Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2006 по делу n А55-12695/2006. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения  арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

15 декабря 2006 г.                                                                                  Дело №  55-12695/2006

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 12 декабря 2006 г.                                                                                    

Постановление в полном объеме изготовлено: 15 декабря 2006 г.                                                                                     Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О.,

с участием:

от заявителя – Пашина М.Н., доверенность от 10.01.2006 г.,

от ответчика – Игошина С.А., доверенность от 03.05.2005 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2006 г. в помещении суда, в зале № 4 дело по  апелляционной  жалобе Межрайонной ИФНС РФ № 2 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области  от 12 октября 2006 г., (судья Медведев А.А.),

принятое по заявлению Муниципального учреждения «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти», г. Тольятти

к  Межрайонной ИФНС РФ № 2 по Самарской области, г. Тольятти

о признании решения налогового органа незаконным

УСТАНОВИЛ:

 

Муниципальное учреждение «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС РФ № 2 по Самарской области (далее ответчик) от 28.06.2006 г. № 03-18/1/80, и о возврате излишне взысканного налога на имущество в размере 96 744, 38 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 октября 2006 г. заявление удовлетворено. Признано недействительным Решение Межрайонной ИФНС РФ № 2 по Самарской области № 03-18/1/80 от 28.06.2006 г. На Межрайонную ИФНС РФ № 2 по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - возвратить излишне взысканный налог на имущество за 2005 год в сумме 96 744, 38 руб. (л.д. 78-82)

Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления в связи с тем, что заявитель не является бюджетным учреждением, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. (л.д.86-88)

Заявитель считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением ответчика от 28.06.2006 № 03-18/1/80 заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, выразившегося в неполной уплате налога на имущество в результате неправомерного применения льготы. За совершенное налоговое правонарушение на заявителя наложен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 127 280 рублей, заявителю предложено уплатить сумму налога на имущество  636 400 рублей, а также пени за несвоевременную уплату налога на имущество  в сумме  20 110, 24 рублей. (л.д. 8-11)

Ответчик считает, что использование  льготы, предусмотренной п.6 ст.381 НК РФ, неправомерно,    так    как  заявленные   в составе льготы основные средства не являются  объектами  жилищного   фонда  и  инженерной  инфраструктуры  жилищно- коммунального комплекса.

Ответчик так же считает, что подпункт 2 п. 1 ст.4 Закона Самарской области № 98-ГД от  25.11.2003г. «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» не распространяется на МУ "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти", поскольку заявитель не относится к бюджетному учреждению согласно ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ. Организация исполняет функции генерального заказчика по эксплуатации, обслуживанию, проведению капитального и текущего ремонта муниципальных объектов в сфере энергетики, ЖКХ и связи. На счетах реализации в бухгалтерском учете МУ "ДЭЖКХ и С" отражается выручка от реализации собственникам и нанимателям жилых помещений услуг по техническому обслуживанию и коммунальных услуг.

Как указал заявитель, в декларации по налогу на имущество за 2005 год была ошибочно заявлена льгота, предусмотренная п. 6 ст. 381 НК РФ, применяемая в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (код 2010228). В письме от 22.05.2006 № 4100 муниципальное учреждение «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» просило заменить указанную в декларации льготу на льготу (код 2012000), предусмотренную Законом Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области».

Поскольку заявитель прямо указал в заявлении, что льгота по налогу на имущество основана на подпункте 2 п.1 ст.4 Закона Самарской области №98-ГД от 25.11.2003г. «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», а не п.6 ст.381 НК РФ, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы налогового органа, указанные в его отзыве и оспариваемом решении, о необоснованности применения налоговой льготы, предусмотренной п.6 ст.381 НК РФ.

