Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 по делу n А65-14860/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

20 июня 2008 г.                                                                                      Дело № А65-14860/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Юдкина А.А.,

судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания Анисимовой О.Ю.,

с участием:

от заявителя – представитель Хамматова Р.А., доверенность от 09.01.2008г. № 02-04/5,

от ответчиков – представители не явились, извещены надлежащим образом,

от третьих лиц – представители не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2008 года по делу № А65-14860/2007 (судья Р.Р. Сальмановой),

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Татарстан, г. Елабуга,

к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Министерству финансов Республики Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, – Министерство земельных и имущественных отношений, Государственное бюджетное учреждение Республики Татарстан «Камалес»,

о взыскании в субсидиарной ответственности задолженности по уплате налогов, сборов, пени в сумме 8 988 810, 29 рублей,

УСТАНОВИЛ:

 

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Республике Татарстан (далее – налоговый орган, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточненных требований по статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 10 625 987,93 рублей.

Определением от 03.03.2008г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Республики Татарстан, ранее привлеченный ответчик Министерство лесного хозяйство Республики Татарстан исключен из числа ответчиков и привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Государственное бюджетное учреждение Республики Татарстан «Камалес».

Определением от 08.04.2008г. к участию в деле в качестве другого ответчика вновь привлечено Министерство лесного хозяйство Республики Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2008 года заявленные требования удовлетворены в части взыскания с Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан в порядке субсидиарной ответственности 8 988 810 рублей 29 копеек. В части взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности с Министерства финансов Республики Татарстан отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.

По мнению заявителя жалобы, суд перовой инстанции неправильно определил юридическое лицо, которое обязано нести субсидиарную ответственность по долгам бюджетного учреждения.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указывает, что доводы заявителя апелляционной жалобы в отношении Минземимущества Республики Татарстан неправомерны.

Представитель Инспекции в судебном заседании отклонил апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчиков и третьих лиц, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя Инспекции, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.10.2004г. по делу №А65-677/2004 с Государственного учреждения «Камский лесхоз» в доход бюджета взыскана задолженность по уплате налогов, сборов, пени в общей сумме 10 625 987,93 рублей. После вступления постановления в законную силу суд выдал исполнительный лист от 05.11.2004г. №119875. Указанный исполнительный лист полностью не исполнен, в связи с отсутствием у должника денежных средств.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика задолженности в субсидиарном порядке.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования Инспекции о взыскании с Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан в порядке субсидиарной ответственности 8 988 810 руб. 29 коп., правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 3 ст. 105 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании вступивших в законную силу решений судов.

В соответствии с частями 1, 2, абз.2 части 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации - бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, за исключением казенных предприятий и автономных учреждений, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.

Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В порядке статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавшего в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 158-ФЗ с 1 января 2005 г. по 31.12.2007, главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации вправе распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Законом Республики Татарстан от 6 апреля 2005 г. №64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» даны понятия органа исполнительной власти Республики Татарстан, которым является государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции государственное управление по вопросам, отнесенным к предметам ведения Республики Татарстан и полномочиям Республики Татарстан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, и включенные в структуру органов исполнительной власти Республики Татарстан (статья 2 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного Закона финансирование деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан в пределах ассигнований, выделенных на эти цели.

Согласно части 2 статьи 11 Закона от 6 апреля 2005 г. №64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» Кабинет Министров Республики Татарстан в пределах своей компетенции: утверждает положения о министерствах, государственных комитетах и иных органах исполнительной власти Республики Татарстан; определяет размер ассигнований на финансирование деятельности министерств.

В силу части 1 статьи 12 Закона от 6 апреля 2005 г. №64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» Министерство Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан отраслевой компетенции.

Указом Президента Республики Татарстан от 22.12.2006 № УП-581 в связи с передачей с 01.01.2007 субъектам Российской Федерации отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений образовано Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.

Согласно пункту 3.3.1. Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан осуществляет управление лесхозами и иными подведомственными учреждениями, а также осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального и республиканского бюджетов, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функции.

Согласно пункту 9 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан №515-р от 18.12.2006 и акта приема-передачи от 26.12.2006 в собственность Республики Татарстан безвозмездно переданы федеральные государственные учреждения как имущественные комплексы - лесхозы, в том числе ФГУ «Камский лесхоз».

Согласно пункту 18 Приложения к приказу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 30.07.2007 №109 Государственные учреждения «Лесхоз» переименованы в Государственные бюджетные учреждения Республики Татарстан Камалес».

Как видно из пункта 1.1. Устава ГБУ «Камалес», учреждение является государственным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан.

Как установил суд первой инстанции, при рассмотрении спора сумма долга, взысканная по постановлению апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.10.2004г. по делу №А65-677/2004 с Государственного учреждения «Камский лесхоз», как  должника, в доход бюджета, до настоящего времени не погашена в полном объеме. Денежные средства у Государственного бюджетного учреждения Республики Татарстан «Камалес» для исполнения решения суда отсутствуют. Какие-либо документы, подтверждающие реальное исполнение решения суда и погашение долга, в дело не представлены.

При таких обстоятельствах с учетом названных правовых норм суд первой инстанции правомерно возложил обязанность Государственного бюджетного учреждения Республики Татарстан «Камалес» по исполнению денежного обязательства на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан и принял правильное решение о взыскании с него суммы задолженности в порядке субсидиарной ответственности.

Доводы Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу, поскольку не обладает бюджетными полномочиями, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года №23 О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 по делу n А55-2437/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также