Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу n А55-8866/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

24 сентября 2008 г.                                                                                 Дело № А55-8866/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Апаркина В.Н.,

судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мавлютовой Р.И., с участием:

от заявителя – Федотов Д.Ю., доверенность от 30.08.2008 г. № 4190;

от ответчика – Хасянов Т.Ф., доверенность от 13.12.2007 г. № 03-14/978, Тюпова С.В., доверенность от 25.10.2007 г. № 03-14/744,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 сентября 2008 г., в зале № 7, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2008 г. № А55-8866/2008 (судья Щетинина М.Н.),

по заявлению Закрытого акционерного общества «Юкос-Транссервис», г. Новокуйбышевск, Самарская область,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, город Самара,

о признании частично недействительными решений № 12-24/3261/76 от 14.05.2008 г. и №  12-15/3262/40 от 14.05.2008 г.,

УСТАНОВИЛ:

 

ЗАО «Юкос-Транссервис» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения-л.д.163 т.1) к Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании недействительными решения № 12-24/3261/76 от 14.05.2008 года в части выводов о неуплате налога в бюджет в результате завышения налоговых вычетов в размере 16 922 215 руб., о необоснованном применении налоговой ставки 0 процентов по НДС по операциям по реализации товаров в сумме 94 012 309 руб., отказа в возмещении суммы НДС в размере 49 930 583 руб., как ранее рассмотренную по решению о частичном возмещении суммы налога на добавленную стоимость № 12-24/9137/144 от 24.12.2007 года; решения от 14.05.2008 года № 12-15/3262/40 в части выводов о завышении ЗАО «Юкос-Транссервис» налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению из бюджета в размере 16 922 215 руб. в результате завышения налоговых вычетов на сумму 16 922 215 руб., и обязании внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением суда 1 инстанции от 21 июля 2008 г. заявление Общества удовлетворено, оспариваемые решения налогового органа от 14.05.2008 г. № 12-24/3261/76 и № 12-15/3262/40 в указанных частях признаны недействительными.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить как принятое при неправильном применении норм материального права.

При этом налоговый орган повторяет содержание оспариваемых налогоплательщиком решений и ссылается на то, что Общество при подтверждении ставки 0 % в перечень затрат по транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортных грузов неправомерно включило затраты по аренде вагоноцистерн и работы по ремонту вагоноцистерн, поскольку услуги по аренде и ремонту не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию товаров. В связи с этим, по мнению налогового органа, обороты по сдаче в аренду цистерн и реализации ремонтных работ подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с п.9 ст.165 НК РФ по ставке 18 %, а сумма НДС по аренде цистерн и ремонту вагоноцистерн может быть предъявлена к вычету в соответствии со ст.ст.171-172 НК РФ.

Заявитель в отзыве просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

По результатам проведенной камеральной проверки представленной ЗАО «ЮКОС-Транссервис» 24.12.2007 г. уточненной налоговой декларации по НДС за июль 2007 г. МИ ФНС России по КНП по Самарской области было принято  решение № 12-24/3261/76 от 14.05.2008 г. о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, которым признано необоснованным применение Обществом налоговых вычетов в сумме 16 922 215 руб. и налоговой ставки 0 % по НДС при реализации услуг в сумме 94 012 309 руб. (л.д.15-20 т.1).

Одновременно с этим налоговым органом было принято решение № 12-15/3262/40 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности, которым установлено завышение НДС, предъявленного Обществом к возмещению из бюджета, на сумму 16 922 215 руб. в результате завышения налоговых вычетов в указанном размере и предложено Обществу внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (л.д.21-34 т.1).

Решения налогового органа мотивированы тем, что заявитель фактически не является перевозчиком экспортных товаров, а оказываемые им услуги по аренде и работы по ремонту цистерн не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию экспортируемых товаров. Обороты по данным услугам и работам в соответствии с п.9 ст.165 НК РФ в сумме 94 012 309 руб. подлежат обложению НДС по налоговой ставке 18 %, а налоговые вычеты должны производиться в соответствии со ст.ст.171-172 НК РФ. Налогообложение реализации данных услуг по ставке 0 % в соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК РФ налогоплательщиком произведено неправомерно. В связи с этим, по мнению налогового органа, сумма отказанных налоговых вычетов по неподтвержденной реализации составляет 16 922 215 руб. (94 012 309 руб. х 18 %), применение Обществом налоговой ставки 0 % по указанной реализации и налоговых вычетов в указанном размере является необоснованным. В результате завышения налоговых вычетов Обществом завышен НДС, предъявленный к возмещению из бюджета, в размере 16 922 215 руб.

Между тем данные выводы налогового органа являются ошибочными.

Из материалов дела и содержания оспариваемых решений налогового органа следует, что в представленной уточненной налоговой декларации заявитель отразил реализацию услуг по ставке 0 % в размере 131 122 629 руб. и исчислил к возмещению из бюджета НДС в сумме 66 858 956 руб.

