Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2008 по делу n А55-4345/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

01 августа 2008 года                                                                            Дело № А55-4345/2008

г. Самара

 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рогалевой Е.М.,

судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,

с участием:

от заявителя – Аджигирей Д.В., доверенность от 15 января 2008 г. № 10;

от Администрации городского округа Отрадный Самарской области – Куюмджян Е.И., доверенность от 4 декабря 2007 г. № 1894;

от третьего лица – Скрицкая Н.А., доверенность от15 июля 2008 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу

Администрации городского округа Отрадный Самарской области, г. Отрадный, Самарская обл.,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2008 г.

по делу № А55-4345/2008 (судья Щетинина М.Н.),

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара,

к Администрации городского округа Отрадный Самарской области, г. Отрадный, Самарская обл.,

третье лицо: ООО «ПСО», г. Самара,

о признании недействительным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - Теруправление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления главы городского округа Отрадный Самарской области о разрешении выкупа земельного участка ООО «ПСО» от 08 августа 2007 г. № 614.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2008 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что поскольку спорный земельный участок уже прошел государственную регистрацию, разграничение и повторная регистрация участка за тем же либо другим собственником не требуются.

Государственная регистрация была произведена до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который вступил в силу с 21 октября 2001 г., и Федерального закона от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (вступил в силу 21 января 2002 г.); зарегистрированное Самарской областной регистрационной палатой 24 октября 2001 г. право Российской Федерации на спорный земельный участок в судебном порядке не было оспорено.

Следовательно, на момент принятия  оспариваемого постановления собственником спорного земельного участка являлась Российская Федерация, поэтому согласно п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), только Российская Федерация, как собственник, вправе была по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Не согласившись с выводами суда, Администрация городского округа Отрадный Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

При этом наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки никак не препятствует органам местного самоуправления распоряжаться этими земельными участками, т.к. государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки, проведенная ранее Самарской областной регистрационной палатой на основании ст. 214 ГК РФ, не свидетельствует о разграничении государственной собственности на землю и носит правоподтверждающий характер, а не устанавливает возникновение права собственности.

На момент проведения государственной регистрации права на спорный земельный участок не было произведено разграничения собственности на землю и Администрация городского округа Отрадный, как орган местного самоуправления, правомерно распорядилась земельным участком и правомерно приняла постановление главы городского округа от 08 августа 2007 г. № 614.

В судебном заседании представители Администрации городского округа Отрадный Самарской области и третьего лица – ООО «ПСО» - доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

08 августа 2007 г. главой городского округа Отрадный Самарской области вынесено постановление № 614 о разрешении ООО «ПСО» выкупа земельного участка площадью 19614 кв.м., расположенного г. Отрадный, промзона - 1, для производственной деятельности в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, в собственность (л.д. 12-13). На основании названного постановления Администрации предложено было заключить с ООО «ПСО» договор купли-продажи земельного участка.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 октября 2001 г. сделана запись регистрации 63-06-1/2001-4481.1 права собственности на земельный участок площадью 19614.00 кв.м. за Российской Федерацией (л.д. 10).

Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление, распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Указанная норма в полной мере распространяется на любое имущество, в том числе и земельные участки.

Доводы Администрации о том, что при регистрации права Российской Федерации, регистрирующий орган не являлся органом, уполномоченным осуществить разграничение прав на спорный земельный участок, поэтому Администрация считала себя лицом, имеющим полномочия на распоряжение земельным участком, суд правомерно посчитал ошибочными.

Указание в свидетельстве о государственной регистрации права на указанный земельный участок серия 63-АА № 297417 от 24 октября 2001 г. в качестве субъекта права государственной собственности Российской Федерации является доказательством наличия федеральной собственности на данный земельный участок.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ссылка подателя жалобы на то, что в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное, не может быть принята во внимание, поскольку государственная регистрация была произведена до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который вступил в силу с 21 октября 2001 г., и Федерального закона от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (вступил в силу 21 января 2002 г.).

С учетом этого судом сделан правильный вывод о том, что до установления порядка распоряжения землями вышеуказанными законами у Российской Федерации уже существовало зарегистрированное право собственности на указанный земельный участок.

Зарегистрированное Самарской областной регистрационной палатой 24 октября 2001 г. право Российской Федерации на спорный земельный участок в судебном порядке не было оспорено.

Следовательно, на момент принятия оспариваемого постановления собственником спорного земельного участка являлась Российская Федерация, поэтому согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ, только Российская Федерация, как собственник, вправе была по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. № 691, закреплено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

В соответствии с п. 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

Таким образом, органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Росимущества по Самарской области.

Суд правильно указал в решении, что о нарушенном праве заявитель узнал 26 декабря 2006 г. (л.д. 8-9), поэтому он своевременно обратился в суд с настоящим требованием.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт противоречит указанным выше нормам законодательства и также нарушает права и интересы заявителя, в связи с чем на основании ст. 201 АПК РФ признал его недействительным.

Доводы, приведенные Администрацией городского округа Отрадный Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2008 г. по делу № А55-4345/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Администрации городского округа Отрадный Самарской области, г. Отрадный, Самарская обл., из федерального бюджета госпошлину в размере 1 000 руб.

Справку на возврат госпошлины выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный  арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                     Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                                    Н.Ю. Марчик

С.Т. Холодная

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2008 по делу n А65-293/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также