Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 по делу n А65-2091/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 сентября 2008г.                                                                                  Дело №А65-2091/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2008г.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2008г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,

без  участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2008г. в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан,

на решение Арбитражного суда Республике Татарстан от 07 июня 2008г. по делу № А65-2091/2008 (судья Нафиев И.Ф.),

принятое по заявлению ОАО «НАСКО», Республика Татарстан, г. Казань,

к Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,

третье лицо: Управление Федерального казначейства Минфина РФ по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

 

открытое акционерное общество «НАСКО» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 30.10.2007г. по отказу в осуществлении возврата из бюджета соответствующей государственной пошлины и обязании возвратить ошибочно уплаченную госпошлину в сумме 1481,22 руб. (л.д. 2-3).

Определением суда от 09.04.2008г. привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федерального казначейства Минфина РФ по Республике Татарстан (л.д. 53).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан  от 07.06.2008г. по делу №А65-2091/2008  заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение от 30.10.2007г. № 3126/20-01-13 налогового органа в связи с несоответствием налоговому законодательству РФ. Обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о возврате Обществу 1481,22 руб. государственной пошлины за счет средств соответствующего бюджета и направления поручения в соответствующий территориальный орган федерального казначейства (л.д. 90-92).

В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 103-106).

Общество и третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представили.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Республики Татарстан от 13.06.2007г. по делу №А65-2899/2007-СГ5-28 выдана Обществу справка на возврат государственной пошлины в сумме 1481,22руб., уплаченной по платежному поручению № 402 от 08.02.2007г. (л.д. 14)

25.06.2007г. Общество обратилось в  налоговый орган с заявлением о возврате уплаченной суммы государственной пошлины, приложив платежное поручение, копию справки на возврат государственной пошлины (л.д. 37).

Налоговый орган решением от 26.07.2007г. за № 2124/20-01-13 отказал Обществу в осуществлении возврата, мотивировав это тем, что Обществом не представлены предусмотренные пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) копия решения по делу № А65-2899/2007-СГ5-28 и оригинал справки на возврат государственной пошлины. В решении налоговый орган просил Общество подтвердить принадлежность платежного поручения № 402 к представленной справке по данному делу, так как КБК получателя не является госпошлиной по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (л.д. 36).

06.09.2007г. Общество повторно обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате уплаченной суммы государственной пошлины, приложив необходимые документы.

Налоговый орган решением от 30.10.2007г. № 3126/20-01-13 вновь отказал Обществу в возврате уплаченной государственной пошлины, мотивировав отказ тем, что произведен платеж на КБК 182108103010011000110 - «государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным судом РФ)» (л.д. 6).

Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа незаконным, обязании налоговый орган возвратить госпошлину.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

Государственная пошлина является сбором, взимаемым с плательщиков при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям (статьи 13, 333.16 и 333.18 НК РФ) за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно ст. 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 14 статьи 78 НК РФ установлено, что положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины определены статьей 333.40 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ возврат  излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Следовательно, лица, признаваемые плательщиками государственной пошлины, вправе направить в налоговый орган по месту нахождения суда, указанного в платежном поручении в качестве органа, за юридически значимые действия которого произведена уплата государственной пошлины, соответствующее заявление с приложением необходимых документов._____________

Как видно из материалов дела, что платежным поручением от 08.02.2007г. № 402 Общество уплатило в бюджет государственную пошлину в сумме 1481,22 руб. за рассмотрение искового заявления о взыскании суммы ущерба с ОАО СК «Итиль» по делу, рассмотренном Арбитражным судом Республики Татарстан (л.д. 13).

Арбитражный суд Республики Татарстан, рассмотрев данное заявление, принял решение от 05.06.2007г. по делу №А65-2899/207-СГ5-28 об удовлетворении искового  заявления и взыскании с ответчика - ОАО СК «Итиль» 1481,22 руб. государственной пошлины  в доход федерального бюджета.

