Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по делу n А49-3649/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

22 октября 2008 года                                                                            Дело № А49-3649/2008

г. Самара

 

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рогалевой Е.М.,

судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,

с участием:

от заявителя – не явился, извещен;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу

Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 21 июля 2008 г.

по делу № А49-3649/2008 (судья Столяр Е.Л.),

по заявлению ООО «Поволждорсервис», с. Чемодановка, Пензенская обл.,

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области, г. Пенза,

о признании частично недействительным распоряжения, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Поволждорсервис» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области (далее – ответчик, Теруправление Росимущества по Пензенской области) о признании незаконными действий государственного органа, выразившихся в применении 15 % от кадастровой стоимости земельного участка при формировании выкупной цены земельного участка погрузочно-разгрузочной площадки, площадью 33084 кв.м. (кадастровый номер № 58:29:02 002 005:69) категории земель населенных пунктов для погрузочно-разгрузочной площадки, находящегося по адресу: примерно 430 м по направлению на северо-запад от ориентира строение, расположенного за пределами участка адрес ориентира: г. Пенза, ул. Ушакова, 18, а также заявитель просил обязать ответчика предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность за плату, исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5 % от кадастровой стоимости.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительным пункт 2 распоряжения Теруправления Росимущества по Пензенской области от 09 июня 2008 г. № 242-р, утверждающего расчет цены земельного участка (кадастровый номер 58:29:02002005:69), находящегося по адресу: примерно в 430 м по направлению на северо-запад от ориентира строение, расположенного за пределами участка адрес ориентира: г. Пенза, Железнодорожный район, ул. Ушакова, 18, общей площадью 33084 кв.м. для погрузочно-разгрузочной площадки в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, в размере 15 процентов от его кадастровой стоимости и просил обязать ответчика произвести расчет стоимости испрашиваемого земельного участка, исходя из 2,5 процента его кадастровой стоимости.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 21 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что поскольку заявитель является собственником расположенных на земельном участке (кадастровый номер 58:29:02 002 005:69) объектов недвижимости, входящих в состав погрузочно-разгрузочной площадки, и которые ранее находились в государственной собственности, он имеет законное право на приобретение указанного земельного участка по цене два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка.

Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе указывает, что в данном случае имущество отчуждалось из государственной собственности через его реализацию - судебными приставами, то есть с целью погашения долгов кредиторов, Российская Федерация доходов не получила. Таким образом, не соблюден принцип «возмездной основы» и, соответственно, факта самого «отчуждения имущества из государственной или муниципальной собственности» не было, как этого требует ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2007 г. № 137-ФЗ; положения ст.ст. 447-448 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы к данной сделке, так как данное имущество выставлялось на аукцион не Российской Федерацией, не собственником имущества, а судебными приставами, и доходы от арестованного у Российской Федерации имущества пошли на погашение долгов кредиторов; Территориальное управление считает обязательным соблюдение принципа возмездности при приобретении объекта недвижимости, который впоследствии дает право на льготный выкуп земельного участка, на котором он расположен; для определения формулировки «отчуждения имущества из государственной и муниципальной собственности», Территориальное управление применило приватизационное законодательство, в частности, Федеральный закон «О приватизации...» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ. Под «отчуждением имущества из государственной и муниципальной собственности» Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» понимается не что иное, как приватизация.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

На основании протокола от 31 июля 2002 г. № 2, утвержденного председателем Фонда имущества Пензенской области, ООО «Поволждорсервис» признано победителем аукциона по продаже арестованной судебным приставом-исполнителем погрузочно-разгрузочной площадки ЯК 7/4 УИТУ УВД Пензенской области в составе: весовой, литер А; весовой, литер Б; бытового помещения, литер В; караульного помещения, литер Г; бытовки, литер Д; площадки разгрузочно-погрузочной; автодороги, длиной 1,6 км; подкрановых путей, длиной 0,4 км; подъездной ж/д дороги, длиной 1,397 км; железнодорожного ограждения, 680 пог.м.; крана козлового КК 20-32 1 шт.; крана козлового ККС 20-32 - 1 шт., расположенной по адресу: г. Пенза, п. Монтажный. Пунктом 7 указанного протокола определено, что данный протокол имеет силу договора.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка (кадастровый номер 58:29:02002005:69), земельный участок, на котором располагается погрузочно-разгрузочная площадка, находится в собственности Российской Федерации. Площадь указанного земельного участка составляет 33084 кв.м. ± 64 кв.м., кадастровая стоимость – 39 667 716 руб.

