Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2007 по делу n А55-19862/2006. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

14 мая 2007 г.                                                  Дело № А55-19862/2006

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлютовой Р.И.,

с участием:

от заявителя – Уфимский В.В., доверенность от 15 января 2007 г.;

от заинтересованного лица – Епифанов А.В., доверенность от 1 ноября 2006 г. № 12-14970,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу

Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 марта 2007 г. по делу № А55-19862/2006 (судья Черномырдина Е.В.),

по заявлению

ОАО «Самаратрансавто», г. Самара

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара

о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Самаратрансавто», г. Самара (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконными действий Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее – ответчик, регистрационная служба), выразившихся в отказах в государственной регистрации от 09 октября 2006 г. №№ 01/113/2006-657, 01/113/2006-665, 01/113/2006-669, 01/113/2006-671, 01/113/2006-672, 01/113/2006-681, 01/113/2006-692, 01/113/2006-698, 01/113/2006-708, обязании произвести государственную регистрацию прекращения права собственности на объект недвижимого имущества - асфальтовое покрытие (площадь 18 979, 5 кв.м.) по адресу: 443051, Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Республиканская, д. 106 и обязании зарегистрировать право собственности на вновь созданные в результате деления объекты недвижимого имущества:

- асфальтовое покрытие (площадь 1 920, 90 кв.м.) по адресу: 443051, Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Республиканская, д. 106;

- асфальтовое покрытие (площадь 909, 70 кв.м.) по адресу: 443051, Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Республиканская, д. 106;

- асфальтовое покрытие (площадь 762, 60 кв.м.) по адресу: 443051, Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Республиканская, д. 106;

- асфальтовое покрытие (площадь 311, 80 кв.м.) по адресу: 443051, Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Республиканская, д. 106;

- асфальтовое покрытие (площадь 956, 00 кв.м.) по адресу: 443051, Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Республиканская, д. 106;

- асфальтовое покрытие (площадь 1 420, 70 кв.м.) по адресу: 443051, Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Республиканская, д. 106;

- асфальтовое покрытие (площадь 407, 40 кв.м.) по адресу: 443051, Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Республиканская, д. 106;

- асфальтовое покрытие (площадь 12 290, 4 кв.м.) по адресу: 443051, Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Республиканская, д. 106.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 марта 2007 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражают информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Ссылка заинтересованного лица на Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359, суд посчитал несостоятельной, так как он не предусматривает какие-либо ограничения по делению асфальтового покрытия, в связи с чем ФГУП «Ростехинвентаризация» данные объекты поставлены на технический учет как самостоятельные объекты.

Не согласившись с выводами суда, Главное управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что части объекта – асфальтовое покрытие не являются самостоятельными объектами недвижимости, так как им были присвоены субномера, которые, в соответствии с пунктом 12 Правил ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, присваиваются части объекта. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что к объектам недвижимости отнесены сооружения, но не его части. Объектом, выступающим как сооружение, является отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Следовательно, не представляется возможным разделить сооружение на составные части. Технический учет объектов недвижимого имущества, проводимый в Российской Федерации ФГУП «Ростехинвентаризация», не является правообразующим для безусловной констатации наличия или отсутствия объекта недвижимого имущества. Регистрирующий орган при проведении правовой экспертизы документов, представленных на регистрацию в соответствии со статьей 13 Закона о регистрации, вправе исследовать вопрос о правомерности постановки на технический учет объекта недвижимого имущества.

В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Общества считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Общество обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о регистрации новых объектов недвижимого имущества, созданных в результате деления асфальтового покрытия на отдельные части.

Объект недвижимого имущества сооружение - асфальтовое покрытие, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Республиканская, д. 106, общей площадью 18 979, 50 кв.м. принадлежит на праве собственности ОАО «Самаратрансавто», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № 207493 от 19 августа 2004 г. (т. 1 л.д. 32).

Заявителем поданы заявления о регистрации права собственности новых асфальтовых покрытий площадью 1 260, 2 кв.м., 1 920, 9 кв.м., 909, 70 кв.м., 762, кв.м., 311, 80 кв.м., 956 кв.м., 1 420, 70 кв.м., 407, 40 кв.м., которые созданы в результате деления асфальтового покрытия на отдельные части.

Извещениями от 05 июня 2006 г., 23 июня 2006 г., 25 августа 2006 г. регистрирующий орган сообщил заявителю о приостановлении государственной регистрации (т. 1 л.д. 106-108, 110-112, 118-120).

Основанием для приостановления явились сомнения о возможности разделения сооружения - асфальтового покрытия на составные части.

