Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2008 по делу n А65-9621/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не  вступившего  в законную силу

15 сентября 2008 г.                                                                                  Дело № А65-9621/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2008г.

В полном объеме постановление изготовлено 15 сентября 2008г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семушкина В.С., cудей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е. В.,

с участием в судебном заседании:

представителя Агентства по развитию международного сотрудничества при Кабинете Министров Республики Татарстан Файзрахмановой Л.Н. (доверенность от 11 января 2008г.),

в отсутствие представителя Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан, Управление извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 сентября 2008г. в помещении суда апелляционную жалобу Агентства по развитию международного сотрудничества при Кабинете Министров Республики Татарстан, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 июля 2008г. по делу №А65-9621/2008 (судья Хабибуллин Р.Ф.), принятое по заявлению Агентства по развитию международного сотрудничества при Кабинете Министров Республики Татарстан к Территориальному управлению Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан, г. Казань,

о признании недействительными постановления от 22 мая 2008г. №62В/2008П о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Агентство по развитию международного сотрудничества при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее по тексту - агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным постановления Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан (далее по тексту – административный орган) от 22.05.2008г. №62В/2008П о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 руб.

Решением от 08.07.2008г. по делу №А65-9621/2008 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал агентству в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе агентство просит отменить указанное судебное решение и признать оспариваемое постановление административного органа недействительным, считая, что указанное административное правонарушение является малозначительным.

Административный орган в отзыве апелляционную жалобу отклонил, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителей административного органа, который был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель агентства поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя агентства в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки агентства по вопросам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации административный орган выявил нарушения требований пункта 5 Приложения № 4 к Инструкции Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделок», а именно: непроставление символа Х в графе 9 раздела 3 паспорта сделки №07030019/2590/0000/1/0 и дополнения от 31.05.2007г. №01.

По результатам проверки административный орган составил в отношении агентства протокол об административном правонарушении от 15.05.2008г., на основании которого принял постановление от 22.05.2008г. №62В/2008П о привлечении агентства к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.

Отказывая агентству в удовлетворении заявления об оспаривании указанного постановления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального Закона от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям и сроки их представления.

В соответствии с частью 1 статьи 20 названного Федерального Закона ЦБ РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Порядок предоставления в уполномоченный банк подтверждающих документов и информации установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004г. №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном указанным Положением представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или ввоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Порядок оформления паспорта сделки предусмотрен в Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Согласно пункту 3.3 указанной Инструкции в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном банк в порядке, указанном в приложении №4 к данной Инструкции, и в соответствии с требованиями данного раздела.

В случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент представляет в банк следующие документы: два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт; иные документы, указанные в части 4 статьи 23 вышеназванного Федерального Закона, необходимые для переоформления паспорта сделки по контракту в порядке, установленном указанной Инструкцией; разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту требуется получение указанного разрешения.

При этом, согласно пункту 3.5 данной Инструкции, для оформления паспорта сделки (ПС) резидент представляет в уполномоченный банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки (далее - банк ПС), следующие документы:

- два экземпляра ПС, заполненного в соответствии с приложением 4 к Инструкции;

- контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);

- разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;

- иные документы, указанные в части 4 статьи 23 вышеназванного Федерального закона, необходимые для оформления ПС в порядке, установленном Инструкцией.

Согласно пункту 5 Приложения №4 к Инструкции в графе 9 раздела 3 проставляется символ Х в случае, если контрактом предусмотрен ввоз на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз с таможенной территории Российской Федерации товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. В иных случаях графа 9 раздела 3 не заполняется.

Данное требование Инструкции связано с классификацией видов контрактов, предусмотренной Порядком заполнения паспорта сделки, и установлено только в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, заключающимся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидентов за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары по договорам купли-продажи (код «1» - вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, код «2» - ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации). На это указано в письме Федеральной таможенной службы от 25.07.2006г. №14-14/26104 «О заполнении графы 9 паспорта сделки».

Материалами дела подтверждается, что агентство заключило экспортный контракт от 08.03.2007г. №07-23001-С с фирмой «GENEDECIA COMPANY S.А.» (Панама) на поставку запчастей к локомотивам на общую сумму 435813,44 долларов США (дата завершения обязательств по контракту - 08.03.2008 г.).

Данные товары классифицируются в субпозиции 860799 ТН ВЭД и включены в раздел XVI ТН ВЭД России.

На основании вышеуказанного контракта в уполномоченном банке - АКБ «Ак Барс» Банк заявителем 21.03.2007г. был оформлен паспорт сделки №07030019/2590/0000/1/0 на общую сумму 435813,44 долларов США. При этом графа 9 раздела 3 указанного паспорта сделки не была заполнена.

В соответствии с дополнительным соглашением от 22.05.2007г. №1 к указанному контракту об увеличении суммы контракта до 436150,04 долларов США было подписано дополнение от 31.05.2007 г. №01 к паспорту сделки №07030019/2590/0000/1/0. При этом графа 9 раздела 3 дополнения от 31.05.2007г. №01 к паспорту не была заполнена.

При таможенном оформлении грузовой таможенной декларации №10404080/220607/0004906 агентство представило копию дополнения от 31.05.2007г. №01 к паспорту сделки, оформленного без проставления символа «Х», что является нарушением вышеуказанных требований, обязывающих резидентов проставлять такой символ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX ТН ВЭД.

Таким образом, судом первой инстанции правильно указано, что агентство дважды, как при оформлении паспорта сделки, так и при представлении дополнения к паспорту сделки, не были выполнены требования пункта 5 Приложения № 4 к Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях агентства состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Аналогичные выводы были сделаны Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 17.07.2007г. по делу №А06-1436/2007-14.

В апелляционной жалобе не оспаривается вывод суда первой инстанции о том, что у агентства не имелось каких-либо препятствий для соблюдения требований указанной Инструкции.

Суд первой инстанции, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения указанного административного правонарушения, не признал это правонарушение малозначительным. При этом суд первой инстанции посчитал, что действия агентства, явившиеся следствием его пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, представляют собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Судом первой инстанции также указано, что действия агентства препятствуют осуществлению банком контрольных полномочий, предусмотренных валютным законодательством, а, кроме того, административный штраф наложен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Указанная позиция суда первой инстанции не противоречит судебной практике по подобным делам.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного агентством административного правонарушения.

Поскольку, в силу положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, заявления об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности и апелляционные жалобы по таким делам государственной пошлиной не облагаются, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возвращает агентству из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., ошибочно уплаченную платежным поручением от 17.07.2008г. №1296.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 июля 2008г. по делу №А65-9621/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить Агентству по развитию международного сотрудничества при Кабинете Министров Республики Татарстан из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., ошибочно уплаченную платежным поручением от 17 июля 2008г. №1296.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок  в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                     В.С. Семушкин

Судьи                                                                                                                    А.А. Юдкин

Е. Г. Филиппова

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2008 по делу n А65-8042/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также