Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 по делу n А55-16259/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

7 мая 2008 г.                                                       Дело №  А55-16259/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 7 мая 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Апаркина В.Н., судей Холодной С.Т., Марчик Н.Ю., при ведении протокола помощником судьи Мавлютовой Р.И., с участием:

от заявителя – Гапонцева И.В., доверенность от 09.01.2008 г. № 1,

от ответчика – Толстов А.П., доверенность от 31.08.2007 г. № 05-32/201,

от третьего лица – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 мая 2008 г., в зале № 7, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Самары

на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2008 г. по делу № А55-16259/2007 (судья Львов Я.А.),

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Самарский берег», г. Самара к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Самары, третье лицо: Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары об обязании возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 58 815 руб. на расчетный счет № 40702810220000002314 в филиале ОАО ВТБ в г. Самаре,

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Самарский берег» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) об обязании ИФНС России по Кировскому району г. Самары возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 58 815 руб. на расчетный счет № 40702810220000002314 в филиале ОАО ВТБ в г. Самаре.

Решением суда 1 инстанции от 11 февраля 2008 г. заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами. Ст.78 НК РФ не предусматривает порядка возврата или зачета переплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем налоговый орган не имеет возможности произвести возврат спорной суммы излишне уплаченных страховых взносов в порядке ст.78 НК РФ.

Заявитель в отзыве просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица - Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары.

Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и налогового органа, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, платежным поручением от 28.08.2007 г. № 97 ООО «Самарский берег» были ошибочно перечислены на счет УФК МФ РФ по Самарской области (ИФНС России по Кировскому району г. Самары) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату накопительной части  трудовой пенсии, в сумме 86 969 руб. (л.д. 26).

При этом в платежном поручении был ошибочно указан КБК (код бюджетной классификации) 182 102 020 200 61 000 160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии), тогда как следовало указать КБК 182 102 020 100 61 000 160 (Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии).

В связи с этим 30.08.2006 г. Общество направило в ИФНС России по Кировскому району г. Самары письмо с просьбой зачесть излишне перечисленные по ошибочному КБК 182 102 020 200 61 000 160 страховые взносы в сумме 89 969 руб. на правильный КБК 182 102 020 100 61 000 160 в соответствии со ст.78 НК РФ (л.д.30).

Письмом от 24.09.2007 г. № 11-17/278 налоговый орган в зачете/возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на ОПС отказал, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование налогами не являются, ст. 78 НК РФ не предусматривают порядка возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (л.д.31).

Между тем данные доводы налогового органа являются ошибочными.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» с 01.01.2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ осуществляется налоговыми органами.

В соответствии со ст.2 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.25 данного Федерального закона контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

Специальный порядок зачета и возврата излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данный Федеральный Закон не предусматривает.

Пунктом 2 ст.25 Федерального закона предусмотрено право органов ПФ РФ на взыскание недоимки по страховым взносам и пеней в судебном порядке.

Правом контроля за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов, а, следовательно, и правом на осуществление зачета и возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на ОПС, органы ПФ РФ данным Законом не наделены.

Пунктом 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель для органов Пенсионного фонда Российской Федерации не установил

Поскольку названный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 4, 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

В пункте 13 указанной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В то же время ст. 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

Согласно Приложению 11.1 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 22.12.2005 г. № 176-ФЗ) и Приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2004 № 114н, главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - является Федеральная налоговая служба.

Кроме этого, полномочия налоговых органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, а также по представлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе "Обязанности органов МНС России" Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003 г.

Таким образом, утверждение налогового органа об отсутствии у него права по осуществлению возврата либо зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является ошибочным, как не основанное на содержании ст.78 НК РФ.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2006 г. по делу № А55-22333/05-53, от 15.09.2006 г. по делу № А12-6154/06-С60.

С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе налогового органа, являются ошибочными и во внимание приняты быть не могут.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил требование заявителя, оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.

В соответствии с п.3 ст.271 АПК РФ с налогового органа следует взыскать государственную пошлину с апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2008 г. по делу № А55-16259/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Самары в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.

Исполнительный лист выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             В.Н. Апаркин

Судьи                                                                                                           С.Т. Холодная

Н.Ю. Марчик

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2008 по делу n А49-3729/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также