Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 по делу n А55-3266/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

27 июня 2008 г.                                                       Дело №  А55-3266/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Апаркина В.Н., судей Бажана П.В., Кузнецова В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мавлютовой Р.И., с участием:

от заявителя – Садыкова А.М., доверенность от 12.07.2005 г.,

от ответчика – Долгова О.В., доверенность от 28.12.2007 г. №03/45480,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2008 г., в зале № 7, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2008 г. по делу № А55-3266/2008 (судья Исаев А.В.),

по заявлению индивидуального предпринимателя Айтыновой Жупар, п. Конезавод, Красноярский район, Самарская область к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Самарской области, с. Красный Яр, Красноярский район, Самарская область о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов в сумме 4 620 руб. и обязании налогового органа возвратить заявителю излишне уплаченные страховые взносы  в сумме 4 620 руб.,

УСТАНОВИЛ:

 

Индивидуальный предприниматель Айтынова Жупар обратилась в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 7 по Самарской области, выразившихся в отказе от возврата излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 4 620 руб., и обязании налогового органа принять решение о возврате заявителю 4 620 руб. на лицевой счет № 42307810954252610080.

Решением суда 1 инстанции от 23 апреля 2008 г. заявление удовлетворено полностью.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что заявление о признании незаконным действий налогового органа подано предпринимателем с пропуском на 26 дней трехмесячного срока, предусмотренного п.4 ст.198 АПК РФ (налогоплательщику стало известно об отказе в возврате ошибочно уплаченной суммы 15.11.2007 г., заявление в суд об обжаловании действий налогового органа подано 12.03.2007 г., т.е. через 3 месяца и 26 дней), основания для восстановления которого у суда отсутствовали.

Заявитель в отзыве просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и налогового органа, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, чеком-ордером от 21.08.2007 г. (филиал № 4254/0059 Красноярского отделения Сбербанка России) заявителем были ошибочно перечислены на счет УФК МФ РФ по Самарской области (Межрайонная ИФНС России № 7 по Самарской области) денежные средства по ЕНВД в сумме 4 620 руб. (л.д.24).

При этом в чеке-ордере был ошибочно указан КБК (код бюджетной классификации) 182 102 020 300 61 000 160 (страховые фиксированные взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии), в результате чего образовалась переплата по страховой части трудовой пенсии и недоимка по ЕНВД.

В целях погашения образовавшейся недоимки по ЕНВД и пеней заявителем чеком-ордером 03.09.07г. на счет УФК по Самарской области были уплачены денежные средства в сумме 5035,12 руб. (л.д.23).

В связи с этим 06.11.07 г. заявитель обратился в Межрайонную ИФНС России № 7 по Самарской области с заявлением о возврате ошибочно перечисленной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со ст.78 НК РФ (л.д.13).

Письмом от 12.11.2007 г. № 09-60 налоговый орган в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на ОПС отказал, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование налогами не являются, ст. 78 НК РФ не предусматривают порядка возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (л.д.14).

Между тем данные доводы налогового органа являются ошибочными.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» с 01.01.2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ осуществляется налоговыми органами.

В соответствии со ст.2 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.25 данного Федерального закона контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

Специальный порядок зачета и возврата излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данный Федеральный Закон не предусматривает.

Пунктом 2 ст.25 Федерального закона предусмотрено право органов ПФ РФ на взыскание недоимки по страховым взносам и пеней в судебном порядке.

Правом контроля за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов, а, следовательно, и правом на осуществление зачета и возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на ОПС, органы ПФ РФ данным Законом не наделены.

Пунктом 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель для органов Пенсионного фонда Российской Федерации не установил.

Поскольку названный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 4, 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

В пункте 13 указанной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В то же время ст. 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

Согласно Приложению 11.1 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 22.12.2005 г. № 176-ФЗ) и Приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2004 № 114н, главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - является Федеральная налоговая служба.

Кроме этого, полномочия налоговых органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, а также по представлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе "Обязанности органов МНС России" Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003.

Таким образом, утверждение налогового органа об отсутствии у него права по осуществлению возврата либо зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является ошибочным, как не основанное на содержании ст.78 НК РФ.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2006 г. по делу № А55-22333/05-53, от 15.09.2006 г. по делу № А12-6154/06-С60.

Что касается довода налогового органа о пропуске заявителем при обращении в арбитражный суд с указанным заявлением трехмесячного срока, предусмотренного п.4 ст.198 АПК РФ, то из материалов дела следует, что по ходатайству заявителя (л.д.6) пропущенный (на 26 дней) срок был судом восстановлен в соответствии с п.4 ст.198 АПК РФ. При этом суд признал уважительной причину пропуска данного срока предпринимателем: инвалидность второй группы и тяжелое материальное положение, затруднившие уплату государственной пошлины при обращении с указанным заявлением в арбитражный суд (л.д. 20-21).

С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе налогового органа, являются ошибочными и во внимание приняты быть не могут.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление предпринимателя, оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2008 г. по делу № А55-3266/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             В.Н. Апаркин

Судьи                                                                                                           П.В. Бажан

В.В. Кузнецов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 по делу n А55-2894/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также