Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2008 по делу n А65-23778/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

16 июня 2008 г.                                                                                 Дело № А65-23778/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  10 июня 2008 г.

Постановление  в полном объеме изготовлено 16 июня  2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей  Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:

от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,

индивидуальный предприниматель Карманова О. А. - не явилась, извещена надлежащим образом,

от  3-го лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2008 г. апелляционную жалобу Управления  по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2008 г. по делу № А65-23778/2007,  судья Якупова Л.М., принятое по заявлению индивидуального предпринимателя  Кармановой О. А., Республика Татарстан, г. Лениногорск, к  Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике  Татарстан, г. Казань, 3-е лицо: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Москва,

о признании недействительным пункта 26 предписания от 23 марта 2007 г.  № 18/154-13,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Карманова О.А. (далее – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным пункта 26 предписания Лениногорского территориального отдела Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан  (далее - Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан)  от 23 марта 2007 г. № 18/154-13, которым на предпринимателя возложена обязанность зарегистрироваться в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Решением суда от 22 января 2008 г. заявление  удовлетворено, пункт 26 предписания от 23 марта 2007 г. № 18/154-13 Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан признан недействительным на том основании, что нормативных актов, устанавливающих порядок и условия регистрации в качестве плательщика платежей за негативное воздействие на окружающую среду, не имеется, в связи с чем оспариваемый пункт предписания, возлагающий обязанность на предпринимателя зарегистрироваться в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, не соответствует законодательству.

В апелляционной жалобе Управление Ростехнадзора просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований предпринимателя  - отказать, ссылаясь на то, что регистрация хозяйствующих субъектов в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду производится посредством постановки последних на учет в территориальных органах Ростехнадзора после сдачи ими расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» и приказа Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, ходатайствовует о рассмотрении апелляционной жалобы в её отсутствие.

Рассмотрение апелляционной жалобы дважды (18 апреля 2008 г. и 07 мая 2008 г.)  откладывалось в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебных заседаний.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Управлением Ростехнадзора по Республике Татарстан 23 марта 2007 г. предпринимателю Кармановой О.А. выдано предписание № 18/154-13 по результатам проведения плановой оперативной проверки электрохозяйства предпринимателя. Пунктом 26 предписания на предпринимателя возложена обязанность зарегистрироваться в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду.

Предприниматель, обратившись в суд с заявлением о признании недействительным п. 26 предписания, ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта, мотивируя ходатайство тем, что срок пропущен по причине обжалования предписания в вышестоящие органы. Судом первой инстанции пропущенный срок на обжалование обоснованно был восстановлен.

В соответствии с п.1 ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (далее – Положение).

Согласно подпунктам 5.3.1.10, 5.3.1.1 1. 5.3.1.12 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Федеральная служба указанную деятельность осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного вредного воздействия», плата взимается за выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 284-0 обязанность по внесению платы распространяется на все хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Таким образом, индивидуальные предприниматели, предметом деятельности которых является оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны исполнять обязанности плательщиков в полном объеме.

Реестр природопользователей - плательщиков сбора ведет Ростехнадзор. В соответствии с Порядком постановки на учет природопользователей в качестве плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным приказом Ростехнадзора от 02 августа 2005 г. № 545, в течение 30 дней после получения информации о негативном воздействии на окружающую среду территориальный орган Ростехнадзора присваивает природопользователю регистрационный номер, вносит его в реестр. Свидетельство о постановке на учет может быть выдано организации по его запросу.

Однако в соответствии с письмом Минюста Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 01/7226-ЕЗ в государственной регистрации данного приказа отказано (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации,  2005 г. № 11).

Таким образом, нормативных актов устанавливающих порядок и условия регистрации в качестве плательщика платежей за негативное воздействие на окружающую среду не имеется, то есть пункт 26 предписания, возлагающий обязанность на предпринимателя зарегистрироваться в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду,  не соответствует законодательству.

Вместе с тем судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что предприниматель является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку плата за загрязнение окружающей среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, согласно положениям Федерального закона от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права являются необоснованными, поскольку не судом не установлено и Управлением Ростехнадзора по Республике Татарстан не приведено актов законодательства, которыми бы предусматривалась обязанность плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. Обязанность по представлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренная приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. № 204, не может рассматриваться как обязанность природопользователей зарегистрироваться в качестве плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду в территориальном органе Ростехнадзора. Приказ Ростехнадзора от 02 августа 2005г. № 545, не зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации, регламентирует порядок постановки на учет природопользователей в качестве плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду на основании полученной территориальным органом Ростехнадзора информации о негативном воздействии на окружающую среду и не предусматривает вышеозначенной обязанности природопользователей.

Вопреки требованиям п.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Ростехнадзора по  Республике Татарстан не доказало обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.

При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.

На основании изложенного решение суда от 22 января 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Ростехнадзора по  Республике Татарстан - без удовлетворения.

В соответствии со ст.ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. надлежит отнести на Управление Ростехнадзора по  Республике Татарстан.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2008г. по делу № А65-23778/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления  по  технологическому и экологическому надзору  Ростехнадзора по  Республике  Татарстан - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                     Е.Г.Филиппова

Судьи                                                                                                    А.А.Юдкин

В.Е.Кувшинов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2008 по делу n А55-5120/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также