Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 по делу n А65-10806/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

23 сентября 2008 г.                                                                                Дело № А65-10806/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Юдкина А.А.,

судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,

с участием:

от заявителя – представитель Камалов А.А., доверенность от 20.12.2007 № 11-34003,

от ответчика – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2008г. по делу № А65-10806/2008 (судья И.И. Латыпов),

по заявлению открытого акционерного общества «Акционерный инвестиционный коммерческий Банк «Татфондбанк»», г. Казань,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,

об отмене постановления № А148/05 от 03.06.2008г. о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 150000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Акционерный инвестиционный коммерческий Банк «Татфондбанк» (далее – заявитель, Банк, ОАО «АУКБ «Татфондбанк») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – УФАС по Республике Татарстан), об отмене постановления № А148/05 от 03.06.2008 о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 150000 руб.

Решением Арбитражный суд Республики Татарстан от 04 августа 2008 года удовлетворил заявленные Банком требования.

Не согласившись с принятым решением суда, УФАС по Республике Татарстан обратился с апелляционной жалобой, в которой, указывая на существенные нарушения норм материального права, выразившееся в неправильном их толковании и применении, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что соглашение заключенное между ОАО «АУКБ «Татфондбанк» и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 29.11.2007 не является договором о предоставлении финансовых услуг, и не является договором, заключаемым Баком в процессе обычной хозяйственной деятельности, в связи с чем, Общество не было освобождено от обязанности уведомить антимонопольный орган о достигнутом соглашении.

Представитель ОАО «АИКБ «Татфондбанк» в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель УФАС по Республике Татарстан не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие.

Рассмотрев представленные материалы дела, заслушав представителя Банка, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 29.11.2007 между ОАО «АУКБ «Татфондбанк» и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан заключено соглашение по предоставлению и использованию средств федерального бюджета (на безвозмездной основе) для строительства (приобретения) жилья в сельской местности.

Непредставление ОАО «АУКБ «Татфондбанк» уведомление о достигнутом соглашении от 29.11.2008 в антимонопольный орган явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении № А148/05 и проведении административного расследования, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении от 06.05.2008 года.

Рассмотрев вышеуказанный протокол и материалы дела об административном правонарушении, заместителем руководителя УФАС по Республике Татарстан вынесено постановление от 03.06.2008 по делу № А148/05 о привлечении ОАО «АУКБ «Татфондбанк» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме 150000 руб.

Считая указанное постановление УФАС по Республике Татарстан незаконным, ОАО АУКБ «Татфондбанк» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования Банка, суд первой инстанции исходил из того, что соглашение от 29.11.2007г. является соглашением о предоставлении финансовых услуг и относится к категории сделок, заключенных финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности и пришел к выводу о недоказанности вины Банка в совершении административного правонарушения.

Данные выводы апелляционный суд считает ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

Частью 4 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений.

В соответствии с пунктом 9, 12 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением: соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации; соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг; соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предметом соглашения является выделение гражданам-получателям субсидий (государственной поддержки) на безвозвратной основе для строительства (приобретения) жилья в сельской местности за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на жилищное строительство в сельской местности в рамках программы «Социальное развитие села до 2010 года», по разделу 11 «Межбюджетные трансферты», подразделу 03, целевой статье расходов 1001100, виду расходов 213, статье экономической классификации 251.

Проанализировав условия соглашения от 29.11.2007г. следует придти к выводу о том, что данное соглашение, заключенное между Банком и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, не относится к соглашением, являющимся договорами о предоставлении финансовых услуг, соглашением, являющимся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Договорами, заключаемыми финансовой организацией - Банком в процессе обычной хозяйственной деятельности, будут договоры кредитования и банковского счета с физическими лицами - покупателями (приобретателями) жилья, в то время как соглашение от 29.11.2007, заключенное между Банком и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», таковым не является.

Под обычной хозяйственной деятельностью Банка следует понимать его систематическую деятельность, включающую круг не противоречащих закону сделок в сфере, указанной в его учредительных документах, а также направленных на осуществление текущих хозяйственных сделок (договоры кредитования и банковского счета с физическими лицами, договор уступки прав требований, договоры на оказание рекламных услуг, договоры аренды, купли-продажи оргтехники).

В Уставе ОАО АИКБ «Татфондбанк» перечислены банковские операции, а также сделки, которые Банк вправе осуществлять, Уставом не предусмотрено заключение Банком сделок с органами исполнительной власти по выделению гражданам субсидий за счет средств федерального бюджета для строительства жилья в сельской местности.

Следовательно, соглашение от 29.11.2007г. отвечает критериям соглашения, в отношении которого пунктом 9 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлена обязанность уведомления антимонопольного органа.

Неисполнение указанной обязанности свидетельствует о совершении Банком административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт совершения Банком административного правонарушения подтвержден материалами дела.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает судебный акт подлежащим отмене на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятый с нарушением норм материального права.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с апелляционной жалобы судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2008г. по делу № А65-10806/2008 отменить.

Отказать в удовлетворении заявления открытому акционерному обществу «Акционерный инвестиционный коммерческий Банк «Татфондбанк» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу об административном правонарушении № А148/05 от 03.06.2008г.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                             А.А. Юдкин

Судьи                                                                                                           Е.Г.Филиппова

В.Е.Кувшинов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 по делу n А65-22241/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также