Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу n А55-607/2008. Принять новый судебный акт (п.2 ст.269, ч.5 ст.270 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

15 октября 2008 г.                                                                                   Дело № А55-607/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено  15 октября 2008 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марчик Н.Ю., судей Бажана П.В., Кузнецова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:

от заявителя –  Чупшева Л.А., доверенность от 04.08.2008 г. № 234, Ваганова М.А., доверенность от 23.04.2008 г. № 136,

от ответчика –  Салова А.В., доверенность от 09.10.2008 г. № Д-49/517,

от третьих лиц:

от Главного управления федеральной регистрационной службы по Самарской области – не явился, извещен,

от Территориального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области – Первушина И.И., доверенность от 13.08.2008 г. №  459,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 октября 2008 г., в зале № 7, дело № А55-607/2008 по заявлению ЗАО ИСК «Средневолжскстрой»

к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области

третьи лица:

Главное управление федеральной регистрационной службы по Самарской области

Территориальное агентство по управлению федеральным имуществом по Самарской области

о признании незаконным отказа и предоставлении земельного участка в аренду,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО ИСК «Средневолжскстрой» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к  Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее – ответчик, Министерство), с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК  РФ (т. 1 л.д. 43-45, 83-86), о признании незаконными отказа от 04.12.2007 г. № Д-21/4505 и об обязании ответчика выдать распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3002,6 кв.м для завершения строительства четырех секционного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой сроком на 11 месяцев.

Определением  суда первой инстанции от 17 марта 2008 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Главное управление федеральной регистрационной службы по Самарской области.

Решением суда первой инстанции от 05 июня 2008  года требования Общества удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2008 года решение суда первой инстанции от 05 июня 2008 года отменено. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное агентство по управлению федеральным имуществом по Самарской области, дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным АПК  РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

При новом рассмотрении дела представители Общества поддерживают заявленные требования. По мнению заявителя, отказ Министерства в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду является незаконным и нарушающим его права, поскольку Обществом выполнены все требования, предусмотренные п. 15 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В соответствии с договором от 26.06.2003 г. № 5 о передаче функций заказчика право пользователя (арендатора) земельного участка площадью 3002,6 кв. м перешло от ЗАО «ЭДС» к ЗАО ИСК «Средневолжскстрой», что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 03.11.2006 г. по делу №А55-10974/2005. В соответствии с п. 5 ст. 30.2 Земельного кодекса  РФ Общество, как арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, имеет исключительное право приобрести испрашиваемый земельный участок в аренду.

Представитель Министерства в судебном заседании заявленные требования не признает. Считает, что отказ ответчика в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства.

Представитель третьего лица Территориального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области в судебном заседании просит в удовлетворении требований заявителя отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Поддерживает доводы ответчика, а также указывает, что испрашиваемый Обществом земельный участок образован из земельного участка площадью 12149,40 кв. м, который, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является собственностью Российской Федерации. Полномочиями по распоряжению спорным земельным участком в настоящее время обладает исключительно Территориальное управление Росимущества по Самарской области.

Представитель третьего лица Главного управления федеральной регистрационной службы по Самарской области в судебное заседание не явился.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК  РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии представителя третьего лица Главного управления федеральной регистрационной службы по Самарской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 22.05.2002 г. Постановлением Главы города Самара № 250 утвержден проект границ земельного участка, ЗАО «ЭДС» предоставлен в аренду земельный участок площадью 1,21494 га на срок 3 (три) года и разрешено строительство жилого комплекса со встроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой в границах улиц Самарской, Вилоновской, Садовой, Рабочей в Ленинском районе г. Самары. Указанным Постановлением продлен и срок аренды ранее предоставленного участка площадью 1571,60 кв.м. на срок 5 (пять) лет по улице Вилоновской/Самарской в Ленинском районе г. Самары для организации строительной площадки (т. 1 л.д.  16).

На основании данного Постановления между ЗАО «ЭДС» и Комитетом по управлению имуществом г. Самары заключен договор аренды земельного участка  от 22.08.2002 г. № 011937з (т. 1 л.д. 7-15), зарегистрированный Управлением юстиции Самарской областной регистрационной палатой.

26.06.2003 г. ЗАО «ЭДС» с ЗАО ИСК «Средневолжскстрой»  заключен договор № 5 «О передаче функций Заказчика по строительству жилого дома по адресу: г. Самара, квартал 96 по ул. Вилоновская, Самарская», в соответствии с которым Обществу переданы функции Заказчика по строительству 5-ти секционного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом, расположенного по указанному адресу (т.1 л.д. 18-21).

В соответствии с актом приема-передачи от 29.06.2003 г. ЗАО «ЭДС» передало, а ЗАО ИСК «Средневолжскстрой» приняло строительную площадку площадью 3002,6 кв.м. (л.д. 22).

