Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2008 по делу n А65-5731/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

22 августа  2008 г.                                                                                    Дело № А65-5731/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено   22 августа 2008 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марчик Н.Ю., судей Бажана П.В., Кузнецова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:

от заявителя –  Маслова Л.Ю., доверенность от 27.03.2008 г. № 777-юр, Шайхутдинова Д.М., доверенность от 07.07.2008 г. № 1504 юр.б,

от ответчика – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2008 г., в зале № 7, апелляционную жалобу ИФНС России по Кировскому району г. Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан  от 13 мая 2008 года по делу № А65-5731/2008 (судья Логинов О.В.),

принятое по заявлению Федерального казенного предприятия «Государственный научно-исследовательский  институт химических продуктов»

к ИФНС России по Кировскому району г. Казани

о признании незаконным бездействия по исполнению распоряжения Правительства  Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов» (далее – заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК  РФ, к ИФНС России по Кировскому району г. Казани (далее – ответчик, Инспекция) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении пункта 4 Распоряжения Правительства Российской Федерации  от 27.12.2007 г. № 1918-р о списании задолженности по федеральным налогам и сборам, начисленным на момент создания предприятия 20.02.2008 г.,  а также об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения законных прав и интересов предприятия.

Решением суда первой инстанции от 13 мая 2008 года заявление удовлетворено в полном объеме.

В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, принять  по  делу  новый судебный акт об отказе в  удовлетворении заявленных  требований.

В судебном заседании представители заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Инспекции судебное заседание не явился.

В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой  инстанции законным и обоснованным, а  апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2007 г. № 1918-р изменен вид федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов» на федеральное казенное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов».

Заявителем 09.02.2008 г. налоговому органу направлена налоговая декларация за 2007 г., в соответствии с которой  Предприятие исчислило к уплате налог на прибыль, в том числе 1 834 190.61 руб. налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет.

Предприятие 28.02.2008 г. обратилось в налоговый орган с заявлением о списании задолженности по федеральным налогам, сборам, пеням, подлежащим зачислению в федеральный бюджет на общую сумму 188 023 746,23 руб.

28.02.2008 года ответчиком принято решение № 1 о списании задолженности по федеральным налогам, сборам, пеням, подлежащим зачислению в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды на общую сумму 177 515 172,51 руб.

На обращение заявителя от 12.03.2008 г. о не списании задолженности, в том числе 1 834 190,61 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, налоговый орган письмом от 17.03.2008 г. № 1401-07/003809 сообщил, что решение от 28.02.2008 г. № 1 принято правомерно, поскольку на момент (20.02.2008 г.) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании Предприятия срок уплаты налога на прибыль за 2007 год не наступил, данная сумма не отражена в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика и не вошла в акт сверки расчетов, составленный на момент создания Предприятия, в связи с чем в соответствии с вышеуказанным Распоряжением сумма налога в размере 1 834 190,61 руб. не может быть списана.

Заявитель 31.03.2008 г. направил в Инспекцию повторное заявление, в котором просил списать 1 834 190,61 руб. налога на прибыль за 2007 г., зачисляемого в федеральный бюджет.

Ответчик на заявление Предприятия от 31.03.2008 г. не отреагировал, указанную задолженность не списал.

Заявитель, полагая, что бездействие ответчика, который не исполняет Распоряжение Правительства РФ, является незаконным, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции,    удовлетворяя  заявленные  требования, обоснованно исходил из следующего.

Пунктом 4 названного Распоряжение дано указание ФНС России совместно с Минздравсоцразвития России осуществить списание в установленном порядке задолженности федерального казенного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов» по федеральным налогам и сборам, пеням, подлежащим зачислению в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, за исключением задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным на момент создания указанного предприятия.

В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» Правительство РФ вправе урегулировать задолженность юридических лиц, образуемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 -2010 годы и на период до 2015 года» на базе федеральных государственных унитарных предприятий оборонной промышленности в форме федеральных казенных предприятий, по федеральным налогам и сборам, пеням, подлежащим зачислению в федеральный бюджет, взносам в государственные внебюджетные фонды, включая пени, начисленные на момент образования федерального казенного предприятия, за исключением сумм страховых взносов на обязательное Пенсионное страхование, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Урегулирование указанной задолженности производится посредством списания сумм задолженности по федеральным налогам и сборам, пеням, подлежащим зачислению в федеральный бюджет, взносам в государственные внебюджетные фонды, включая пени, начисленные на момент образования федерального казенного предприятия, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в 2005 году.

Таким образом, Правительством РФ принято Распоряжение от 27.12.2007 г. № 1918-р принято в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 г. №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Согласно пункту 4 Положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.08.2005 г. № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» Инспекция в своей деятельности руководствуется в том числе федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации, следовательно, Ответчик обязан исполнять распоряжение Правительства РФ от 27.12.2007 г. №1918-р, в том числе и пункт 4 этого Распоряжения.

Из буквального прочтения нормы, содержащейся в пункте 4 Распоряжения  следует, что списанию подлежат налоги, начисленные на момент создания федерального казенного предприятия.

Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о том, что сумма налога на прибыль в размере 1 834 190,61 руб. не может быть списана, поскольку на момент (20.02.2008) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании предприятия (Федерального казенного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов») срок уплаты налога на прибыль за 2007 год, установленный ст.ст. 287 и 289 НК РФ, не наступил, данная сумма не отражена в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика и не вошла в акт сверки расчетов, составленный на момент создания предприятия, на основании нижеследующего.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно п. 1 ст. 287 и п. 4 ст. 289 НК РФ налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2007 год не позднее 28.03.2008 г.

На основании абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что, представляя в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль, налогоплательщик подтверждает и заявляет исчисленный им объём налоговой обязанности. Обязанность же по уплате налога на прибыль возникает на основании такой налоговой декларации по истечении календарного года (п. 1ст. 285 НК РФ), то ест после 31.12.2007, при этом законодатель установил предельный срок исполнения такой обязанности -  по 28.03.2008 г. включительно.

Судом первой инстанции правомерно указано, то обстоятельство, что на 20.02.2008 г. предельный срок уплаты по налогу, предусмотренный п. 1 ст.287 и п. 4 ст. 289 НК РФ, не наступил, не означает отсутствие обязанности заявителя на указанную дату уплатить налог на прибыли бюджет. Отсутствие указанной суммы налога в акте сверки не означает отсутствие обязанности   по   уплате   налога   на   прибыль,   поскольку   в   соответствии утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 20.08.2007 г. № ММ-3-25/494@ формой акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам пеням и штрафам (форма по КНД 1160070) в акте отражаются переплаты недоимки (суммы налога, не уплаченной в установленный законодательством налогах и сборах срок (ст.11 НК РФ)). Спорная сумма налога на прибыль ни переплатой, ни недоимкой не является.

С учетом вышеизложенного судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан  от 13 мая 2008 г. по делу               № А65-5731/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       Н.Ю. Марчик

Судьи                                                                                                                      П.В. Бажан

В.В. Кузнецов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2008 по делу n А65-5612/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также