Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2008 по делу n А55-4634/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

01 сентября 2008 года                                                             Дело № А55-4634/2008

г. Самара           

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2008г.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2008г.                      

    

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Балашевой В.Т.,

судей Романенко С.Ш., Туркина К.К.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Юдаевой А.А.,

с участием:

от истца – Тюжина И.Н., доверенность №65/08 от 11.12.2007г.,

от ответчика – Китаева Н.С., доверенность от 04.07.2007г.; Плешкова О.В., доверенность №498 от 01.07.2008г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2008 года в зале № 3 апелляционную жалобу ММУ Медико-санитарная часть № 14, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2008 года по делу № А55-4634/2008 (судья Баласлов В.Н.),

по иску государственного учреждения – Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Самара, к ММУ Медико-санитарная часть № 14, г. Самара, о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ММУ Медико-санитарная часть № 14, г. Самара, о признании договора от 01.01.2007г. № 253 «О финансировании расходов на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования» ничтожным и применении последствий его недействительности в виде возврата полученных ММУ МСЧ № 14 сумм в размере 471 064 руб. 02 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2008 года исковые требования удовлетворены. Договор от 01.01.2007 г. № 253 «О финансировании расходов на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования», заключенный между государственным учреждением - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и ММУ медико-санитарной части № 14, признан недействительным.

С ММУ Медико-санитарная часть № 14, г. Самара, в пользу государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, г. Самара, взыскано 471 064 руб. 02 коп. возврата денежных средств и в федеральный бюджет РФ госпошлина в сумме 12 921 руб. 28 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2008 года отменить, как незаконное и необоснованное. Заявитель ссылается на то, что, имея в своем составе поликлинику, он относится к категории «Амбулаторно-поликлинические учреждения», что соответствует постановлению Правительства РФ от 30.12.2006г. №864 и Правилам финансирования в 2007 году.

Истец отзыва на апелляционную жалобу не предоставил.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал жалобу, просил отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель истца просил оставить решение суда без изменения.

Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, арбитражный апелляционный суд установил.

В соответствии с положениями статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Из материалов дела следует, что между истцом (Региональное отделение) и ответчиком (Учреждение) 01.01.2007г. заключен договор № 253, предметом которого является финансирование расходов за счет средств, перечисляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническим учреждением работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - амбулаторно-поликлиническая помощь).

Договор заключен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 864.

Согласно договору истец осуществляет оплату представленных Фондом счетов по оплате 25 процентов суммы счетов за амбулаторно-поликлиническую помощь, оплаченных страховой медицинской организацией (при ее отсутствии - Фондом), прошедших медико-экономическую экспертизу в страховой медицинской организации (при ее отсутствии - в Фонде) (далее - 25 процентов суммы счетов за амбулаторно-поликлиническую помощь), при условии предоставления сведений о работающих гражданах, которым оказана амбулаторно-поликлиническая помощь, в порядке и по форме, которые утверждены Федеральным фондом обязательного медицинского страхования совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации.

Ответчик  осуществляет учет работающих граждан, которым оказана амбулаторно-поликлиническая помощь; представляет до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в страховую медицинскую организацию (при ее отсутствии - в Фонд) счета по оплате амбулаторно-поликлинической помощи и реестры этих счетов, а также сведения о работающих гражданах, которым оказана амбулаторно-поликлиническая помощь, в порядке и по форме, которые утверждены Федеральным фондом обязательного медицинского страхования совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации; ведет отдельный учет полученных из Регионального отделения средств на оплату амбулаторно-поликлинической помощи; представляет в Фонд отчетность в порядке и по форме, которые утверждаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации; направляет полученные из Регионального отделения средства на оплату труда медицинских работников, участвовавших в оказании амбулаторно-поликлинической помощи (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ  от 07.10.2005г. № 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, согласно которой к больничным учреждениям отнесены медико-санитарные части.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал оспариваемый договор ничтожной сделкой, не соответствующей нормативному акту - постановлению Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 864, поскольку истец является больничным учреждением, а не амбулаторно-поликлиническим, и применил одностороннюю реституцию.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 864 установлено, что финансирование расходов на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется в 2007 году Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере до 3 млрд. рублей., и утверждены Правила финансирования указанных расходов в 2007 году.

Статьей 20 (часть 1) Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 года» установлено, что Фонд в 2007 году за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" в сумме до 3 000 000,0 тыс. рублей, осуществляет дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

 Порядок и условия оплаты услуг, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития (ч.2 ст. 20).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.2007г. № 31 (далее Приказ) во исполнение статьи 20 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" ("Российская газета" от 29 декабря 2006 г. N 295) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 864 "О порядке финансирования в 2007 году расходов на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, за счет средств, перечисленных Фонду социального страхования Российской Федерации из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования» утвержден Порядок и условия дополнительной оплаты первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 7 Приказа оплате подлежат услуги по первичной медико-санитарной помощи, оказанные амбулаторно-поликлиническими учреждениями в соответствии с Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 487 "Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 августа 2005 г. N 6954) и от 13 октября 2005 г. N 633 "Об организации медицинской помощи" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2005 г. N 01/8234-ВЯ), за исключением медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах амбулаторно-поликлинических учреждений.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 октября 2005 г. N 633 первичная медико-санитарная  помощь организуется в городском округе в том числе и в медсанчастях.

Ответчик согласно Уставу является муниципальным медицинским учреждением городского округа Самара, и оказывает амбулаторную и стационарную медицинскую помощь населению, и др. (т.1, л.д. 98-105). Ответчику выдана лицензия на оказание амбулаторно-поликлинической помощи (т.1, л.д. 110). Материалами дела установлено, что ответчик оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь в соответствии с Уставом и лицензией.

Распоряжением Министра здравоохранения и социального развития Самарской области от 20.02.2007г. № 56-р ответчик включен в перечень амбулаторно-поликлинических учреждений Самарской области, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи работающим, оказывающих только амбулаторно-поликлинические услуги в системе ОМС.

 Таким образом, оспариваемый договор от 01.01.2007г. № 253 «О финансировании расходов на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования» не противоречит закону, нормативным актам, в том числе и постановлению Правительства РФ 30.12.2006 № 864, и основания для его признания недействительным (ничтожным) отсутствуют.

Кроме того, материалы дела свидетельствуют об исполнении договорных обязательств обеими сторонами. Ответчиком во исполнение договора оказаны услуги на сумму 471 064 руб. 02 коп., оплата которых истцом произведена.

В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Возврат истцом  ответчику полученного по сделке (оказанных ответчиком услуг) невозможен, а установленные законом основания для применения односторонней реституции отсутствуют.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно применил последствия недействительности сделки путем односторонней реституции.

Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельства дела. Судом первой инстанции при принятии решения нарушены нормы материального права - ст.ст. 167, 168 ГК РФ, что является основанием в силу ч. 1, ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения с принятием нового судебного акта об отказе в иске.

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы ответчика по уплате  государственной пошлины по  апелляционной жалобе относятся на истца.

Руководствуясь статьями 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2008 года по делу №А55-4634/2008 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с государственного учреждения – Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Самара, в пользу ММУ Медико-санитарная часть № 14, г. Самара, судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                      В.Т. Балашева

Судьи                                                                                                    С.Ш. Романенко

                                                                                                               К.К. Туркин

                                                                                                              

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2008 по делу n А55-5815/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также