Согласно п.п.2 п.1 ст.4 Закона Самарской области №98-ГД от 25.11.2003г. «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» от уплаты налога на имущество освобождаются бюджетные учреждения, соответствующие требованиям ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления  управленческих,   социально-культурных,   научно-технических  и  иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Муниципальное учреждение «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» создано органом местного самоуправления, на основании распоряжения мэра города Тольятти от 20.05.2003 № 1216-1/р «О создании муниципального учреждения «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти». (л.д.28)

Как следует из указанного распоряжения, целью создания муниципального учреждения «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» явилось формирование единой городской политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализация реформы ЖКХ и обеспечение ее социальной направленности, формирование в сфере ЖКХ конкурентной среды и совершенствование системы управления отраслью, о чем говорится в распоряжении мэра города Тольятти от 20.05.2003 № 1216-1/р «О создании муниципального учреждения «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти».

Из Устава Муниципального учреждения «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» следует, что учреждение осуществляет управленческие, социальные, технические и иные функции некоммерческого характера. (л.д. 14-24)

Муниципальное учреждение «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» финансируется за счет средств местного бюджета.

В подтверждение финансирования из бюджета МУ «Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти» были представлены копии сметы затрат на 2005 год, утвержденной Мэром г. Тольятти, и уведомления о бюджетных ассигнованиях на 2005 г. Указанные документы определяют смету расходов МУ «Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти» и бюджетные ассигнования из местного бюджета в размере 72 935 000 руб. (л.д. 29, 64)

Таким образом, Муниципальное учреждение «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» соответствует требованиям, предъявляемым к бюджетным организациям ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ.

Довод ответчика об отсутствии у заявителя права на налоговую льготу из-за того, что МУ "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти" исполняет функции генерального заказчика по эксплуатации, обслуживанию, проведению капитального и текущего ремонта муниципальных объектов в сфере энергетики, ЖКХ и связи, а также отражает денежные средства, связанные с реализацией собственникам и нанимателям жилых помещений услуг по техническому обслуживанию и коммунальных услуг, арбитражный суд считает необоснованным.

Денежные средства населения, поступающие в счет оплаты жилья и коммунальных услуг, не могут рассматриваться как выручка от предпринимательской деятельности или иной деятельности, приносящей доход по следующим основаниям.

Муниципальное учреждение «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти» непосредственно не оказывает жилищно-коммунальные услуги гражданам, а заключает договоры на техническое обслуживание жилищного фонда и инженерной инфраструктуры со специализированными подрядными организациями. Это подтверждается Уставом учреждения и агентским договором от 11.03.2004 г. № 67, заключенным с мэрией города Тольятти. Кроме того, начисление и сбор платы за наем, техническое обслуживание и предоставленные жилищно-коммунальные услуги с потребителей является одной из уставных задач учреждения (п. 2.2.33 Устава). (л.д. 14-24, 25-27)

Таким образом, денежные средства, поступающие от граждан в качестве платы за жилищно-коммунальные услуги, не могут быть признаны доходами от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности.

Уставом города Тольятти, утвержденным решением Тольяттинской городской Думы от 22.05.1996 г. N 243, предусмотрено, что к вопросам местного значения (непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города) относятся содержание муниципального жилого фонда, организация и содержание муниципального энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации, организация снабжения населения топливом и утилизации бытовых отходов.

Осуществление организационных мероприятий, предусмотренных Уставом города Тольятти, входит в круг обязанностей местного самоуправления и заключается в организации работы муниципальных служб города и предприятий, непосредственно поставляющих в объекты жилого фонда энергоресурсы, необходимые для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами.

Указанные обязанности органа местного самоуправления вытекали из требований пункта 3 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации": к полномочиям городской администрации в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения относится обеспечение коммунального обслуживания населения.

Исполнение мэрией через свое структурное подразделение функций заказчика по объектам жилищного фонда, находящимся в оперативном управлении мэрии, осуществляется в целях реализации данных полномочий. Этому праву корреспондирует закрепленное в статье 33 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право органов местного самоуправления выступать заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Таким образом, исполнение заявителем функций заказчика по объектам жилищного фонда не может служить основанием для отказа в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, предусмотренной для бюджетных организаций.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

                                              

 ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение  Арбитражного суда Самарской области от 12 октября 2006 г. по делу №А55-12695/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                       В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                                                     П.В. Бажан

                                                                                                                                Е.М. Рогалева

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2006 по делу n А55-11155/2006. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также