Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008 по делу n А55-8426/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

16 октября  2008 года.                                                                          Дело № А55-8426/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления оглашена 14 октября 2008 г.

В полном объеме постановление изготовлено 16 октября 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи  Радушевой О.Н.

судей Серебряковой Е.А., Селиверстовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания Журавлевой А.О., с участием:

- ОАО «Автоваз», г.Тольятти, - представитель Хрулева Ю.В. по доверенности от 25.10.2007 №00010/448-д,

- ОАО «АВТОВАЗТРАНС», г.Тольятти, - представитель Дюдяев А.П. по доверенности от 25.07.2008 №58000/85.

Рассмотрев  в открытом судебном заседании арбитражного апелляционного суда в зале №2 апелляционную жалобу ОАО «Автоваз», г.Тольятти,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2008 года (судья Бунеев Д.М.), принятое по делу №А55-8426/2008

по иску ОАО «АВТОВАЗТРАНС», г.Тольятти,

к ОАО «Автоваз», г.Тольятти,

о взыскании в порядке регресса 15 012 руб.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском о взыскании с ответчика в порядке регресса суммы убытков в размере 15 012 руб., уплаченной истцом по решению Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2007 по делу № А55-1806/07(33) о взыскании с истца в пользу ОАО «Российские железные дороги» штрафа в сумме 13 900 руб. и расходов по госпошлине в сумме 1 112 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2008  исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ОАО «Автоваз», г.Тольятти, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда от 11 августа 2008 отменить, поскольку судом первой инстанции не в полном объеме исследованы материалы дела, что явилось следствием противоречия статьям 308, 420, 421, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО «Автоваз», г.Тольятти,  апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.

Представитель  ОАО «АВТОВАЗТРАНС», г.Тольятти, с доводами, изложенными  в апелляционной жалобе не согласился, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив  материалы дела, заслушав пояснения сторон, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными обстоятельствами по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.

Как усматривается из материалов дела, между ОАО «РЖД» и ОАО «АВТОВАЗТРАНС» был заключен договор №3/369 на эксплуатацию ж.д. пути необщего пользования, сроком действия с 01.11.2004 по 31.10.2005. Дополнительным соглашением от 01.11.2005 срок действия договора №3/369 продлен по 01.04.2006.

Учитывая, что единственным грузоотправителем и грузополучателем является ОАО «АВТОВАЗ», между ОАО «РЖД», ОАО «АВТОВАЗТРАНС» и ОАО «АВТОВАЗ» было подписано соглашение №8978 от 23.11.2004 «О взыскании платы за пользование вагонами ОАО «РЖД» и других сборов и штрафов, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта и Тарифными руководствами», срок действия с 01.11.2004  по 31.10.2005. В соответствии с вышеуказанным соглашением, по договору №3/369 обязанность по оплате штрафов за задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой возложена на ОАО «АВТОВАЗ».

Дополнительное соглашение от 25.05.2006г., продлевающее срок действия тройственного соглашения №8978 по 01.07.2006, подписанное ОАО «РЖД» и ОАО «АВТОВАЗТРАНС», ОАО «АВТОВАЗ» возвращено письмом №90400/5-5338 от 29.08.2006 г. без согласования.

В 2006 г., по окончании срока действия соглашения №8978 от 23.11.2004 г. несмотря на отсутствие согласованного документа, регулирующего отношения сторон, ОАО «РЖД» продолжало подавать вагоны на ж.д. пути необщего пользования, а ОАО «АВТОВАЗ» продолжало исполнять принятые на себя обязательства, пользоваться вагонами и являлось фактически грузоотправителем и грузополучателем. Данные отношения подтверждаются документами, а также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2007  по делу №А55-1806/07 (33).

Указанным решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2007 по делу № А55-1806/07(33) с истца в пользу ОАО «Российские железные дороги» взыскан штраф 13 900 руб. за задержку вагонов и расходы по государственной пошлине 1 112 руб. (л.д.9).

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2007 по делу № А55-1806/07(33) оставлено без изменения кассационной инстанцией и исполнено истцом в полном объеме, что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением от 21.08.2007 № 002 (л.д.15).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2007 по делу № А55-1806/07(33) установлено, что ответственность за задержку вагонов ОАО «РЖД» с грузами ОАО «АвтоВАЗ», под погрузкой и выгрузкой на путях необщего пользования, принадлежащих ОАО «АвтоВАЗТранс», должен нести ОАО «АвтоВАЗ», однако поскольку договор не подписан ОАО «АвтоВАЗ», то, соответственно, вышеуказанные пункты обязательств в отношении данного юридического лица в силу ст.ст.420, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации признаны недействующими.

Согласно ст.39 Устава железнодорожного транспорта РФ за время нахождения вагонов у обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования,  либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами.

В пункте 4.3 «Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику.

Материалами дела №А55-1806/07(33) подтверждается, что на железнодорожном пути необщего пользования под  грузовыми операциями в период с 27.03.2006 по 05.04.2006 находились  принадлежащие ОАО «РЖД» вагоны №№ 22063788,  22788376,  28015451,  62746037, 23325988, 65828578   с грузом   ОАО «АвтоВАЗ», что  подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов №№ 4001, 4003, 4005, а также памятками приемосдатчика №№ 1277,  1343,  1357,  1379, 1415, 1481,  1487,  1495, 1513,  1515, 1560.

В соответствии со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта РФ вносимая в соответствии со статьей 39 устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке. За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Согласно статье 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Согласно ст.100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в указанной статье, увеличивается в два раза.

В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Факт отсутствия на момент простоя вагонов трехстороннего соглашения  не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку предъявленная ко взысканию сумма является не штрафом, а убытками, причиненными истцу по вине ответчика.

Вступившим в законную силу судебным актом по делу № А55-1806/07(33) установлен факт наличия вины ответчика, в результате которой истец понес убытки в сумме 15 012 руб.

Ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства отсутствия вины за задержку вагонов, равно как и доказательства  возмещения понесенных истцом убытков.

На основании изложенного, требования истца являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными, по основаниям, изложенным выше.

Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы и уплачены им при подаче апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб. по платежному поручению №74172 от 04.09.2008.

Руководствуясь ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

                                 

 ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2008 года  по делу №А55-8426/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                         О.Н. Радушева

Судьи                                                                                                       Е.А. Серебрякова

Н.А. Селиверстова

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008 по делу n А55-1582/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также