В мотивировочной части данного решения арбитражный суд указал, что приложенное к иску платежное поручение от 08.02.2007г. № 402 о перечислении государственной пошлины не может быть принято в качестве доказательства уплаты госпошлины, так как в нем не верно указан код бюджетной классификации - 18210803010011000110, тогда как в силу Федерального закона от 18.12.2006г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» с 01.01.2007г. код бюджетной классификации для уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, определен 18210801000011000110, что исключает подтверждение указанным платежным поручением факта уплаты госпошлины (л.д. 15).

Арбитражным судом Республики Татарстан в соответствии со статьей 104 АПК РФ и 333.40 НК РФ выдана Обществу справка на возврат из бюджета государственной пошлины в сумме 1481,22 руб. по делу №А65-2899/2007-СГ5-28 (л.д. 6).

Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что Общество законно и правомерно обратилось в налоговый орган (Межрайонную ИФНС России № 14 по РТ) по месту нахождения Арбитражного суда Республики Татарстан с заявлением от 06.09.2007г. №07-1356/07 о возврате 1481,22 руб. государственной пошлины с приложением соответствующих документов, в том числе платежного поручения от 08.02.2007г. № 402 с отметкой банка, подтверждающее уплату государственной пошлины в федеральный бюджет, с указанием в графе получатель «УФК по РТ (МРИ ФНС № 14 по РТ)».

Таким образом, решение налогового органа об отказе Обществу в возврате государственной пошлины не соответствует закону и нарушает имущественные права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку налоговый орган обязан в установленный законом срок возвратить уплаченную сумму государственной пошлины, для этого имелись все правовые основания, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил Обществу требование о признании незаконным решения налогового органа от 30.10.2007г. №3126/20-01-13 и обязал налоговый орган произвести возврат государственной пошлины в сумме 1481,22 руб.

Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод налогового органа, что Общество ненадлежащее подтвердило принадлежность платежного поручения № 402 к представленной справке из Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-2899/2007-СГ5-28, в виду того, что КБК получателя - государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным судом РФ).

Из «Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в полях расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации», утвержденных приказом Минфина РФ от 24.11.2004г. №106н, следует, что КБК не единственная информация, идентифицирующая платеж, которая указывается в платежном поручении. То есть при неверном указании КБК платеж может быть идентифицирован на основании совокупных данных, характеризующих платеж.

Обществом представлены в материалы дела подлинники документов, установленные пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ.

В платежном поручении от 08.02.2007г. № 402 Обществом ошибочно указано лишь КБК, а все остальные реквизиты свидетельствуют об уплате государственной пошлины за рассмотрение иска Арбитражным судом Республики Татарстан. Эта ошибочная уплата государственной пошлины Обществом установлена вступившим в законную силу решением Арбитражным судом Республики Татарстан от 05.06.2007г. по делу № А65-2899/2007-СГ5-28 и выдана справка на возврат Обществу государственной пошлины по платежному поручению от 08.02.2007г. № 402.

Факт ошибочного перечисления государственной пошлины подтверждается справкой налогового органа о поступлениях государственной пошлины Общества, в которой отражено, что государственная пошлина в сумме 1481,22 руб. уплачена лишь однажды и по платежному поручению от 08.02.2007г. №402 (л.д. 61-71).

Третье лицо не оспаривает факт перечисления Обществом государственной пошлины в бюджет.

Следовательно, у налогового органа существовала обязанность, учесть все реквизиты платежного поручения, относящиеся к определенному типу платежа, сделать вывод о неверном указании плательщиком показателя кода бюджетной классификации, и при обращении налогоплательщика за возвратом излишне уплаченной суммы произвести возврат.

Ссылка налогового органа, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы процессуального права, является неправомерной.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе налоговый орган не представил доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил Обществу заявленные требования.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июня 2008г. по делу №А65-2091/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

 Председательствующий                                                                            В.Е. Кувшинов

Судьи                                                                                                           А.А. Юдкин

                                                                                                                      Е.Г. Филиппова

        

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 по делу n А55-7594/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также