Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу n А65-5739/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу
29 сентября 2008 года Дело № А65-5739/2008 г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2008 года. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рогалевой Е.М., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В., с участием: от заявителя – Корсакова Т.Н., удостоверение № 136200; от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан (Роснедвижимость) – не явился, извещен; от Главы Арского муниципального района – не явился, извещен; от третьих лиц: от Министерства финансов Республики Татарстан – не явился, извещен; от Финансово-бюджетной палаты Арского муниципального района – не явился, извещен, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Прокуратуры Республики Татарстан, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июля 2008 г. по делу № А65-5739/2008 (судья Гасимов К.Г.), по заявлению Прокуратуры Республики Татарстан, г. Казань, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан (Роснедвижимость), г. Казань, Главе Арского муниципального района, Республика Татарстан, Арский район, р.п. Арск, третьи лица: Министерство финансов Республики Татарстан, г. Казань, Финансово-бюджетная палата Арского муниципального района, Республика Татарстан, Арский район, р.п. Арск, о признании недействительными п.п. 2.7 и 3.2 Соглашения и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязании совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Зам. прокурора Республики Татарстан (далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан (Роснедвижимость) (далее - ответчик, Управление, Управление Роснедвижимости по РТ) и главе Арского муниципального района (далее - второй ответчик, глава муниципального района) о признании недействительным п.п. 2.7 и 3.2 соглашения о взаимодействии по осуществлению государственного и муниципального земельного контроля от 01 июня 2006 г. б/н, заключенного между Управлением Роснедвижимости по РТ и главой Арского муниципального района, в части обеспечения перечисления 50 % штрафов за нарушение земельного законодательства и о применении последствия недействительности ничтожной сделки и обязании Управления Роснедвижимости по РТ произвести возврат в бюджет Арского муниципального района незаконно перечисленную сумму административных штрафов за период 2007 г. в сумме 61 000 руб. Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд решил признать недействительным п.п. 2.7 и 3.2 соглашения о взаимодействии по осуществлению государственного и муниципального земельного контроля от 01 июня 2006 г. б/н, заключенного между Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ (Роснедвижимость) и главой Арского муниципального района в части обеспечения перечисления 50 % штрафов за нарушение земельного законодательства. В удовлетворении остальной части заявления отказано. При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что штрафы, налагаемые в административном порядке, подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, и этот порядок изменяться субъектом Российской Федерации, органом местного самоуправления не может, указанные средства являются неналоговым доходом местного бюджета; пункты 2.7 и 3.2 соглашения от 01 июня 2006 г., устанавливающие порядок зачисления 50 % штрафов за нарушение земельного законодательства на лицевой счет Управления противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее – БК РФ) и нормам федерального законодательства, регулирующим правоотношения в области финансовых основ местного самоуправления; ответчики имели право заключать такого рода соглашение в соответствии с действующим законодательством, и оно, кроме пунктов 2.7 и 3.2 в части обеспечения перечисления 50 % штрафов за нарушение земельного законодательства, не противоречит нормам действующего законодательства, и данное обстоятельство не оспаривается заявителем; указание в соглашении от 01 июня 2006 г. условия, противоречащего закону (пункты 2.7 и 3.2 в части обеспечения перечисления 50 % штрафов за нарушение земельного законодательства), влечет, в силу ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недействительность сделки в этой части, но не в целом; согласно ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности остальных ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Частично не согласившись с выводами суда, Прокуратура Республики Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания УФАКОН по РТ произвести возврат в бюджет Арского муниципального района Республики Татарстан незаконно перечисленных административных штрафов за период 2007 г. в сумме 61 000 руб. В апелляционной жалобе указывает, что признанные судом недействительными п.п. 2.7, 3.2 содержат положения, касающиеся перечисления денежных средств во исполнение самого соглашения б/н от 01 июня 2006 г., и именно поэтому п.п. 2.7, 3.2. были оспорены Прокуратурой республики; в соответствии с п.п. 2.7 и 3.2 соглашения на счет УФАКОН по РТ в 2007 г. перечислено 61 000 руб. Таким образом, признавая п.п. 2.7 и 3.2 соглашения б/н от 01 июня 2006 г. недействительными, суд должен был применить последствия их недействительности в виде обязания УФАКОН по РТ произвести возврат в бюджет Арского муниципального района Республики Татарстан 61 000 руб., денежных средств, перечисленных в исполнение п.п. 2.7 и 3.2 соглашения. Сведения о том, что данные денежные средства перечислены во исполнение иных пунктов соглашения, в материалах дела отсутствуют. В судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал. Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей. В связи с наличием возражений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан против проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, что следует из отзыва на апелляционную жалобу, арбитражным апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения суда в полном объеме. Проверив материалы дела, выслушав представителя Прокуратуры Республики Татарстан, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. 