Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n А55-337/2008. Изменить решение

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

05 сентября  2008 г.                                                                                   Дело № А55-337/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2008 года

По становление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2008 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марчик Н.Ю., судей Бажана П.В., Кузнецова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:

от заявителя –  Власенко Е.Н., доверенность от 10.06.2008 г.,

от ответчика – Литвинова И.Г., доверенность от 20.12.2007 г.  № 694,

от третьих лиц:

от Департамента лесного хозяйства Самарской области – не явился, извещен,

от Нижне-Волжского бассейнового водного управления –  Лобановская И.А., доверенность от 05.08.2008 г. № ИЖ-8-865/08,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2008 г., в зале № 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 мая 2008 года  по делу № А55-337/2008по заявлению ОАО  «Санаторий им. В.П. Чкалова»

к Министерству имущественных отношений Самарской области,

третьи лица:

Департамент лесного хозяйства Самарской области,

Нижне-Волжское бассейновое водное управление

о признании незаконным бездействия о предоставлении земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Санаторий им. В.П. Чкалова» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее – ответчик, Министерство) о признании незаконными действий по возврату документов, предоставленных для выкупа земельного участка в собственность и обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 58 963,21 кв.м, кадастровый номер 63:01:07 02 004:0064.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечены Департамент лесного хозяйства Самарской области, Нижне-Волжское бассейновое водное управление.

Решением суда  первой инстанции от 13 мая 2008 г. заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на апелляционную жалобу и в дополнение к нему Общество не возражает против отмены решения суда первой инстанции в части, просит принять по делу новый судебный акт об обязании Министерства направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка площадью 55 852,41 кв.м.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель заявителя в судебном заседании не возражал против удовлетворения апелляционной жалобы в части по основаниям, указанным в дополнение к отзыву на апелляционную жалобу.

Представитель Нижне-Волжского бассейнового водного управления поддержал доводы апелляционной жалобы в части невозможности предоставления в собственность части испрашиваемого земельного участка площадью 3 110,8 кв.м, находящегося в береговой полосе Саратовского водохранилища.

Представитель Департамента лесного хозяйства Самарской области  в судебное заседание не явился.

В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК  РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица,  надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, третьего лица, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции изменить, требования заявителя удовлетворить частично по следующим основанием.

Из материалов дела следует, что Обществу  на праве собственности принадлежат расположенные на земельном участке по адресу: г. Самара, Промышленный район, Просека 9, Поляна имени Фрунзе, объекты недвижимости:

- нежилое здание (лечебный корпус № 3), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия    63-АА № 312562 от 30.10.2001 г.;

 - нежилое здание (административный корпус № 4) - свидетельство о государственной регистрации права серия   63-АА № 312559 от 30.10.2001 г.;

- нежилое здание (лечебный корпус № 2) - свидетельство о государственной регистрации права серия   63-АА № 312561 от 30.10.2001 г.;

- нежилое здание (лечебный корпус № 1) - свидетельство о государственной регистрации права серия   63-АА № 312560 от 30.10.2001 г.;

- нежилое здание (клуб-столовая) - свидетельство о государственной регистрации права серия 63-АА №312558 от 30.10.2001 г.;

- нежилое здание (лечебный корпус № 5) - свидетельство о государственной регистрации права серия   63-АА № 312557 от 30.10.2001 г.;

- нежилое здание (склад продуктовый) - свидетельство о государственной регистрации права серия   63-АА №312555 от 30.10.2001 г.;

-   нежилое здание (климатопавильон) - свидетельство о государственной регистрации права серия   63-АА №312556 от 30.10.2001 г. (л.д. 33-40)

Постановлением Главы городского округа Самара от 15.06.2006 г. № 1988 Обществу представлены в аренду с правом выкупа земельные участки общей площадью 104 471,03 кв.м, занимаемые лечебными корпусами и прилегающей территорией, относящиеся по категории к землям поселений, расположенные по адресу: Промышленный район, Девятая просека согласно прилагаемым проектам границ земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером 63:01:07 02 004:0064 площадью 5 348,03 кв.м  (л.д. 41).

