Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2007 по делу n А55-5200/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А55-5200/2007

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

15 октября 2007 г.                                                  Дело № А55-5200/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Холодной С.Т., Марчик Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания Суворовым Д.В.,

с участием:

от ООО «Целер» – Андриянов Ю.В. доверенность от 14 марта 2007г. ;

от ЗАО «Самарское общество Волгоэнергомонтаж» – Каюкова Н.В. доверенность от 19 апреля 2007г. ;

от ЗАО «Ритон» – не явился, извещен;

от Министерства имущественных отношений Самарской области – Шляхтина Н.Г. доверенность от 9 июня 2007г. № 284,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июля 2007 года по делу № А55-5200/2007 (судья Черномырдина Е.В.),

по заявлению

ООО «Целер», г. Самара,

ЗАО «Самарское общество Волгоэнергомонтаж», г. Самара,

ЗАО «Ритон», г. Самара,

к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Целер», Закрытое акционерное общество «Самарское общество Волгоэнергомонтаж» и Закрытое акционерное общество «Ритон» (далее – заявители) обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее – ответчик) о возврате документов от 23 января 2007 г. № 06-28/4-0304, обязании подготовить и направить в срок, установленный законом, проект договора купли-продажи в общую долевую собственность земельного участка площадью 13353,70 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, проспект Карла Маркса, 499 а, кадастровый номер 63:01:02 25 001:0003, обязании заключить договор купли-продажи в общую долевую собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ (т. 1 л.д. 2-4).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 июля 2007 г. заявленные требования удовлетворены частично.

Суд решил признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области о возврате документов от 23 января 2007 г. № 06-28/4-0304, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области подготовить проект договора купли-продажи в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, проспект Карла Маркса, 499 а, кадастровый номер 63:01:02 25 001:0003, и направить его в срок, установленный законом, заявителям, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области заключить договор купли-продажи в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка,  расположенного   по   адресу:   г.   Самара,  проспект  Карла  Маркса,  499 а, кадастровый номер 63:01:02 25 001:0003, в порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ, в остальной части в удовлетворении требований отказать.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что требования заявителей в части признания незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской областио возврате документов ООО «Целер», ЗАО «Самарское общество Волгоэнергомонтаж» и ЗАО «Ритон» и обязании направить проект договора купли-продажи в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка подлежат удовлетворению, так как действия Министерства имущественных отношений Самарской области нарушают права и интересы указанных юридических лиц и создают препятствия в сфере экономической деятельности. В то же время, суд указал, что отсутствуют основания для указания в резолютивной частирешения конкретного размера площади спорного земельного участка.

Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе указывает, что до проведения межевания указанной территории решение о предоставлении земель согласно процедуре, установленной статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Министерством принято быть не может, не соблюдён предусмотренный статьёй 445 Гражданского кодекса Российской Федерации досудебный порядок урегулирования спора.

В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской  области доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители Общества с ограниченной ответственностью «Целер», Закрытого акционерного общества «Самарское общество Волгоэнергомонтаж» считают решение суда законным и обоснованным.

Представитель Закрытого акционерного общества «Ритон» в судебное заседание не явился, в связи с надлежащим извещением его о месте и времени судебного разбирательства дело по апелляционной жалобе согласно ст. 156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие его представителя.

В соответствии со ст. 268 АПК РФ при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.  

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации прав (т. 1 л.д. 36, 46, 47, 48, 49, 84, 88) заявители являются собственниками нежилых зданий и помещений, расположенных по адресу: г. Самара, проспект Карла Маркса, 499 а.

10 августа 2006 г. и 26 декабря 2006 г. ЗАО «Самарское общество Волгоэнергомонтаж» на основании пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением (с приложением правоустанавливающих документов) о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, проспект Карла Маркса, 499 а, кадастровый номер 63:01:02 25 001:0003, за плату, в целях использования земельного участка под нежилыми зданиями и помещениями, принадлежащими заявителям на праве собственности (т. 1 л.д. 50, 52).

23 января 2007 г. Министерство имущественных отношений Самарской области приняло решение № 06-28/4-0304 о возврате документов в связи с необходимостью проведения размежевания земельного участка (т. 1 л.д. 11-12).

При принятии решения о признании незаконным указанного решения ответчика о возврате документов суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом, если здание (помещение в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. № 67 «Об органах исполнительной  власти Самарской области,  уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками  на  территории  городского  округа  Самара для  целей,  не  связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Решение суда полностью соответствует пункту 7 статьи 36 ЗК РФ, согласно которому границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также норме пункта 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Ссылка ответчика на п. 5 ст. 244 ГК РФ необоснованна, так как согласно п. 3 ст. 244 ГК РФ общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество, следовательно, совместная собственность на имущество возникает только тогда, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

В силу части 4 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором.

Соглашением от 07 ноября 2005 г. заявители определили долю каждого из сособственников зданий (помещений в них) на земельном участке, пропорционально площади помещений в зданиях, строениях, сооружениях, принадлежащим заявителям на праве собственности (т. 1 л.д. 105). Данное соглашение было представлено в Министерство имущественных отношений Самарской области, однако не принято во внимание.

С учетом этого, суд пришел к правильному выводу о том, что у Министерства имущественных отношений Самарской области отсутствовали предусмотренные законом основания для возврата заявления о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка.

Ссылка подателя жалобы на  несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора не может быть принята во внимание, так как согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти является обязательным.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.

В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным суд в соответствии с вышеуказанным Постановлением Пленума ВАС РФ обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

С учетом изложенного, оснований для изменения или отмены решения суда не имеется.

Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июля 2007 года по делу № А55-5200/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1 000 руб.

Исполнительный лист выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий              Е.М. Рогалева

Судьи                                   С.Т. Холодная

Н.Ю. Марчик

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2007 по делу n А55-5660/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также