Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2008 по делу n А65-2509/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

30 мая 2008г.                                                                                        Дело №А65-2509/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2008г.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2008г.

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.А.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2008г. в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Татарстан,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2008г. по делу №А65-2509/2008 (судья Назырова Н.Б.),

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Айдар», Республика Татарстан, Алькеевский район, с. Юхмачи,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Нурлат,

третье лицо: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Алькеевском районе Республики Татарстан, Республика Татарстан, Алькеевский район, с. Базарные Матаки,

об обязании произвести зачет,

УСТАНОВИЛ: 

общество с ограниченной ответственностью «Айдар» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Татарстан (далее- налоговый орган) произвести зачет и переброску ошибочно перечисленных суммы 4376 руб. с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160 и суммы 2520 руб. с КБК 18210202020061000160 на КБК 18210202010062000160 (л.д.2-3).

В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Алькеевскому району Республики Татарстан (далее – Пенсионный фонд) (л.д.17).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2008г. по делу № А65-2509/2008 заявление удовлетворено. Суд обязал налоговый орган произвести зачет (переброску) ошибочно перечисленных Обществом суммы 4376 руб. с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160 и суммы 2520 руб. с КБК 18210202020061000160 на КБК 18210202010062000160 (л.д. 25-26).

В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 34).

Общество и Пенсионный фонд отзывы на апелляционную жалобу не представили.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, платежным поручением от 15.05.2007г. №2 Обществом ошибочно перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 2520 руб. по коду бюджетной классификации КБК №18210202020061000160 (Страховые   взносы   на   обязательное пенсионное  страхование  в  Российской Федерации, зачисляемые  в  Пенсионный фонд Российской Федерации  на  выплату накопительной части трудовой пенсии) (л.д. 11).

Платежным поручением  от 22.01.2008г. №2 Общество ошибочно перечислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 4376 руб. по КБК №18210202030061000160 (Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской   Федерации   на    выплату страховой части трудовой пенсии) (л.д. 12).

29.01.2008г. Общество обратилось в налоговый орган с заявлениями о зачете (переброске) ошибочно перечисленных: суммы 4376 руб. с КБК №18210202030061000160 на КБК №18210202010061000160 (Страховые   взносы   на   обязательное пенсионное  страхование  в  Российской Федерации,  зачисляемые  в  Пенсионный фонд Российской Федерации  на  выплату страховой части трудовой пенсии) и суммы 2520 руб. с КБК №18210202020061000160 на КБК №18210202010061000160 (л.д. 5-6).

Письмами от 01.02.2008г. (л.д. 8) и от 05.02.2008г. №08-01-19/01309 (л.д. 7) налоговый орган отказал Обществу в зачете ошибочно перечисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, мотивировав данный отказ отсутствием соответствующих полномочий, поскольку Федеральным законом №167-ФЗ от 15.12.2001г. не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Отказ в зачете страховых взносов явился основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов согласно пункта 1 статьи 25 Федерального закона.

Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004г. №116h (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет   платежей,   документов   об   уточнении   вида   и   принадлежности  поступлений.

Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение №11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. №115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004г. №174-ФЗ)) и Приложению 11 к указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 10.12.2004г. № 114н  администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» предусмотрено принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные статьей 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, в связи с чем, довод налогового органа о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам НК РФ, является неправомерным.

В соответствии со статьей 78 НК РФ решение о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога (платежей) выносится при условии отсутствия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов, или задолженности по пеням, начисленных тому же бюджету (внебюджетному фонду).

Как видно из материалов дела, что наличие у Общества ошибочной уплаты в сумме 4376 руб. по КБК №18210202030061000160 и в сумме 2520 руб. по КБК №18210202020061000160 налоговым органом не оспаривается.

При таких обстоятельствах налоговый орган необоснованно отказал Обществу в зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов, ошибочно уплаченных на №18210202030061000160 и КБК №18210202020061000160.

Следовательно, вывод налогового органа, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, а не налоговым органам, является ошибочным.

Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу, изложенной в постановлении Президиума от 05.09.2006г. №2776/06.

Судом апелляционной инстанции отклоняется довод налогового органа о том, что Общество не обращалось с заявлением в налоговый орган о проведении зачета по страховым взносам. 

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе налоговый орган не представил доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил Обществу заявленные требования.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2008г. по делу №А65-2509/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Татарстан – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                       В.Е. Кувшинов

Судьи                                                                                                     Е.Г. Попова

Е.Г. Филиппова

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2008 по делу n А65-647/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также