Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2008 по делу n А55-18494/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

02 июня  2008 г.                                                                                      Дело № А55-18494/2007

г. Самара

 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено  02 июня 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марчик Н.Ю., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:

от заявителя – Нижегородцев Д.С.,  доверенность от 01.01.2008 г.,

от ответчика – Нескоромнов Н.Н., доверенность от 20.12.2007 г. № 697,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая  2008 г., в зале № 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2008 г. по делу № А55-18494/2007 (судья Холодкова Ю.Е.),

по заявлению ООО «Маяк-А», город Самара,

к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара,

о признании незаконными действий и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «Маяк-А» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее – ответчик, Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставить в собственность за выкуп земельный участок площадью 249,4 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Александра Матросова, 86, и обязании Министерства в двухнедельный срок  со дня вступления в силу решения суда подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его Обществу с предложением о заключении соответствующего договора.

Решением суда первой инстанции от 11 марта 2008 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушение норм материального прав,  отказать в удовлетворении требований Общества. Ответчик указывает, что Министерством не могло быть принято решение о предоставлении земельного участка заявителю, поскольку  в представленных документах имелись противоречия, а также к заявлению не был приложен кадастровый план испрашиваемого земельного участка площадью 249,4 кв. м.  До настоящего времени данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем считает необоснованным понуждение Министерства подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель заявителя в судебном заседании, считая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что. ООО «Маяк-А» является собственником нежилого здания (магазина «Молоко») площадью 255 кв. м., расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Александра Матросова, 86, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2006 г. серии 63-АВ № 270761.

Земельный участок (кадастровый номер 63:01:00 00 000:0032) предоставлен заявителю в аренду Постановлением Главы города Самары  от 18.08.2004 г. № 1708 сроком на 5 лет общей площадью 342,00 кв. м, относящийся по категории к землям поселений, в том числе 249,40 кв. м - с правом выкупа в собственность, занимаемый нежилым зданием, используемым под магазин; земельный участок площадью 3,20 кв. м - без права выкупа в собственность, занимаемый магазином за красными линиями; земельный участок площадью 89,40 кв. м - без права выкупа в собственность, занимаемый хозяйственным сараем, согласно прилагаемому проекту границ земельного участка.

На основании вышеуказанного постановления между Комитетом по управлению имуществом городского округа Самара и заявителем 14.05.2005 г. заключен договор аренды земельного участка  № 020966з. Указанная сделка зарегистрирована в органах государственной регистрации прав.

Пункт 9.1 данного договора, как и п. 3 Постановления Главы города Самары от 18.08.2004 г. № 1708, предусматривает предоставление Обществу в аренду земельного участка площадью 342 кв.м, из которых 249,40 кв.м предоставляются арендатору с правом выкупа.

Предоставленный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровая карта данного земельного участка содержит отдельно сведения о каждой части земельного участка: занятой строением и разрешенной к выкупу – 249,4 кв. м и не разрешенной.

18.01.2007 г. Общество обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 249,40 кв. м  в собственность за выкуп под магазином с кадастровым номером 63:01:0000000:0032, предоставив вышеуказанные документы.

Министерством 13.02.2007 г. в адрес Главы городского округа Самара направлено обращение по вопросу несоответствия в части определения площади земельного участка с просьбой внести изменения в Постановление Главы города Самара от 18.08.2004 г. № 1708 либо обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка площадью 249,4 кв.м.

Руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара пояснил, что повторное утверждение проекта границ земельного участка не требуется.

20.12.2007 г. ответчик письмом  № 07-28/1-0146 отказал заявителю в выкупе испрашиваемого земельного участка (л.д. 55-56).

Основанием для отказа послужили несоответствие в площадях земельного участка, представленных в различных документах, отсутствие кадастровой карты на испрашиваемый земельный участок, заявителю предложено самостоятельно обратиться для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадь 249,4 кв.м. (л.д. 78-80).

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п.п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье,  обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками на территории городского округа Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что заявителю предоставлено право выкупа земельного участка площадью 249,4 кв.м., занимаемого нежилым помещением – п. 3 Постановления главы Города Самары  от 18.08.2004 г. № 1708; договор аренды земельного участка от 14.05.2005 г.  № 020966з также свидетельствует о праве выкупа заявителем участка площадью 249,4 кв.м. - пункт 9.1. договора; кадастровый план земельного участка, являющийся неотъемлемой частью договора аренды, также свидетельствует о том, что земельный участок под строением установлен 249,4 кв.м.

Довод министерства о том, что вместе с заявлением приобщалась кадастровая карта от 27.06.2005 г., согласно которой площадь земельного участка  составляет 341,9 кв.м., и иной кадастровый план не предоставлялся, обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Судом первой инстанции правомерно установлено, что к заявлению приобщался договор аренды земельного участка, в соответствии с пунктом 2.1 которого кадастровая карта является неотъемлемой частью договора (л.д. 33). Судом первой инстанции обозревался подлинник договора аренды, к которому приложен кадастровый план земельного участка от 14.02.2006 г. с указанием площади, предоставленного в аренду - 342 кв.м., части земельного участка, занятой строением - 249,4 кв.м. (л.д.35,36). Именно данный договор с кадастровым планом зарегистрирован в органах государственной регистрации прав.

Таким образом, заявителем предоставлялся необходимый пакет документов для реализации своего права, в том числе и договор аренды земельного участка с приложением кадастровой карты.

Довод Министерства, что к заявлению Обществом не предоставлен кадастровый план земельного участка площадью 249,4 кв.м. суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный.

Пунктом 7 ст. 36 ЗК РФ определено, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самары для целей, не связанных со строительством, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самары обеспечивает реализацию мероприятий по формированию земельных участков для последующего предоставления их гражданам и юридическим лицам, обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

При вынесении решения судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что орган местного самоуправления городского округа Самары должен обеспечивать изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждение проекта границ земельного участка на основании обращений исполнительного органа государственной власти.

Ответчиком заявление об изготовлении кадастрового плана не представлено.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для органов местного самоуправления является обязательным.

В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным суд в соответствии с вышеуказанным Постановлением Пленума ВАС РФ суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора  и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.        С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области  о возврате документов является неправомерным, так как  не основано на положениях п. 6 ст. 36 ЗК РФ.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя, поскольку действия ответчика нарушают права и интересы юридического лица и создают препятствия в сфере экономической деятельности.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                            

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области  от 11 марта 2008 г.по делу № А55-18494/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                         Н.Ю. Марчик

Судьи                                                                                                                        В.В. Кузнецов

С.Т. Холодная

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2008 по делу n А55-9969/2006. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также