Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 по делу n А55-8387/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

31 октября 2008 года                                                                            Дело № А55-8387/2008

г. Самара

 

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рогалевой Е.М.,

судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,

с участием:

от заявителя – Аникина Т.К., доверенность от 05 февраля 2008 г.;

от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу

ООО НПСО «Самарский», г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2008 г.

по делу № А55-8387/2008 (судья Морозов Г.Н.),

по заявлению ООО НПСО «Самарский», г. Самара,

к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ООО НПСО «Самарский» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения требований (л.д. 51-53), принятых судом протокольным определением от 16 июля 2008 г., в котором просило признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство), выразившееся в непредставлении дополнительных к ранее выделенным площадью не более 18 кв.м. каждый, указанных в плане (в заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя пояснил, что имеется в виду проект границ земельного участка, расположенного по ул. Аминева в Промышленном районе города Самара, для строительства жилого дома ООО НПСО «Самарский», утвержденный постановлением главы города Самары от 06 сентября 2005 г. № 2291, для строительства многоэтажного жилого дома по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Аминева), трех земельных участков для строительства многоэтажного жилого дома по адресу: Промышленный район, г. Самара, ул. Аминева, и обязании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства осуществить предоставление вышеуказанных земельных участков, дополнительно к ранее предоставленному земельному участку площадью 3042,1 кв.м., в пределах акта о выборе земельного участка площадью 3093,1кв.м. (в заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя пояснил, что имеется в виду акт о выборе земельного участка площадью 3093, 1 кв.м. (приложение к постановлению главы города Самары от 01 ноября 2004 г. № 4437).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, действуя в порядке, предусмотренном Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. № 74, выполнило возложенную на него обязанность по обращению в уполномоченный орган с целью проведения работ по формированию земельного участка, для последующего его предоставления заявителю; в соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, однако срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек 01 ноября 2007 г., т.е. через 14 дней после обращения ООО НПСО «Самарский» с заявлением от 16 октября 2007 г. № 1912/ж; государственным органом надлежащим образом были выполнены действия, возложенные на него Земельным кодексом Российской Федерации и Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.

Не согласившись с выводами суда, ООО НПСО «Самарский» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что бездействие Министерства имело место, поскольку на момент подачи заявления в суд - а это июль 2008 г., Министерство не предоставило ответа на поданную заявку в установленный срок, прошло 10 месяцев с момента подачи заявителем надлежащей заявки; невозможно сформировать испрашиваемые земельные участки для проведения аукциона, потому что данные участки разрозненные и находятся в центре общего земельного участка, который предоставлен заявителю надлежащим образом; на общем земельном участке ведется строительство жилого дома с разрешительной документацией; согласно п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации для проведения работ по формированию земельного участка необходимо определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Невозможно на разрозненных участках по 16-18 кв.м., находящихся среди ранее отведенного земельного участка под строительство жилого дома, создать объект недвижимости и подключить к сетям инженерно-технического обеспечения; не по вине ООО НПСО «Самарский» сложилась такая ситуация, при которой сначала ему был предоставлен земельный участок по акту о выборе площадью 3093,1 кв.м., а договор аренды заключен только на земельный участок 3042,1 кв.м., так как на площади участка 50 кв.м. были расположены три гаража. Впоследствии Департамент по управлению имуществом г. Самары подтвердил расторжение договоров аренды под гаражами, снос гаражей произведен без каких-либо проблем; своим бездействием Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области продолжает нарушать права тех дольщиков, которые заключили договоры долевого участия в строящемся доме.

В судебном заседании представитель ООО НПСО «Самарский» доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.

Министерство считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

16 октября 2007 г. ООО НПСО «Самарский» обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 50,0 кв.м. для строительства жилого дома по улице Аминева.

Кроме того, 25 марта 2008 г. заявителем было направлено письмо в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области об информировании о ходе оформления земельного участка под строительство согласно заявки от 16 октября 2007 г. (л.д. 17).

Ответом от 16 апреля 2008 г. № Д-21/1172 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области пояснило, что заявление на запрашиваемый земельный участок площадью ориентировочно 50-51 кв.м. отправлено в Департамент строительства и архитектуры с целью последующего выставления его на торги, но в настоящее время земельный участок не сформирован, отсутствует утвержденный проект границ земельного участка, проведение аукциона не представляется возможным (л.д. 24-25).

При принятии решения об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, выразившегося в непредоставлении испрашиваемых дополнительных к ранее предоставленным трех земельных участков не более 18 кв.м. каждый, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, действуя в порядке, предусмотренном Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. № 74, выполнило возложенную на него обязанность по обращению в уполномоченный орган с целью проведения работ по формированию земельного участка, для последующего его предоставления заявителю.

Кроме того, суд указал, что в соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, однако срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек 01 ноября 2007 г., т.е. через 14 дней после обращения ООО НПСО «Самарский» с заявлением от 16 октября 2007 г. № 1912/ж.

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства) предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Акт о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства площадью 3093,1 кв.м. утверждены постановлением главы города Самары от 01 ноября 2004 г. № 4437 (л.д. 7-10).

При этом в состав этого участка вошли и три испрашиваемых заявителем земельных участка не более 18 кв.м. каждый, занимаемые металлическими гаражами.

Однако договор аренды земельного участка от 07 ноября 2006 г. (л.д. 26-30) заключен только на земельный участок 3042,1 кв.м., так как на площади участка 50 кв.м. были расположены три гаража. В декабре 2007 г. письмом № 80пр ООО НПСО «Самарский» обратилось в Департамент управления имуществом городского округа Самара о подтверждении сведений о расторжении договоров аренды под металлическими гаражами. В январе 2008 г. ответом за номером № 15-07-10/2553 Департамент управления имуществом городского округа Самара подтвердил расторжение договоров аренды земельных участков под металлическими гаражами.

Запрашиваемый земельный участок площадью ориентировочно 50-51 кв.м. состоит из трех разных земельных участков, освобожденных из-под металлических гаражей, являющимися как бы вкраплениями по предоставленному ранее заявителю земельному участку под строительство многоэтажного жилого дома. Сформировать объект недвижимости на таком земельном участке с подключением к нему инженерных сетей (а, соответственно, и проведение аукциона) не представляется возможным.

На предоставленном ООО НПСО «Самарский» земельном участке ведется строительство двухподъездного 10-ти этажного жилого дома.

Заключение договора в отношении данного земельного участка необходимо для правового оформления строящегося на его территории многоквартирного жилого дома.

Вывод суда о том, что бездействие Министерства отсутствует, поскольку срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек 01 ноября 2007 г., т.е. через 14 дней после обращения ООО НПСО «Самарский» с заявлением от 16 октября 2007 г. № 1912/ж не соответствует обстоятельствам дела, поскольку на момент обращения ООО НПСО «Самарский» в Министерство данный срок еще не истек и земельный участок уже был предварительно согласован в установленном порядке и основания для фактического предоставления в аренду земельного участка меньшей площадью, чем было предусмотрено в постановлении главы города Самары от 01 ноября 2004 г. № 4437 о предварительном согласовании места размещения объектов, а также в акте о выборе земельного участка для строительства, утвержденном

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 по делу n А55-9604/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также