Общество обратилось в Министерство с заявлением от 15.10.2007 г. (исх. № 512) о предоставлении в аренду ЗАО ИСК «Средневолжскстрой» земельного участка площадью 3 002,6 кв.м. по адресу: г. Самара, квартал № 96, улица Садовая/Вилоновская для завершения строительства четырех секционного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой. При этом Общество указало на фактическое выполнение им условий, определенных п. 15 ст. 3 Федерального закона РФ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации»: ЗАО ИСК «Средневолжстрой» произведено отселение жильцов домов и выплата компенсаций собственникам объектов недвижимости, расположенных в зоне строительства, осуществлено строительство объектов коммунальной инфраструктуры (т. 1 л.д. 50-53).

Письмом от 04.12.2007 г. № Д-21/4505 Министерство отказало в заявленных требованиях.

Основанием отказа предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка послужило то обстоятельство, что, по мнению Министерства, правоотношения между ЗАО ИСК «Средневолжстрой» и органом местного самоуправления не возникали не только в отношении правоотношений, предусмотренных п. 15 ст. 3 Федерального закона РФ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», но и в части предоставления земельного участка для строительства (т. 1 л.д. 54-55).

Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим права заявителя, Общество  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта, его соответствие закону, при этом, в силу пункта 5 указанной статьи, с учетом статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта возлагается на орган, который принял акт.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктами 5 и 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено,  что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

20.10.2003 г. и 20.10.2004 г. Общество обращалось к Главе города Самара о разделении земельного участка площадью 12149,5 кв.м и функций Заказчика-Застройщика между ЗАО «ЭДС» и ЗАО ИСК «Средневолжскстрой» (т. 1 л.д.104-105, 106-107).

Из сообщения Администрации городского округа Самара от 26.04.2006 г. № 05/14-708 следует, что проект Постановления Главы городского округа «Об утверждении проекта границ земельных участков, предварительном согласовании места размещения, предоставлении в аренду земельных участков, передаче закрытому акционерному обществу «Инвестиционная Строительная Корпорация» «Средневолжскстрой» функции заказчика по строительству жилого дома и подземной автомобильной стоянки по адресу: улица Садовая, улица Вилоновская в Ленинском районе города Самары» находится на согласовании (т. 1 л.д. 28).

Судом апелляционной  инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что указанный проект Постановления Главой городского округа Самары не подписан (т. 1 л.д. 38-41); решение о передаче Обществу функции заказчика по строительству жилого дома, которым было бы: прекращено право аренды ЗАО «ЭДС» на земельный участок площадью 3002,6 кв.м, утвержден проект границ данного земельного участка, предварительно согласовано ЗАО ИСК «Средневолжскстрой» место размещения объекта и предоставлен в аренду  заявителю испрашиваемый земельный участок, уполномоченным органом не принималось.

В связи с чем, довод заявителя о том, что решением Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-10974/2006-40 установлен переход права пользователя (арендатора) земельного участка площадью 3002,6 кв. м от ЗАО «ЭДС» к ЗАО ИСК «Средневолжскстрой», суд апелляционной инстанции признает несостоятельным. Указанным решением подтверждается, что ЗАО «ЭДС» лишь исполнил все необходимые действия для выполнения условий договора № 5 от 26.06.2003 г. в части разделения земельного участка на двух арендаторов. По тем же основаниям суд апелляционной инстанции считает необоснованным указание заявителя о наличии у него исключительного права на приобретение земельного участка площадью 3002,6 кв.м в аренду на основании на п. 5 ст. 30.2 Земельного кодекса  РФ.

В соответствии с п. 15 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-Ф3 «О введение в действие Земельного кодекса РФ» до 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:

соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004 г.;

соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство  объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.

Судом апелляционной инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что соглашение, заключенное ЗАО ИСК «Средневолжскстрой» с исполнительным органом государственной власти или с органом местного самоуправления до 30.12.2004 г., в котором было бы предусмотрено осуществление передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры, отсутствует.

Кроме того, как следует из материалов дела, земельный участок, являющийся предметом договора аренды по настоящему делу, образован из земельного участка площадью 12 149,40 кв.м, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией, согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Уполномоченным органом по распоряжению земельным участком является Территориальное агентство по управлению федеральным имуществом по Самарской области.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого отказа Министерства от 04.12.2007 г. № Д-21/4505 действующему земельному законодательству и отсутствии нарушений прав и интересов Общества в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований ЗАО ИСК «Средневолжскстрой» следует отказать.

В соответствии со ст.ст. 110, 112 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб., надлежит отнести на ЗАО ИСК «Средневолжскстрой».

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176-177, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

В удовлетворении заявленных требований ЗАО ИСК «Средневолжскстрой» отказать.

Взыскать с ЗАО ИСК «Средневолжскстрой» в пользу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       Н.Ю. Марчик

Судьи                                                                                                                      П.В. Бажан

В.В. Кузнецов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу n А55-9014/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также