Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по делу n А65-13450/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕапелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу 11 декабря 2008 г. Дело № А65-13450/2008 г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2008г. В полном объеме постановление изготовлено 11 декабря 2008г. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семушкина В.С., cудей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е. В., в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании 11 декабря 2008г. в помещении суда апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда в Мамадышском районе Республики Татарстан, Республика Татарстан, Мамадышский район, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 октября 2008г. по делу № А65-13450/2008 (судья Шайдуллин Ф. С.), принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда в Мамадышском районе Республики Татарстан к Территориальному отделению департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Мамадышского района Республики Татарстан, Республика Татарстан, Мамадышский район, Министерству финансов Республики Татарстан, г. Казань, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Совета Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, Мамадышский район, о признании незаконными действий, УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан (далее – управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действий Территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан (далее - казначейство), выразившихся в отказе в принятии исполнительного документа - постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 11.03.2008г. №58, и об обязании казначейства принять указанный исполнительный документ к исполнению. В качестве второго ответчика к участию в деле было привлечено Министерство финансов Республики Татарстан в лице территориального отделения Департамента казначейства по Мамадышскому району Республики Татарстан, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Совет Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан. Решением от 08.10.2008г. по делу №А65-13450/2008 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал управлению фонда в удовлетворении его заявления. В апелляционной жалобе управление фонда просит отменить указанное судебное решение и удовлетворить заявленные требования. Управление фонда считает, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права. Министерство финансов Республики Татарстан в лице территориального отделения Департамента казначейства по Мамадышскому району Республики Татарстан в отзыве апелляционную жалобу отклонило. На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания. Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, управлением фонда было принято постановление от 11.03.2008г. №58 о взыскании с Совета Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района недоимки по страховым взносам и пеней в общей сумме 3062 руб. 41 коп. На основании указанного постановления судебным приставом-исполнителем службы судебных приставов ГУ МЮ России по Мамадышскому району Республики Татарстан 14.03.2008г. было возбуждено исполнительное производство №238/2486/401/2/2008, однако в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, данное исполнительное производство 08.05.2008г. было окончено, а постановление от 11.03.2008г. №58 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней - возвращено управлению фонда. Управление фонда 04.07.2008г. направило постановление от 11.03.2008г. №58 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней в казначейство, которое письмом от 17.07.2008г. возвратило его без исполнения, сославшись на то, что Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет только исполнение судебных актов на основании исполнительных листов и судебных приказов, а исполнение иных исполнительных документов, в частности, постановлений органов пенсионного обеспечения о взыскании недоимок по страховым взносам, БК РФ не регулирует. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено следующее. Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 04.11.2005г. №137-ФЗ) предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 данного закона. Согласно пункту 14 статьи 25.1 указанного Федерального закона решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». В соответствии с пунктом 15 статьи 25.1 указанного Федерального закона принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Данная норма корреспондируется с нормой, предусмотренной частью 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (при этом частью 2 статьи 1 данного Федерального закона предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации). Иной порядок исполнения решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов указанными Федеральными законами не предусмотрен. В соответствии с пунктом 9 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. По общему правилу, предусмотренному пунктом 7 статьи 22 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004г. №45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», представительный орган муниципального образования, каковым может являться совет муниципального образования, обладает правами юридического лица. На основании приведенных правовых норм и в силу положений статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации представительные органы сельских поселений выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности, его статьями 48, 120 и 846, не исключается возможность открытия советами муниципальных образований расчетных счетов и иных счетов в учреждении Банка России или в кредитных организациях. В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007г. №31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» указано, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» случае, данное решение (постановление) направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. При этом в пункте 2 данного Постановления указано, что только в случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ. Между тем по настоящему делу не представлено доказательств отсутствия у Совета Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитных организациях. В акте судебного пристава-исполнителя от 08.05.2008г. о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, и в постановлении судебного пристава-исполнителя от 08.05.2008г. об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа также не приведено сведений об отсутствии у Совета Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района указанных счетов. Ввиду недоказанности по настоящему делу факта отсутствия у Совета Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района указанных счетов нельзя обязать казначейство принять к исполнению постановление управления фонда о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней. В соответствии с частью 4 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возвращение судебным приставом-исполнителем взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению. В связи с недоказанностью факта открытия Советом Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района счетов в учреждении Банка России или в кредитных организациях само по себе наличие у него в территориальном отделении Департамента казначейства по Мамадышскому району Республики Татарстан лицевых счетов бюджетных средств, через которые осуществляется исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, также не может свидетельствовать о незаконности действий казначейства, выразившихся в отказе в принятии к исполнению постановления управления фонда о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней. Именно по указанным основаниям суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования управления фонда не подлежат удовлетворению. Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции безосновательно не принял во внимание ссылку управления фонда на то, что положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие исключительно судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней. БК РФ (статья 6) признает бюджетным учреждением государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Установленная статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности. В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов. Данные выводы содержатся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007г. №31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение». Кроме того, как уже указано выше, согласно пункту 2 данного Постановления в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации, соответствующий исполнительный документ должен быть исполнен органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ. Ошибочные выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном решении, не могут послужить основанием для его отмены в связи с наличием вышеуказанных обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции. Государственная пошлина по апелляционной жалобе уплате не подлежит, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление фонда освобождено от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 октября 2008г. по делу №А65-13450/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа. Председательствующий В.С. Семушкин Судьи В.Е. Кувшинов Е.И. Захарова Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по делу n А55-8374/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|