09 октября 2006 г. сообщениями №№ 01/113/2006-657, 01/113/2006-665, 01/113/2006-669, 01/113/2006-671, 01/113/2006-672, 01/113/2006-681, 01/113/2006-692, 01/113/2006-698, 01/113/2006-708 Главное управление Федеральной регистрационной службы отказало в государственной регистрации прекращения права собственности на асфальтовое покрытие площадью 18 979, 5  кв.м. и регистрации права собственности на вновь созданные объекты (т. 1 л.д. 121-146).

Арбитражный апелляционный суд считает данные отказы в регистрации соответствующими нормам действующего законодательства в связи со следующим.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.

В качестве документов, содержащих техническое описание объектов недвижимого имущества, заявителем были представлены Выписки из единого государственного реестра объектов капитального строительства, содержащие информацию о технических характеристиках частей объектов недвижимости. В соответствии с указанными выписками объектом технического учета указано сооружение - асфальтовое покрытие, площадью 18 979, 50 кв.м.

Согласно пункту 3 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 921, единый реестр представляет собой упорядоченную систему записей, содержащих в них сведения об объектах недвижимости и являющихся доказательством существования учетного объекта в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и других технических характеристиках на определенную дату. В результате внесения записи в Единый реестр, объекту градостроительной деятельности присваивается инвентарный номер (пункт 7 Правил).

Инвентарный номер является основой для оформления кадастрового номера, который представляет собой уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права.

Согласно статье 1 Закона о регистрации кадастровый номер здания или сооружения состоит, в том числе, и из инвентарного номера сооружения. Кадастровый номер сооружения состоит из инвентарного номера, и сохраняется пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права.

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подраздел 1 содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.

Согласно пункту 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в реестре указываются кадастровый и инвентарный номер сооружения.

Таким образом, объект капитального строительства - сооружение, должен характеризоваться отдельным инвентарным и кадастровым номером.

В соответствии с данными ФГУП «Ростехинвентаризация» присвоен инвентарный номер ОКС - асфальтового покрытия, площадью 18 979, 50 кв.м., следовательно, кадастровый номер может быть сформирован только в отношении данного объекта.

Объектам права, регистрация права собственности на которые заявлялась, были присвоены субномера. Субномер в соответствии с пунктом 12 Правил ведения единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности присваивается части объекта.

Таким образом, части данного объекта, технические характеристики которых приведены в указанных выписках, не являются самостоятельными объектами недвижимости.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса РФ к объектам недвижимости отнесены сооружения, но не его части.

В соответствии со статьей 1 Закона о регистрации к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относятся, в том числе, и сооружения.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359, здания и сооружения являются самостоятельными объектами. При этом сооружения представляют собой строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Следовательно, не представляется возможным разделить сооружение на составные части.

Таким образом, как нормы материального права, так и Правила ведения ЕГРП, не позволяют провести государственную регистрацию на часть сооружения как на отдельный объект.

В качестве оснований для признания незаконными действий регистрирующего органа судом указано, что поскольку на объекты недвижимого имущества, права на которые были заявлены на регистрацию ОАО «Самаратрансавто» были выданы технические паспорта, то они являются самостоятельными объектами недвижимого имущества и, следовательно, могут эксплуатироваться самостоятельно.

Однако проведенный ФГУП «Ростехинвентаризация» учет не является безусловным основанием для «возникновения» объекта недвижимости, тем более в виде абстрактных частей. Кроме того, в соответствии с Гражданским кодексом РФ к идентифицирующим каждое здание, строение, сооружение признакам, относится площадь. В данном случае, исходя из документов, содержащих техническое описание объектов недвижимости, части сооружения были образованы путем деления асфальтового покрытия площадью 18 979, 5 кв.м. на 7 (семь) частей.

Исходя из вышеуказанных документов, невозможно установить, какое местоположение этих частей относительно всего покрытия. Кроме того, непонятно какими идентифицирующими признаками руководствовался орган технической инвентаризации при делении покрытия на эти части, поскольку на границах частей сооружения отсутствуют какие-либо физические ограждения (заборы, перекрытия), позволяющие технически отделить одну часть покрытия от другой. Отсутствуют критерии, позволяющего отделить одну часть сооружения от других.

Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности на части объектов недвижимого имущества, и, соответственно, не было оснований для государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества - асфальтовое покрытие, площадью 18 979, 50 кв.м.

С учетом изложенного, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела решение суда первой инстанции в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ следует отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.

Расходы по госпошлине согласно статье 110 АПК РФ следует возложить на заявителя.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

                                           

 ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 марта 2007 г. по делу № А55-19862/2006 отменить.

В удовлетворении требований ОАО «Самаратрансавто» отказать.

Взыскать с ОАО «Самаратрансавто», г. Самара в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 9 000 руб.

Исполнительный лист выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                           П.В. Бажан

В.В. Кузнецов

 

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2007 по делу n А72-3415/2003. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также