Общество 23.11.2007 г. направило в адрес Министерства заявление о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 58 963,21 кв.м  с кадастровым номером 63:01:07 02 004:0064. К заявлению были приложены следующие документы: проект договора купли-продажи земельного участка, кадастровая карта (план) земельного участка, копии свидетельств о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, копия доверенности представителя юридического лица, копия паспорта представителя, копия выписки из ЕГРЮЛ, копии свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия постановления Главы городского округа Самара, копия платежного поручения от 08.11.2007 г., копия акта сверки взаиморасчетов, копия выписки из протокола заседания совета директоров о выкупе земельных участков, копия договора аренды земельного участка, копии дополнительных соглашений, копия Устава (л.д. 56) .

По результатам рассмотрения данного заявления Министерство 27.12.2007 г. исх. № 12-14/З-12651  возвратило Обществу прилагаемый к заявлению пакет документов.

Основанием для возвращения документов послужило несоблюдение Обществом п.2.1, 2.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74 (далее – Порядок), а именно: в документах отсутствуют заверенные в установленном порядке учредительные документы юридического лица; оригинал выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданный не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления; документы, подтверждающие полномочия исполнительного органа юридического лица (генерального директора); оформленная в установленном порядке доверенность представителя юридического лица; заверенные в установленном порядке копии свидетельств о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемых земельных участках; сведения об отсутствии задолженности по арендной плате на момент подачи соответствующего заявления.

Кроме того, в  кадастровом плане на земельный участок площадью 58 963,21 кв.м  не указана литера К на объект недвижимости (склад продуктовый), отсутствуют сведения. (л.д. 52-55).

Не согласившись с обжалуемым отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса  РФ юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с 01.07.2006 г. органом, осуществляющим распоряжение вышеуказанными земельными участками, является Министерство.

В соответствии с пунктами 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для органов местного самоуправления является обязательным.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Довод заявителя апелляционной жалобы о неполноте и незаверенности надлежащим образом копий приложенных к заявлению документов, что в силу п. 2.3 Порядка послужило основанием для их возвращения, правомерно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный. Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано о нарушение Министерством предусмотренных п. 2.3 Порядка сроков возврата документов.

Ссылка ответчика, что в кадастровом плане на земельный участок не указаны литера К на объект недвижимости (склад продуктовый) суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данный объект недвижимости отображен в графическом варианте, в связи с чем подлежат идентификации.

Указанные обстоятельства не освобождали Министерство от обязанности, предусмотренной ст. 36  Земельного кодекса РФ, по рассмотрению заявления юридического лица о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости.

Судом первой инстанции правомерно указано, что поскольку представленными заявителем свидетельствами о собственности подтверждается его право собственности на данные объекты недвижимости, исходя из смысла названной статьи, основанием для отказа в предоставлении земельного участка, занятого этим объектом недвижимости, мог послужить только прямой запрет в приватизации данного земельного участка, предусмотренный законом.

Между тем вывод суда о том, что Министерством не представлены доказательства того, что земельный участок, занятый объектами недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности, не подлежит приватизации в силу закона, суд апелляционной инстанции признает неверным.

Действительно, Департамент лесного хозяйства Самарской области в письме от 24.05.2007 г. № 02-07/318 указал, что запрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда не относится (л.д. 115).

Однако, согласно письма от 03.09.2007 г. № АЛ-29/1123 Нижне-Волжского бассейнового водного управления, на которое сослался в решении суд первой инстанции,  испрашиваемый земельный участок частично расположен  в прибрежной полосе водохранной зоны (S35-2=55 852,41кв. м), частично -  в береговой полосе Саратовского водохранилища (S 35-1=3 110,8кв.м).

Судом апелляционной жалобы в целях проверки доводов апелляционной жалобы сделан повторный запрос в Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижнее-Волжского бассейнового водного управления. Согласно полученного ответа от 11.07.2008 г. № ли-10/1056 Нижне-Волжское бассейновое водное Управление считает возможным предоставление земельного участка площадью 55 852,41 кв.м, при этом указывает, что земельный участок площадью 3 110,8 кв.м располагается в береговой полосе Саратовского водохранилища.

Согласно п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

Таким образом, указанный вывод суда первой инстанции, изложенный в решении, не соответствует обстоятельствам дела, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК  РФ является основанием из изменения решения.

С учетом изложенного требования заявителя подлежат частичному удовлетворению. В удовлетворении требования ОАО «Санаторий им  В.П. Чкалова» об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области  направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка  с кадастровым номером 63:01:07 02 004:0064  площадью 3 110,8 кв.м  следует отказать.

В силу ст. 110 АПК  РФ расходы, связанные с оплатой государственной

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n А65-3161/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также