Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу n А65-7281/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

09 октября  2008 г.                                                                            дело № А65- 7281/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 06 октября  2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено:  09 октября  2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Апаркина В.Н., Марчик Н.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,

с участием:

от заявителя – извещен, не явился,

от ответчика – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 7, апелляционную  жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июля 2008 г. по делу № А65-7281/2008 (судья Абульханова Г.Ф.),

принятое по заявлению Муниципального учреждения здравоохранения «Городской родильный дом № 4 г. Казани», г. Казань, Республика Татарстан,

к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан,

о признании недействительными решений от 31.01.2008 г. № 7, от 11.02.2008 г. № 2,

                                                       УСТАНОВИЛ:

 

   Муниципальное учреждение здравоохранения «Городской родильный дом № 4 г. Казани» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решений от 31.01.2008 г. № 7, от 11.02.2008 г. № 2 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань  (далее  ответчик).

   Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июля 2008 г.  заявление удовлетворено. Признано  недействительными решение Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала № 3 от 31.01.2008 г. № 7, от 11.02.2008 г.  № 2. На  Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала № 3 возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Муниципального учреждения здравоохранения «Городской родильный дом № 4 г. Казани».

        Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о  времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.

         Как следует из материалов дела, ответчиком проведена проверка заявителя по вопросам обоснованности выдачи, организации учета и хранения родовых сертификатов в учреждении здравоохранения.

      По результатам проверки составлены справки от 19.12.2007 г. № 7 и от 11.02.2008 г. № 2 и приняты решения от 31.01.2008 г. № 7 и от 11.02.2008 г. № 2 о непринятии сумм по родовым сертификатам, выданным учреждением здравоохранения в счет средств, полученных от ответчика.

     Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования обоснованно исходил из следующего.

     Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 (статья 3), (далее  Основы) и Законом Республики Татарстан от 18.06.1998 г. № 1659 «Об охране здоровья граждан» (статья 3), (далее  Закон РТ) регулируются отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Государственные гарантии предполагают предоставление гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан в соответствии с государственными программами обязательного медицинского страхования и медицинского обслуживания граждан.

    Статьями 20, 20.1, 38 Основ и 17, 37 Закона РТ медико-социальная помощь    оказывается    медицинскими,    социальными    работниками    и    иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения на основе договоров со страховыми организациями и имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по специальностям «акушерство и гинекология» и или «педиатрия».

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 885 утверждена программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, в соответствии с положениями которой стационарная помощь при родах предоставляется бесплатно.

    Статьей 19 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 234-Ф3 установлено, что Фонд с 2007 года за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» в сумме 14 500 000 тыс. рублей, осуществляет оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности в сумме 3 000  рублей, а в период родов и в послеродовом периоде в сумме 6 000 рублей соответственно за каждую женщину, получившую указанные услуги, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме 1 000 рублей за каждого ребенка.

  Согласно пункту 7 Правил финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовом периоде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 869, оплата услуг по медицинской помощи осуществляется региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации на основании талонов родового сертификата.

  В пункте 17 Порядка и условий оплаты услуг указано, что «не подлежат оплате и направлению в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации талоны родовых сертификатов за услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования».

   Из приведенных норм следует, что если учреждение здравоохранения оказало женщинам услуги медицинской помощи в период беременности, родов и в послеродовой период на платной основе, то такие услуги не подлежат повторной оплате Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

   Судом первой инстанции установлен факт оказания услуг 84 женщинам, которым заявитель оказывал услуги по медицинской помощи в период родов и в послеродовой период, но дополнительно оказанные им медицинским учреждением сервисные услуги были доплачены (предоставление палат повышенной комфортности), по договорам, подписанным с родственниками данных женщин. Сторонами данный факт не опровергнут.

  Статьей 52 Гражданского кодекса РФ установлено, что «в учредительных документах некоммерческих организаций... должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица», т.е. устав учреждения определяет, создано ли медицинское учреждение для оказания исключительно медицинских услуг и имеет ли оно право оказывать наряду с медицинскими еще и немедицинские (иные) услуги.

 Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 июля 2007 г. N 15-4/1360-09  «Об оказании платных услуг во время беременности и родов» учреждения здравоохранения вправе предоставлять платные немедицинские услуги (дополнительные бытовые и сервисные услуги; пребывание в палатах повышенной комфортности; дополнительное питание; транспортные и другие услуги) только в тех случаях, если данный вид коммерческой немедицинской деятельности утвержден уставом учреждения здравоохранения и учреждение имеет лицензию на указанный вид деятельности.

  Для оказания платных немедицинских услуг медицинскому учреждению не требуется специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением.

  Пункт 3.1.4 Устава МУЗ «Городской родильный дом № 4» предусматривает предоставление сервисных услуг.

 Согласно письму Фонда Социального страхования Российской Федерации от 01.02.2008 г. № 02-18/07-791 предусмотрена возможность оплаты талонов родовых сертификатов, если учреждением здравоохранения были оказаны «бытовые» сервисные услуги.

 Поскольку ответчиком не представлены доказательства того, что заявитель взимал с указанных пациенток плату за оказание им услуг по медицинской помощи в период беременности, родов и в послеродовой период, то в случае если женщине были оказаны медицинские услуги в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 885, на безвозмездной основе и дополнительно были оказаны платные услуги, как нахождение в палате повышенной комфортности, то талон родового сертификата № 2 к оплате должен приниматься.

  Оказание медицинским учреждением платных сервисных услуг не может служить законным основанием для отказа этому учреждению в оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и в послеродовой период в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19.12.2006 г. N 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».

   Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань в лице филиала № 3 от 31.01.2008 г. № 7, от 11.02.2008 г.  № 2. о непринятии сумм по родовым сертификатам, выданным учреждением здравоохранения в счет средств, полученных от филиала № 3 Фонда являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя.

 Данная позиция суда согласуется с  Постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.2008 г. №А21-5247/2007, от 18.04.2008 г. № А44-2192/2007

       Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

        Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

                                              

 ПОСТАНОВИЛ:

 

                        Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июля 2008 г. по делу №А65-7281/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                                                     В.Н. Апаркин

                                                                                                                                Н.Ю. Марчик

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу n А65-5292/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также