01 июня 2006 г. между Управлением Роснедвижимости по РТ и главой Арского муниципального района заключено соглашение о взаимодействии по осуществлению государственного и муниципального земельного контроля. Пунктами 2.7 и 3.2 соглашения от 01 июня 2006 г. установлено, что глава муниципального района обеспечивает перечисление на лицевой счет Управления по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности, 50 % административных штрафов, наложенных за нарушение земельного законодательства по результатам деятельности территориального органа Управления. При принятии решения о признании указанных пунктов соглашения от 01 июня 2006 г. недействительным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 БК РФ предусмотрено, что правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить БК РФ. В случае противоречия между БК РФ и нормативными правовыми актами применяется названный Кодекс. Согласно ст. 7 БК РФ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации. К компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений ст. 8 БК РФ относит распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами. Поскольку в силу п. 4 ст. 41, ст. 47 БК РФ штрафы являются собственными неналоговыми доходами бюджетов, данный вид дохода должен быть закреплен на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами федеральным законодательством, что и нашло закрепление в ст. 57 БК РФ, установившей, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст.ст. 41-46 БК РФ. Согласно действовавшей, на момент подписания соглашения, редакции ст. 46 БК РФ установлено, что штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации. Статья 46 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ) также предусматривает зачисление сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение земельного законодательства в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту нахождения по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов. Таким образом, федеральным законодательством иной порядок зачисления штрафов, чем предусмотрен п. 1 ст. 46 БК РФ, не установлен. Более того, напротив, в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 7 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» предусмотрено, что штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, относятся к другим собственным неналоговым доходам местных бюджетов. С учетом этого суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что штрафы, налагаемые в административном порядке, подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, и этот порядок изменяться субъектом Российской Федерации, органом местного самоуправления не может и указанные средства являются неналоговым доходом местного бюджета, в связи с чем пункты 2.7 и 3.2 соглашения от 01 июня 2006 г., устанавливающие порядок зачисления 50 % штрафов за нарушение земельного законодательства на лицевой счет Управления противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации и нормам федерального законодательства, регулирующим правоотношения в области финансовых основ местного самоуправления. Суд правильно указал в решении, что ответчики имели право заключать такого рода соглашение в соответствии с действующим законодательством, и оно, кроме пунктов 2.7 и 3.2 в части обеспечения перечисления 50 % штрафов за нарушение земельного законодательства, не противоречит нормам действующего законодательства, и данное обстоятельство не оспаривается заявителем. Согласно ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности остальных ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения указанной части. Указание в соглашении от 01 июня 2006 г. условия, противоречащего закону (пункты 2.7 и 3.2 в части обеспечения перечисления 50 % штрафов за нарушение земельного законодательства), влечет, в силу статьи 180 ГК РФ, недействительность сделки в этой части, но не в целом. Судом сделан правильный вывод о том, что денежные средства в сумме 61 000 руб., перечисленные платежным поручением от 28 сентября 2007 г. № 25739 направлены на оплату работ по сбору, обработке, хранению и получению дополнительных сведений государственного земельного кадастра, не установленных РФ и РТ, и являющиеся расходными обязательствами муниципального образования в рамках соглашения от 01 июня 2006 г. Данное обстоятельство подтверждается письмом от 23 января 2007 г. № 125-06 (л.д. 37-38), и, поскольку данное перечисление не является перечислением штрафов в соответствии с п. 2.7, 3.2 соглашения, последствия ничтожности сделки в данном случае не применимы. С учетом этого судом правомерно решено заявленные требования удовлетворить частично, признать недействительным п.п. 2.7 и 3.2 соглашения о взаимодействии по осуществлению государственного и муниципального земельного контроля от 01 июня 2006 г. б/н, заключенного между Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан (Роснедвижимость) и главой Арского муниципального района в части обеспечения перечисления 50 % штрафов за нарушение земельного законодательства, в удовлетворении остальной части заявления отказать, оснований для отмены или изменения решения суда полностью или в части не имеется. Доводы, приведенные Прокуратурой Республики Татарстан в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения. C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июля 2008 г. по делу № А65-5739/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции. Председательствующий Е.М. Рогалева Судьи В.В. Кузнецов С.Т. Холодная Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу n А55-6452/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|