрафа за счет денежных средств общества на счетах в банках.

Признавая указанные решения налоговой инспекции недействительными, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Свидетельством серии 63 №000211367, выданным Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары, подтверждается, что 17.05.2000г. закрытое акционерное общество «СМАРТС» (ЗАО «СМАРТС») было поставлено по месту нахождения на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (л.д. 64).

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары не опровергается, что 05.03.2008г. она произвела государственную регистрацию смены типа акционерного общества с закрытого акционерного общества на открытое акционерное общество «СМАРТС», Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области 18.03.2008г. выдала ОАО «СМАРТС» уведомление о поставное на учет, в соответствии с которым ОАО «СМАРТС» состоит на учете по месту своего нахождения в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары, а в марте 2008г. ОАО «СМАРТС» было выдано свидетельство серии 63 №004848338 о его постановке на учет по месту нахождения на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации по месту их нахождения подлежат постановке на учет в налоговых органах.

Из пункта 2 статьи 11 НК РФ следует, что именно свидетельство о постановке на учет в налоговом органе является документом, подтверждающим постановку организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения, тогда как уведомление о постановке на учет в налоговом органе является документом, выдаваемый налоговым органом организации при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым НК РФ предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что заявитель по делу как ЗАО «СМАРТС» до марта 2008 состоял на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области именно как по месту нахождения организации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики - организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту их нахождения об открытии счетов в течение семи дней со дня открытия этих счетов.

Поскольку до марта 2008 года ЗАО «СМАРТС» по месту его нахождения состояло на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, то об открытии 26.12.2007г. вышеуказанного счета общество 10.01.2008г. уведомило именно данную инспекцию, что подтверждается материалами дела (л.д. 17).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Определения от 04.06.2007г. №518-О-П, установленная статьей 23 НК РФ обязанность налогоплательщика сообщать в налоговый орган об открытии банковского счета вытекает из публично-правовых отношений и обусловлена необходимостью осуществления процедур налогового контроля. Данная обязанность является частью закрепленной статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанности платить законно установленные налоги и сборы, а также частью обязанности налогоплательщика информировать налоговые органы обо всех фактах, имеющих юридическое значение для определения его налогового обязательства. В пункте 3 этого же Определения Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что в силу статьи 106 НК РФ ответственность налогоплательщика за непредставление налоговому органу сведений об открытии банковского счета наступает только при наличии вины лица, привлекаемого к налоговой ответственности.

Между тем материалами дела подтверждается отсутствие вины ЗАО «СМАРТС» в непредставлении в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары сообщения об открытии счета в банке, а, следовательно, - и отсутствие состава вменяемого обществу налогового правонарушения.

Представление обществом сообщения об открытии счета в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области также не могло воспрепятствовать осуществлению процедур налогового контроля со стороны Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество в соответствии с вышеприведенными нормами НК РФ и в установленный ими срок представило сообщение об открытии счета в налоговый орган по месту нахождения, а поэтому оспариваемые решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары являются незаконными.

Ссылку в апелляционной жалобе на приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30.12.2004г. №САЭ-3-24/189@ «Об утверждении Методических рекомендаций для налоговых органов...» суд апелляционной инстанции не может принять во внимание, поскольку, в силу положений статей 1 и 4 НК РФ, данный приказ не является нормативным правовым актом и содержит лишь рекомендации для работы налоговых органов.

Более того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2005г. №438-О относительно органа, на который возлагается учет крупнейших налогоплательщиков, указано, что законодательство о налогах и сборах непосредственно не определяет территориальный уровень его деятельности и с точки зрения обеспечения гарантий прав налогоплательщиков необходимо, чтобы такой орган являлся звеном единой централизованной системы налоговых органов, как это предусматривает пункт 1 статьи 30 НК РФ.

Представив сообщение об открытии счета в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, которая является звеном единой централизованной системы налоговых органов, общество тем самым исполнило свою публично-правовую обязанность.

При принятии решения суд первой инстанции также учел, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары направила общество требование от 09.07.2008г. №843 об уплате штрафа в сумме 5000 руб. только 24.09.2008г., т.е. уже после вынесения решения от 30.07.2008г. №1469 о взыскании этого штрафа за счет денежных средств общества на счетах в банках, а это является существенным нарушением установленного НК РФ порядка взыскания налоговой санкции. Данный вывод суда первой инстанции в апелляционной жалобе не оспаривается.

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции установил, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Выводы, сделанные судом первой инстанции, также соответствуют правоприменительной практике.

Доводы, приведенные Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары в апелляционной жалобе, противоречат вышеприведенным правовым нормам и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары расходы, понесенные ею в связи с уплатой государственной пошлины в сумме 1000 руб. при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2008г. по делу №А55-13550/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок  в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                     В.С. Семушкин

Судьи                                                                                                                    А.А. Юдкин

Е.И. Захарова

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 по делу n А55-8975/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также