Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 по делу n А65-19833/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

19 ноября  2008 г.                                                                               Дело № А65-19833/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е.,  при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:

от ООО «Гарри» - представитель не явился, извещено надлежащим образом,

от Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 ноября 2008 г. апелляционную жалобу ООО «Гарри», г.Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 октября 2008 г. по делу № А65-19833/2008, судья Хамитов З.Н., принятое по заявлению ООО «Гарри», г.Казань, к Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Татарстан, г.Казань,

о  признании незаконным и отмене постановления от 04 сентября 2008 г. № 385  о назначении административного наказания  по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Гарри» (далее – ООО «Гарри», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Татарстан (далее – налоговый орган, административный орган) от 04 сентября 2008 г. № 385 о назначении административного наказания по ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции.

Решением суда 02 октября 2008 г. в удовлетворении заявления Обществу отказано на том основании, что оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах полномочий, предоставленных законом, при наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.

В апелляционной жалобе ООО «Гарри» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушения порядка проведения осмотра помещения и находящихся в нем вещей, в связи с чем составленный протокол осмотра не может быть признан надлежащим доказательством.

Отзыв на апелляционную жалобу налоговый орган не представил, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, налоговым органом 25 августа 2008 г. было проверено соблюдение ООО «Гарри» требований законодательства в области государственного регулирования и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем Обществу баре бильярдного клуба «Гарри», расположенном по адресу: г. Казань, ул.Р.Зорге, д.119.

В ходе проверки было установлено, что Обществом осуществлялась розничная реализация, в том числе в розлив, алкогольной продукции, на которую в прейскуранте на алкогольную продукцию не указан объем алкогольной продукции, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а именно: ликер «Бэйлиз» сливочный, емкостью 0,5 л, производитель Ирландия; ликер «Куантро», емкостью 0,5 л, производитель Франция. Кроме того, в прейскуранте на алкогольную продукцию на горькую настойку «Мягков» со вкусом и ароматом клюквы, емкостью 0,5 л, крепостью 38%, производитель «ПЛВЗ» отсутствовала информация: наименование алкогольной продукции, объем в потребительской таре, цена за весь объем в потребительской таре, а также за 0,1 л и 0,05 л (в прейскуранте имеется информация на настойку горькую «Мягков со вкусом клюквы», крепостью 40%).

Таким образом, покупателям не предоставлялась полная и достоверная информация о приобретаемой в организации алкогольной продукции, тем самым ООО «Гарри» не обеспечило покупателям возможность правильного выбора товаров. Дополнительно вывешенных ценников на алкогольную продукцию не имелось.

Указанными действиями Общество нарушило требования Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, (с изменениями от 15 декабря 2006 г.) и Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).

В отношении ООО «Гарри» налоговым органом 25 августа 2008 г. составлен протокол осмотра № 011134 и 28 августа составлен протокол № 08/409 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, (л.д.5) и 04 сентября 2008 г. вынесено постановление № 385 (л.д.6) о назначении Обществу административного наказания  по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной спиртосодержащей продукции или без таковой.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан регулируются Федеральным законом № 171-ФЗ, Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 (с изменениями от 8 февраля 2006 г.), а также постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 23 декабря 2005 г. № 616 «О мерах по обеспечению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан».

Согласно ст. 26 Федерального закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

В силу требований ч.3 ст.11 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании, цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения; сертификации алкогольной продукции; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.

В соответствии с п. 11 вышеуказанных Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения товара.

Таким образом, законодательство устанавливает обязательность соответствия ценника на товар документам, подтверждающим объявленную цену и наименование товара.

Согласно п.141 раздела XIX Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 (в редакции, действующей в проверяемый период), при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указаны наименование продукции и цена. При продаже алкогольной продукции в розлив указываются ее наименование и цена за 1,0 л и 0,1 л.

В организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л.

По требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции.

Действия Общества правильно квалифицированы налоговым органом по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Вина Общества в совершении вменяемого ему правонарушения подтверждается протоколом осмотра, протоколом об административном правонарушении.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Непринятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, подтверждено доказательствами. Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Общество имело возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств) не нарушать требования законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, однако не приняло всех зависящих от него мер для его соблюдения.

Руководитель Общества присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении и был уведомлен о времени и месте рассмотрение дела.

В ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ предусмотрено право органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16, частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19, 15.13 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3КоАП РФ.

В силу ч.2 ст.27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

Согласно ч.1 ст.25.7 КоАП РФ в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

Как следует из протокола осмотра от 25 августа 2008 г. № 011134, осмотр произведен сотрудниками налогового органа в присутствии работников Общества Васильевой А.Р. и Овчинникова А.Л., то есть заинтересованных лиц. Однако участие при проверке в качестве понятых работников Общества при наличии других объективных доказательств (в том числе объяснительной продавца, протокола об административных правонарушениях, изъятым прейскупантом) не является достаточным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Общества о недоказанности события правонарушения.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. № 17-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Оборот алкогольной, спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем и  совершенное предпринимателем правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции,  гарантирующий охрану жизни и здоровья потребителей, и, следовательно, создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам. Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает наступления негативных последствий, предполагая возможность их наступления в случае несоблюдения правил, установленных для розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С учетом изложенного судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 по делу n А72-3302/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также