В решениях отражено, что при подтверждении ставки 0 % в перечень затрат по транспортно-экспедиторскому обслуживанию экспортных грузов ЗАО «Юкос-Транссервис» включило затраты по аренде вагоноцистерн в сумме 84 859 333 руб. (НДС – 12 944 644 руб.) и работы по ремонту вагоноцистерн в сумме 9 152 976 руб. (НДС – 1 396 222 руб.).

В решениях налогового органа также отражено, что для проведения камеральной налоговой  проверки налогоплательщик представил документы, предусмотренные ст.165 НК РФ, в том числе копии договоров транспортной экспедиции, заключенные с ООО «ЮКОС Экспорт Трейд», с ОАО «НК Роснефть», с ОАО «Трансойл», копии грузовых таможенных деклараций, копии товаросопроводительных документов, копии коносамента и поручений на погрузку груза, справку о распределении отгрузки на экспорт и Россию, справку по оплате по договорам, копии счетов-фактур и выписок банков, платежные поручения, акты об оказании услуг, акты финансовой сверки расчетов, таблицу «Данные по конкретному предприятию экспортеру», подтверждающие льготное налогообложение по экспортным поставкам по отгрузке октября 2005 г. по г. Новокуйбышевску, филиалам в г.г. Ангарске и Ачинске.

В решениях также отражено, что оплата транспортно-экспедиционных услуг производится в российских рублях по курсу ЦБ РФ на дату оказания услуг, транспортируемый товар поставляется в страны дальнего и ближнего зарубежья в железнодорожных цистернах, морских судах и автомобильным транспортом, выпуск товаров производился таможнями в соответствии с приведенным перечнем.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК РФ при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК России, налогообложение производится по налоговой ставке 0 %.

Данное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров за пределы территории РФ.

Из содержания решений налогового органа следует, что указанные документы налогоплательщиком были представлены в полном объеме и в соответствии с установленными ст.165 НК РФ требованиями,  замечания по представленным документам в решениях налогового органа не отражены.

Таким образом, факт реального экспорта товаров, в отношении которых заявителем по указанным договорам транспортной экспедиции были оказаны транспортно-экспедиционные услуги, представленными налогоплательщиком для проведения камеральной налоговой проверки документами применительно к положениям ст.165 НК РФ подтвержден.

Налоговым органом данное обстоятельство ни в оспариваемых заявителем решениях, ни в апелляционной жалобе не опровергается.

Вместе с тем при принятии оспариваемых решений налоговым органом не были учтены следующие обстоятельства.

Согласно положениям ст.801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Кроме того, в качестве дополнительных услуг, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон.

Таким образом, экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение любых услуг, связанных с перевозкой груза, при этом перечень таких услуг законодателем не ограничен.

В соответствии со ст.805 ГК РФ экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

В соответствии с п.2 ст.1 ГК РФ стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.

Таким образом, закон не содержит норм, запрещающих сторонам в рамках договоров транспортной экспедиции заключать договоры аренды цистерн и выполнения работ по их ремонту.

Поскольку предоставленные Обществом услуги по договорам транспортной экспедиции, в том числе услуги по аренде и ремонту цистерн, согласно представленным договорам (л.д. 113-152 т.1) непосредственно связаны с работами по сопровождению, транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, то в соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК России обложение оказанных исполнителем и оплаченных заказчиком услуг налогом на добавленную стоимость должно производиться по ставке 0%, о чем правомерно сделан вывод судом 1 инстанции.

При этом довод налогового органа о том, что положения пп.2 п.1 ст.164 НК РФ распространяются лишь на услуги, выполняемые непосредственно российскими перевозчиками, противоречат содержанию указанной нормы, в соответствии с которой положения подпункта распространяются как на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров, выполняемых российскими перевозчиками, так и на иные подобные работы (услуги).

Следовательно, вывод налогового органа о том, что обороты по сдаче в аренду цистерн и реализации работ по их ремонту в общей сумме 94 012 309 руб. подлежат в соответствии с п.9 ст.165 НК РФ обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18% является необоснованным.

ЗАО «ЮКОС-Транссервис» имело право на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации указанных услуг.

Данные выводы соответствуют единообразию судебной практики, сложившемуся по делам данной категории по аналогичным спорам между теми же сторонами, и неоднократно подтверждены постановлениями кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа.

Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для признания необоснованным применения Обществом налоговой ставки 0 % по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 94 012 309 руб. и налоговых вычетов по НДС в размере 16 922 215 руб.

С учетом изложенного доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание приняты быть не могут.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил требования налогоплательщика, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2008 г. по делу № А55-8866/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                          В.Н. Апаркин

Судьи                                                                                                                        П.В. Бажан

В.В. Кузнецов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу n А65-12822/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также