Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2008 по делу n А55-2954/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г.Самара, ул.Аэродромная, 11А, тел.273-36-45, e-mail: info@11aas.arbitr.ru, www.11aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

25 августа 2008 года

г.Самара

                   Дело №А55-2954/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2008 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Балашевой В.Т. и Липкинд Е.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области  на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2008 года по делу            №А55-2954/2008 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области к Мэрии городского округа Тольятти о признании права федеральной собственности, третье лицо – Департамент лесного хозяйства Самарской области, принятое судьей Плотниковой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи              Морозовым В.А.,

при участии в судебном заседании:

от истца: Гришанова М.В. – специалист отдела правового обеспечения (доверенность №9 от 15.01.2008), Филатова Е.В. – специалист отдела правового обеспечения (доверенность №463 от 13.08.2008);

от ответчика: Тупикова М.В. – зам.руководителя нормативно-аналитического управления правового департамента (доверенность №1074 от 02.04.2008),

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее ТУ Росимущества по Самарской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Мэрии городского округа Тольятти (далее Мэрия, ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на лесные участки, относящиеся к категории защитности «городские леса»: в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 5472 га; в кварталах 29-59 Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1727 га; в кварталах 29,49,50,69-86 Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 843 га.

Определением суда от 14.04.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Самарской области (далее Департамент, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2008 исковые требования оставлены без удовлетворения. При этом суд первой инстанции исходил из того, что довод истца об отнесении спорных лесных участков к федеральной собственности в силу прямого указания закона является необоснованным, так как закон о разграничении государственной собственности на землю, в том числе на лесные участки, на момент вынесения решения не принят.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что лесные участки, указанные в иске, не могут быть объектом гражданского оборота, поскольку они не индивидуализированы в порядке, установленном статьями 7,67,69,92 Лесного кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что иск заявлен неуполномоченным лицом, так как федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по реализации государственной политики и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что в случае, если истец считает, что лесные участки являются федеральной собственностью, он вправе обратиться в регистрирующий орган во внесудебном порядке.  

Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, признать право собственности Российской Федерации на лесные участки: в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 5472 га; в кварталах 29-59 Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1727 га; в кварталах 29,49,50,69-86 Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 843 га.

Истец считает решение суда первой инстанции незаконным, нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, так как выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с неправильным применением норм материального права. При этом истец исходит из того, что суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению: статью 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 6,8,23 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым лесные участки, указанные в исковом заявлении, являются федеральной собственностью.

Истец считает, что судом первой инстанции неправильно истолкованы нормы лесного законодательства Российской Федерации, анализ статей 7,62,69,92 Лесного кодекса Российской Федерации показывает, что индивидуализирующие характеристики лесных участков определяются в порядке, определенном статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Внесение сведений в государственный лесной реестр необходимо в обязательном порядке лишь при предоставлении лесных участков.

Истец также считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что он не вправе обращаться в суд с заявленным требованием. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Такое же положение содержится и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 №691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом».

В судебном заседании представители истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали и просили ее удовлетворить.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе истца, не согласился и просил оставить ее без удовлетворения.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, отзыве ответчика на апелляционную жалобу, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд установил.

Истец обратился с требованием о признании права федеральной собственности на лесные участки: в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 5472 га; в кварталах 29-59 Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1727 га; в кварталах 29,49,50,69-86 Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 843 га.

Факт нахождения указанных лесных участков в границах муниципального образования «Городской округ Тольятти» сторонами не оспаривается, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания суда первой инстанции, состоявшегося 24.06.2008.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,69 и 92 указанного Кодекса.

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Принимая во внимание, что лесные участки: в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 5472 га; в кварталах 29-59 Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1727 га; в кварталах 29,49,50,69-86 Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 843 га, входят в состав земель населенного пункта «Город Тольятти», а также учитывая отсутствие федерального закона, которым указанные земельные участки отнесены к федеральной собственности, право собственности на данные земельные участки могло быть приобретено Российской Федерацией только в результате разграничения государственной собственности на землю.

Доказательства разграничения государственной собственности в отношении лесных участков: в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 5472 га; в кварталах 29-59 Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1727 га; в кварталах 29,49,50,69-86 Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 843 га, в порядке, установленном Федеральным законом от 17.07.2001 №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» или статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статьей 30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», истец суду не представил.

В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Истец доказательства обращения в порядке, установленном статьей 30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки: в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 5472 га; в кварталах 29-59 Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1727 га; в кварталах 29,49,50,69-86 Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 843 га, не представил.

Не представил истец суду также доказательства наличия предусмотренных статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» оснований для отнесения указанных лесных участков к федеральной собственности.

При указанных обстоятельствах основания для признания права собственности Российской Федерации на лесные участки: в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 5472 га; в кварталах 29-59 Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1727 га; в кварталах 29,49,50,69-86 Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 843 га, отсутствуют.

На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в признании права собственности Российской Федерации на лесные участки: в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 5472 га; в кварталах 29-59 Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1727 га; в кварталах 29,49,50,69-86 Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 843 га, решение принято судом первой инстанции в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 110,268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2008 года по делу №А55-2954/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом  по Самарской области – без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.

Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня принятия в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                       В.В.Карпов

Судьи                                                                                      В.Т.Балашева

                                                                                                 Е.Я.Липкинд                               

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2008 по делу n А65-6195/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также