Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу n А55-3943/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

    

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

    443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

                       www.11aas.arbitr.ru, e-mail:[email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

2 сентября 2008 года.                                                                               Дело № А55-3943/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 2 сентября 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Барановой Е.В.,

с участием:

от заявителя - не явился, извещен,

от ответчика - Александрова Е.Н., доверенность от 19.01.2006 г. № 04-15,

от третьих лиц - не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 августа 2008 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2008 года по делу                     № А55-3943/2008 (судья Мальцев Н.А.),

принятое по заявлению Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа, город Екатеринбург Свердловской области,

к Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области, город Сызрань Самарской области,

третьи лица:

Войсковая часть 18316, поселок городского типа Балашейка Сызранского района Самарской области,

Министерство обороны РФ, город Москва,

о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа (далее - заявитель, военный прокурор) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области (далее - Инспекция, налоговый орган), третьи лица: войсковая часть 18316 (далее - войсковая часть), Министерство обороны РФ (далее - Минобороны) о признании незаконными действий по государственной регистрации войсковой части 18316, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи № 1036301254714 от 8.02.2003 г., а также обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании ОГРН войсковой части 18316 недействительным в связи с присвоением его неюридическому лицу.

Решением суда заявленные требования военного прокурора удовлетворены.

Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав представителя инспекции, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, регистрирующим органом Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области 8.02.2003 г. осуществлена государственная регистрация войсковой части 18316 и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № 1036301254714 о внесении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. (л.д. 13).

Основанием указанной регистрации является сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона от 8.08.2001 г.        № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Иные документы в регистрационном деле войсковой части 18316 отсутствуют.

Согласно разделу «Сведения об образовании юридического лица» Единого государственного реестра юридических лиц регистрация заявителя в качестве юридического лица была осуществлена до 1 июля 2002 г. при его создании 23.03.1959 г.

Указанный документ отсутствует, как у регистрирующего органа, так и у заявителя.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон) уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные п.п. «а» - «д», «л» п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона.

Статья 5 Закона определяет состав сведений и документов, которые содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии с этой нормой в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя: в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации; в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации: в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

с) сведения о банковских счетах юридического лица.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что предоставляемые в регистрирующий орган сведения должны подтверждать наличие статуса юридического лица у организации, вносимой в таком качестве в ЕГРЮЛ.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что судом первой инстанции правильно установлено, что сведения на момент обращения, 30.12.2002 г., в регистрирующий орган командира войсковой части 18316 Кухарского И.В. с заявлением о регистрации в качестве юридического лица без документов, указанных в п.п. «а» - «с» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации, в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, а поэтому не имеется доказательств регистрации войсковой части 18316 в качестве юридического лица до 30.12.2002 г. Более того, не указаны сведения об учредителях (участниках) юридического лица.

В связи с этим у налогового органа также отсутствовали основания для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.

Согласно п.п. «а», «б», «г», «д» п. 1 ст. 5, п. 3 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Пунктом 1 ст. 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании Устава, либо учредительного договора и Устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющее коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, положением о Министерстве обороны Российской Федерации от 11.11.1998 г. № 1357, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.

Согласно п. 9 раздела 4 положения о Министерстве обороны Министр обороны создает, реорганизует и ликвидирует федеральные государственные учреждения Министерства обороны в пределах выделенных из федерального бюджета средств и установленной штатной численности Вооруженных сил.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.09.2003 г. № 324            «О государственной регистрации юридических лиц» определен перечень органов военного управления, которые входят в состав Вооруженных Сил и зарегистрированы как юридические лица в форме учреждения. Войсковая часть 18316 в этом перечне отсутствует. Следовательно, решение о придании войсковой части 18316 статуса юридического лица Минобороны РФ не принимало.

В материалах дела отсутствуют доказательства создания войсковой части 18316 в качестве учреждения в порядке, установленном Минобороны РФ до 24.02.2004 г. в соответствии с «Положением о Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 г. № 1357, а также Правительством Российской Федерации после 24.02.2004 г. в соответствии с Постановлением от 10.02.2004 г. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидировании федеральных государственных учреждений».

Указанными действиями налогового органа нарушены права Министерства обороны РФ по определению правового статуса его структурных подразделений, что в силу п. 1 ст. 1, ст. 12, п. 1 ст. 51 ГК РФ, в их системной взаимосвязи, ведет к ограничению предусмотренного в рамках закона осуществления государственного контроля за соблюдением установленного законодательством порядка образования юридического лица и к нарушению стабильности гражданского оборота, прав и охраняемых законом интересов его участников.

Войсковая часть 18316, будучи зарегистрированной в качестве юридического лица, приобретает больше прав и обязанностей, чем организационно-штатная единица МО РФ, в том числе: по уплате соответствующих налогов и сборов, самостоятельному участию в гражданском обороте путем заключения договоров от собственного имени и др.

Однако войсковая часть не имеет имущественной возможности отвечать по своим обязательствам. Таким образом, в случае неисполнения принятых на себя обязательств войсковой частью 18316, обязанность по их исполнению возлагается на Министерство обороны РФ, отвечающее за ее обязательства.

Кроме того, в случае применения к рассматриваемой войсковой части штрафных санкций за неисполнение обязательств, оплата по данным санкциям будет производиться за счет Министерства обороны РФ, что, как следствие, влечет за собой причинение экономического ущерба Министерству обороны РФ, как федеральному органу исполнительной власти, финансирующему войсковую часть 18316 и отвечающему за ее обязательства.

В соответствии п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Налоговый орган не представил доказательств соответствия государственной регистрации войсковой части 18316 Федеральному закону от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ        «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а поэтому суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области отсутствовали правовые основания для государственной регистрации войсковой части 18316 в качестве юридического лица.

Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба, не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2008 года по делу            № А55-3943/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                          П.В. Бажан

Судьи                                                                                                                         В.В. Кузнецов

                                                                                                                                   Н.Ю. Марчик

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу n А72-978/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также