Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2008 по делу n А65-29417/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

12 маяв  2008 г.                                                                          Дело № А65-29417/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:

от ООО «Нурлат-Октябрьский» - представитель не явился, извещено,

от  Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,

от третьего лица – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 мая 2008 г. апелляционную жалобу

Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Татарстан,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 марта 2008 г. по делу № А65-29417/2007, судья Насыров А.Р., принятое по заявлению ООО «Нурлат-Октябрьский», Республика Татарстан, Нурлатский район, Плодопитомник, к Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Нурлат, третье лицо - ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нурлатском районе и г.Нурлат Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Нурлат,

об обязании произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов и пени,

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Нурлат-Октябрьский» (далее – ООО «Нурлат-Октябрьский», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан  с заявлением об обязании Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Татарстан (далее – налоговый орган) произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов и пени (фиксированный платеж) в сумме 29 683,07 руб. на КБК страховых взносов и пени, а именно: с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160 страховые взносы на страховую часть в сумме 25 442 руб., с КБК 18210202030062000160 на КБК 18210202010062000160 пени на страховую часть в сумме 962, 07 руб., с КБК 18210202040061000160 на КБК 18210202020061000160 страховые взносы на накопительную часть в сумме 1704 руб. и с КБК 18210202040062000160 на КБК 18210202020062000160 пени на накопительную часть в сумме 1 575 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нурлатском районе и г.Нурлат Республики Татарстан.

Решением суда от 12 марта 2008 г. заявление Общества удовлетворено. На налоговый орган возложена обязанность произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов и пени (фиксированный платеж) в сумме 29 683,07 руб. на КБК страховых взносов и пени, а именно: с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160 страховые взносы на страховую часть в сумме 25 442 руб., с КБК 18210202030062000160 на КБК 18210202010062000160 пени на страховую часть в сумме 962,07 руб., с КБК 18210202040061000160 на КБК 18210202020061000160 страховые взносы на накопительную часть в сумме 1704 руб. и с КБК 18210202040062000160 на КБК 18210202020062000160 пени на накопительную часть в сумме 1 575 руб., на том основании, что материалами дела подтвержден факт наличия переплаты по страховым взносам и пени, в связи с чем оснований для отказа в зачете переплаты у налогового органа не имелось.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 26 февраля 2008 г. № 254 у налогоплательщика имеется задолженность по КБК 18210202010060000160 по налогу (сбору) в сумме 68802,83 руб., по пеням в сумме 17853,02 руб., по КБК 18210202020060000160 по налогу (сбору) в сумме 1169,56 руб., по пеням 2044,03 руб.

Отзыв на апелляционную жалобу Общество и третье лицо не представили, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Нурлатским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Республике Татарстан были ошибочно перечислены страховые взносы и пени в размере 29 683,07 рублей, а именно, 25 442 руб. по коду бюджетной классификации (КБК) № 18210202030061000160 (неверный, ошибочный код), а следовало перечислить по коду бюджетной классификации (КБК) № 18210202010061000160, 962, 07 руб., по коду бюджетной классификации (КБК) № 18210202030062000160 (неверный, ошибочный код), а следовало перечислить по коду бюджетной классификации (КБК) № 18210202010062000160, 1 704 руб. по коду бюджетной классификации (КБК) № 18210202040061000160 (неверный, ошибочный код), а следовало перечислить по коду бюджетной классификации (КБК) №18210202020061000160, 1 575 руб. по коду бюджетной классификации (КБК) № 18210202040062000160 (неверный, ошибочный код), а следовало перечислить по коду бюджетной классификации (КБК) № 18210202020062000160, что подтверждается платежными поручениями от 13 сентября 2007г. № 669, № 670, № 668, № 667, актом сверки платежей страховых взносов, пеней, штрафов на обязательное пенсионное страхование, поступивших на счет пенсионного фонда в 2007 году, реестром учета платежей страхователей за период с 01 января 2007г. по 29 января 2008г.

Общество, посчитав, что спорные суммы страховых взносов и пени были Нурлатским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Республике Татарстан перечислены ошибочно, обратилось к налоговому органу с заявлением о зачете ошибочно уплаченных сумм страховых взносов и пени (письмо за исх. № 11 от 01 октября 2007г.).

Налоговым органом на вышеуказанное заявление был направлен ответ без номера и даты, с обоснованием отказа в возврате, зачете сумм страховых взносов, согласно которому законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения (л.д.6).

Согласно статье 9 Федерального закона от 05 августа 2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 01 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации осуществляется налоговыми органами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом, исходя из пункта 1 ст.25 Федерального закона № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям суд первой инстанции обоснованно применил положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Пунктом 5 ч.1 ст.21 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно п.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

В соответствии с п.4 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня получения налоговым органом такого заявления.

Пунктом 14 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов.

При этом указанная норма не вступает в противоречие с понятием введенных с 01 января 2002 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Материалами дела подтверждается, что у ООО «Нурлат-Октябрьский» имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 29683,07 руб., за зачетом которой Общество обратилось в налоговый орган.

Довод налогового органа о том, что законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, является несостоятельным.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», согласно которой принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей осуществляется администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 30 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2004 г. № 116н, взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23 декабря 2004 г. № 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Данные нормативные правовые акты действовали до 01 января 2008 г., то есть в период совершения обжалуемых действий налогового органа.

Из вышеуказанных правовых норм следует, что при обращении страхователя в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно уплаченных сумм взносов, о зачёте переплаты по взносам, возврат или зачёт сумм ошибочно уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должен производиться налоговым органом в порядке, предусмотренном НК РФ.

На основании установленных обстоятельств дела и, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действия налогового органа по отказу в проведении зачета ошибочно уплаченных страховых норм не соответствуют положениям законодательства.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отказ налогового органа произвести зачет ошибочно перечисленные Обществом страховые взносы является неправомерным и обоснованно обязал его произвести их зачет.

Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований, в том числе наличие у Общества задолженности по налогам (сборам). Ссылка на акт сверки является недостаточной для подтверждения данного обстоятельства.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.

На основании изложенного решение суда от 12 марта 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.

В соответствии со ст.ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. надлежит отнести на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд             

 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан  от 12 марта 2008 г. по делу № А65-29417/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Татарстан - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                     Е.Г.Филиппова

Судьи                                                                                                    В.С.Семушкин

Е.Г.Попова

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2008 по делу n А49-7534/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также