Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2008 по делу n А55-9317/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 сентября 2008г.                                                                                  Дело №А55-9317/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2008г.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2008г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания Исхаковой Э.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области – до и после перерыва - Рябова В.В. (доверенность от 01.09.2008г.),

представителя ООО «Универсам-Орбита» - до перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,  после перерыва - Беленький Г.Б. (доверенность от 10.05.2008г., паспорт серия 3604 №178866),

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 - 26 сентября 2008г. в помещении суда апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2008г. по делу № А55-9317/2008 (судья Исаев А.В.),

принятое по заявлению ООО «Универсам-Орбита», Самарская область, г. Самара,

к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области, Самарская область, г. Самара,

о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ: 

Общество с ограниченной ответственностью «Универсам-Орбита» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области (далее - Управление) от 13.05.2008г. № 101639  о привлечении к административной ответственности  по ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)    (л.д. 4-5).

Решением Арбитражного суда Самарской области  от 04.08.2008г. по делу №А55-9317/2008  заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление Управления от 13.05.2008г. № 101639 о назначении Обществу административного наказания в виде наложения штрафа в размере 20000 руб. (л.д. 57-59).

В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 62-65).

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании представитель Управления поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.

Представитель Общества отклонил апелляционную жалобу.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 24.09.2008г. до 14 час. 20 мин. 26.09.2008г., после перерыва рассмотрение дела продолжено.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителей сторон и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в период с 21.04.2008г. по 28.04.2008г. Управлением проведено комплексное обследование Общества по вопросам соблюдению действующего законодательства (л.д. 27).

В ходе обследования установлен факт отсутствия паспорта на тепловые пункты, что является нарушением п. 2.8.1 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003г. № 115 «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», что нашло свое отражение в акте-предписании от 20.04.2008г. № 2532 (л.д. 17-25).

По результатам обследования составлен протокол от 28.04.2008г. об административном правонарушении, где отражено допущенное Обществом нарушение. Общество было надлежащим образом извещено о составлении протокола (л.д. 15-).

Протокол заказной почтой направлен в адрес Общества 05.05.2008г. и получен Обществом 07.05.2008г. (л.д. 26).

На основании материалов проверки Управлением 13.05.2008г. вынесено постановление №101639 о привлечении Общества к административной ответственности  по ст. 9.11 КоАП РФ и наложен штрафа в размере 20000 руб.

Общество не согласилось с постановлением Управления и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, неправильно применил нормы материального права.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах (части 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Судом первой инстанции сделан ошибочный вывод, что Обществом нарушена организация эксплуатации, которая является самостоятельным нарушением и не влечет за собой нарушение самих правил эксплуатации, за которое предусмотрена ответственность по ст. 9.11 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 9.11 КоАП нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется действиями (бездействиями), нарушающими установленные нормы и правила пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо – и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Как видно из материалов дела, что в ходе проверки у Общества отсутствовал технического паспорта на тепловые пункты. Данный факт Обществом не оспаривается.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Общества и признает ошибочными выводы суда первой инстанции, что дважды в год, перед началом отопительного сезона, и после его окончания, энергоснабжающая организация – ЗАО «ПТС» осуществляет проверку теплового пункта, разрешает допуск его в эксплуатацию, поэтому при наличии нарушения в эксплуатации не был бы предоставлен допуск.

Суд апелляционной инстанции считает, что Общество своими действиями, выразившимися в отсутствии и не использовании в работе технического паспорта на тепловые пункты, нарушило нормы и правила, регулирующие порядок и условия эксплуатации энергопотребляющих установок, тепловых сетей, а именно Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003г. № 115 (далее – Правила) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2003г. № 4358).

Правила устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:

- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;

- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);

- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

Таким образом, требования Правил по технической эксплуатации тепловых энергоустановок распространяются на тепловые энергоустановки Общества.

Правила зарегистрированы в Минюсте РФ 02.04.2003г. № 4358, опубликованы и введены в действие с 01.10.2003г. в установленном порядке, следовательно, обязательны для исполнения организациями, являющимися собственником тепловых энергоустановок, или организациями, на которых возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация эксплуатации является составной частью эксплуатации тепловых энергоустановок. Организация эксплуатации и эксплуатация тепловых энергоустановок являются действиями взаимосвязанными и являются составными частями технической эксплуатации в целом. Данные действия обобщены в нормативно-правовом акте - Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Правила устанавливают, что технической эксплуатацией является осуществление комплекса действий по эксплуатации тепловой энергоустановки во взаимосвязи с комплексом мер по организации эксплуатации, то есть эксплуатация невозможна без ее организации.

Согласно п. 2.8.1. Правил при эксплуатации тепловых энергоустановок должен храниться и использоваться в работе технический паспорт теплового пункта.

Судом первой инстанции сделан ошибочный вывод, что привлечение Общества по ст. 9.11 КоАП РФ за нарушение п. 2.8.1 Правил возможно лишь при доказанности административным органом, что данное нарушение повлекло за собой и нарушение эксплуатации теплового пункта.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется не действиями, нарушающими саму эксплуатацию теплового пункта, а действиями, нарушающими установленные нормы и правила.

Общество нарушило Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, чем совершило административное правонарушение, которое Управлением было правильно квалифицированно по ст. 9.11 КоАП РФ.

Суд первой инстанции сделал ошибочный вывод, что у Общества отсутствовала возможность получить технический паспорт на тепловой пункт, поскольку он не знал где данный документ можно оформить.

Граждане и юридические лица обязаны знать и исполнять действующее законодательство Российской Федерации, а незнание норм, правил и иных нормативно-правовых актов РФ не может являться основанием для освобождения от административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В нарушение ст. 65 АПК РФ Общество не представило в суд доказательства, что им принимались меры по соблюдению действующего законодательства.

Пункт 2.8.1 Правил устанавливает исчерпывающий перечень технических документов, которые в обязательном порядке должны храниться и использоваться в работе при эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно:

- генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями;

- утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;

- акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию;

- акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции;

- акты приемочных комиссий;

- исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей;

- технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей;

- технический паспорт теплового пункта;

- инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда.

Таким образом, технический паспорт теплового пункта является отдельным документом, содержащим информацию о технических характеристиках оборудования, схемы присоединения потребителей тепловой энергии, параметры воды, теплоносителей, и т.д.

Суд первой инстанции сделал ошибочный вывод, что при наличии информации, содержащейся в техническом паспорте теплового пункта, в других документах, следует считать, что организация имеет данный паспорт, однако не указал, в какой именно документации содержатся все необходимые технические характеристики теплового пункта.

Акты допуска в эксплуатацию, акты испытаний являются отдельными документами, которые согласно п. 2.8.1 Правил наравне с паспортом теплового пункта должны храниться и использоваться в работе при эксплуатации тепловых энергоустановок.

Информация, содержащая технические характеристики оборудования, схемы присоединения потребителей тепловой энергии, параметры воды, теплоносителей, и т.д., которая содержится в паспорте теплового пункта, необходима для надежной и безопасной эксплуатации теплового пункта, а также для локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

Нарушение Правил, выразившееся в эксплуатации теплового пункта без паспорта, может повлечь негативные

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2008 по делу n А55-7383/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также