Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2008 по делу n А72-6801/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

07 июля 2008г.                                                                                          Дело №А72-6801/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2008г.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2008г.

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Теплоком»– Шестериной Ю.Д. (доверенность от 31.07.2007г. №610/145),

представитель ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска – не явился, извещен надлежащим образом,

представитель  Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области -  не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июля 2008г. в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2008г. по делу № А72-6801/2007 (судья Каргина Е.Е.),

принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Теплоком»,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области,

к Государственному учреждению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области,

о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ: 

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Теплоком» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнений)  о признании незаконными  действия  Межрайонной  инспекции  Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее – налоговый орган), Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Пенсионный фонд) по взысканию в бесспорном порядке пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании инкассового распоряжения №90237 от 26.07.1999г. на сумму 864472,84 руб.; о признании незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее – налоговая инспекция), Пенсионного фонда по взысканию в бесспорном порядке пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании инкассовых распоряжений №90275 от 12.10.2000г. на сумму 866930 руб., №90250 от 20.07.2000г. на сумму 901806 руб.; об обязании налоговой инспекции осуществить за счет средств соответствующего бюджета возврат предприятию на расчетный счет № 40702810300021030256 в ЗАО банк «Венец» 2633208,84 руб., излишне взысканных на основании инкассовых поручений №90237 от 26.07.1999г. на сумму 864472,84 руб., №90275 от 12.10.2000г. на сумму 866930 руб., №90250 от 20.07.2000г. на сумму 901806 руб. (т.1 л.д. 2-6, т. 3 л.д. 97).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2008г. по делу №А72-6801/2007 в части оспаривания бездействия налогового органа, бездействия налоговой инспекции по эпизодам, связанным с инкассовым поручением от 09.02.2001г. № 129, а также в части обязания налоговой инспекции перечислить проценты на сумму взысканных пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации производство по делу прекращено.

Суд удовлетворил заявленные требования. Признал незаконными действия налогового органа, Пенсионного фонда по взысканию в бесспорном порядке пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании инкассового распоряжения № 90237 от 26.07.1999г. на сумму   864472,84 руб. Признал незаконными действия налоговой инспекции, Пенсионного фонда по взысканию в бесспорном порядке пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании инкассовых распоряжений № 90275 от 12.10.2000г. на сумму 866930 руб., № 90250 от 20.07.2000г. на сумму   901806 руб. Обязал налоговую инспекцию осуществить возврат пеней, взысканных на основании инкассового распоряжения № 90237 от 26.07.1999г. на сумму 864472,84 руб., инкассовых распоряжений № 90275 от 12.10.2000г. на сумму 866930 руб., № 90250 от 20.07.2000г. на сумму 901806 руб. (т. 3 л.д. 108-110).

В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 113-117).

Предприятие апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Налоговый орган, налоговая инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представили.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Пенсионного фонда, налогового органа и налоговой инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель предприятия отклонила апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя предприятия, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 20.09.2007г. со счета предприятия №40702810869170100644 в Заволжском ОСБ №8286 взыскано 2633208,84 руб. пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации во исполнение инкассовых распоряжений Пенсионного фонда от 26.07.1999г. №90237, от 12.10.2000г. №90275, от 20.07.2000г. №90250.

По состоянию на дату начала оплаты распоряжения от 26.07.1999г. № 90237 (29.08.2006г.) предприятие находилось на учете в налоговом органе, по состоянию на 20.09.2007г. - дату полного исполнения спорных инкассовых распоряжений - на учете в налоговой инспекции.

Согласно письму Заволжского отделения № 8286 АК СБ РФ (ОАО) от 13.12.2007г. № 06/2/500 пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации по спорным инкассовым поручениям перечислены в налоговые органы по месту учета предприятия в соответствии с Указаниями ЦБ РФ от 05.01.2001г. № 898-У и Минфина РФ от 15.01.2001г. № 5н «О порядке работы банков с расчетными документами на перечисление (взыскание) денежных средств в государственные социальные внебюджетные фонды в связи с введением с 01.01.2001г. единого социального налога (взноса)», а именно по распоряжению от 26.07.1999г. № 90237 - в налоговый орган, по распоряжениям от 12.10.2000г. №90275, от 20.07.2000г. №90250 -   в налоговую инспекцию.

Предприятие считает, что действия государственных органов по взысканию спорных обязательных платежей являются незаконными и нарушающими его права, что установленная процедура взыскания не соблюдена, пропущены все сроки для принудительного взыскания пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, предусмотренные ст.ст. 45 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, поэтому обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

Суд первой инстанции на основании п. 4 ст. 198 АПК РФ обоснованно удовлетворил предприятию ходатайство о восстановлении срока подачи заявления.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее - Закон № 118-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), с 01.01.2001г. осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001г., осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 Кодекса).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Пунктом 7 ст. 46 НК РФ установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации об их счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Пунктом 7 ст. 9 НК РФ установлено, что органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится и Пенсионный фонд, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а согласно ст. 34.1 НК РФ в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ.

Таким образом, на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд, распространяются требования части первой НК РФ, а сами органы Пенсионного фонда пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.

При этом специальные акты законодательства, подлежат применению до введения в действие части второй НК РФ в той части, в какой они определяют плательщиков взносов и устанавливают налоговую базу, налоговый период, ставки, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции, пени начислены по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, задолженность по которым возникла во 2-м квартале 1999г., 2-3 квартале 2000г.

Однако Пенсионным фондом меры по взысканию задолженности принимались в нарушение порядка, установленного положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации, без выставления плательщику требования и принятия решения о взыскании задолженности.

Последующие действия налоговых органов, располагавших сведениями о нарушениях процедуры принудительного взыскания в момент передачи им полномочий по взысканию задолженности, но вопреки указанным правовым нормам, исполнявшим в дальнейшем обязанности взыскателей денежных средств в Пенсионный фонд в связи с введением с 01.01.2001г. единого социального налога, привели к незаконному списанию 20.09.2007г. денежных средств со счета предприятия.

Срок для взыскания сумм пени, начисленных на недоимку, возникшую в 1999 - 2000 г.г., исходя из совокупности сроков, определенных ст.ст. 46, 47, 48, 70 НК РФ истек, в связи с чем, утрачена возможность принудительного взыскания задолженности по пени, что согласуется со сложившейся судебной практикой.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе Пенсионный фонд не представил доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил предприятию заявленные требования.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2008г. по делу №А72-6801/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

 Председательствующий                                                                            В.Е. Кувшинов

Судьи                                                                                                           Е.И. Захарова

                                                                                                                      В.С. Семушкин

                                                   

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2008 по делу n А65-7118/2005. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также