При принятии решения об удовлетворении требований заявителя о признании недействительным п. 2 распоряжения Теруправления Росимущества по Пензенской области от 09 июня 2008 г. № 242-р, утверждающего расчет цены земельного участка (кадастровый номер 58:29:02002005:69) в размере 15 процентов от его кадастровой стоимости, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ) до 1 января 2010 г. в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе, возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Пунктом 2 указанного Закона также определено, что до 1 января 2010 г. лица, не указанные в п. 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения, в том числе, от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Подпунктом 2 п. 3 ст. 12 Закона Пензенской области от 07 апреля 2003 г. № 461-ЗПО «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» (в ред. Закона от 19 ноября 2007 г. № 1424-ЗПО) предусмотрено, что лица, не указанные в подпункте 1 пункта 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене в населенных пунктах, в том числе, от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Ставка земельного налога на территории города Пензы в соответствии с решением Пензенской городской Думы от 25 ноября 2005 г. № 238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» установлена в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельных участков.

Кадастровая стоимость земельного участка под промышленными объектами в квартале 002 002 005 определена в размере 1 199 руб. за 1 кв. метр земли.

Как установлено материалами дела, ООО «Поволждорсервис» является коммерческой организацией, которой на праве собственности принадлежат находящиеся на погрузочно-разгрузочной площадке: здание (весовая), литер А; здание (бытовое помещение), литер В; здание (караульное помещение), литер Г; железнодорожный путь протяженностью 1397 п.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав от 31 октября 2007 г. и 05 сентября 2007 г.

Погрузочно-разгрузочная площадка в составе, в том числе: весовой, литер А; бытового помещения, литер В; караульного помещения, литер Г, находилась в 2002 г. в государственной собственности и была продана ООО «Поволждорсервис» на аукционе за долги.

Земельный участок, на котором находится погрузочно-разгрузочная площадка, в 1982 г. был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению ЯК 7/4 на основании государственного акта на право пользования землей А-1 № 106986 для размещения погрузочно-разгрузочной площадки.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

С учетом этого суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что поскольку заявитель является собственником расположенных на земельном участке (кадастровый номер 58:29:02 002 005:69) объектов недвижимости, входящих в состав погрузочно-разгрузочной площадки, и которые ранее находились в государственной собственности, он имеет законное право на приобретение указанного земельного участка по цене два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка.

Суд правильно отклонил доводы ответчика, которые также указаны и в апелляционной жалобе, так как указанное имущество было реализовано не в процессе приватизации, а в результате продажи за долги. Причем принцип «возмездности», который, по мнению ответчика, в случае продажи земельного участка по цене 2,5 % от его кадастровой стоимости не будет соблюден, предполагает любую сделку, в результате которой сторона по сделке получает определенное возмещение (вознаграждение), кроме договора дарения.

Поэтому поскольку земельный участок продается, а не дарится, принцип «возмездности» и в случае установления выкупной цены земельного участка в размере 15 % от его кадастровой стоимости, и в случае установления цены в размере 2,5 % соблюдается.

Суд правильно посчитал ошибочной ссылку ответчика на ст. 1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», т.к. приватизации государственного имущества не было, а в силу п. 4 ст. 3 данного Закона к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства, то есть нормы 447-448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования о признании недействительным п. 2 распоряжения Теруправления Росимущества по Пензенской области от 09 июня 2008 г. № 242-Р в части утверждения расчета цены земельного участка в размере 15 % от его кадастровой стоимости являются обоснованными, подтвержденными материалами дела, подлежащими удовлетворению  на основании  ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Федерального закона

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по делу n А65-6054/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также