Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 по делу n А72-7150/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45,

http://www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

25 апреля 2008 года                                                                                  дело № А72-7150/2006

 г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25  апреля 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Селиверстовой Н.А.,

судей Липкинд Е.Я., Каплина С.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Власовой О.В.,

с участием:

от истца открытого акционерного общества «Ульяновский комбинат строительных материалов», г. Ульяновск –  представитель не явился, извещен;

от ответчиков:

Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск, - представитель не явился, извещен;

Министерства финансов Ульяновской области, г. Ульяновск, - представитель не явился, извещен;

Мэрии г. Ульяновска  –  представитель Анюров В.Н., доверенность от 25.02.2008 г. № 54-01-08;

Финансового управления мэрии г. Ульяновска, - представитель не явился, извещен;

от третьих лиц:

Правительства Ульяновской области, г. Ульяновск, - представитель не явился, извещен;

Министерства государственных и имущественных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, - представитель не явился, извещен;

Ульяновской городской Думы, - представитель не явился, извещен;

Комитета жилищных расчетов и субсидий мэрии г. Ульяновска - представитель не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 апреля 2008 года в помещении суда  зале № 2 апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 января 2008 г. по делу № А72-7150/2006 (судья Хохлова З.П.)

по иску  открытого акционерного общества «Ульяновский комбинат строительных материалов», г. Ульяновск,  к  Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск, муниципальному образованию город Ульяновск  в лице мэрии г. Ульяновска,  финансовому управлению мэрии г. Ульяновска, Министерству финансов Ульяновской области, при участии третьих лиц: Правительства Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерства государственных и имущественных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, Ульяновской Городской Думы, Комитета жилищных расчетов и субсидий мэрии г. Ульяновска о возмещении убытков в размере 174873 руб. 70 коп., в связи с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

 

            Открытое акционерное общество «Ульяновский комбинат строительных материалов» обратилось  в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Мэрии г. Ульяновска,  о признании бездействия незаконным и  о возмещении  убытков, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в размере 174 873 руб. 70 коп.

            Определением  Арбитражного суда Ульяновской области  10 октября 2007г. к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора  привлечено Министерство финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области.

            Определением Арбитражного суда Ульяновской области  от 31 октября 2007г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющею самостоятельных требований относительно предмета спора  Комитет жилищных расчетов и субсидий мэрии города Ульяновска.

            Определением суда от 18 декабря 2007г. суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков Министерство финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области, Субъект РФ - Ульяновскую область,  Муниципальное образование «Город Ульяновск», Финансовое управление мэрии г.Ульяновска, Министерство финансов Ульяновской области, исключив Министерство финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области и Финансовое управление мэрии г.Ульяновска из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 января 2008г. исковые требования удовлетворены в сумме 172 347 руб.24коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. В удовлетворении остальной части иска отказано.

При принятии судебного акта суд первой инстанции  исходил из того, что предоставление субсидий предусмотрено федеральным законом; убытки связаны с представлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; денежных средств субъекта Федерации недостаточно, что исключает виновность субъекта Федерации; в связи с недостаточностью финансирования взыскание должно производиться за счет федеральной казны.

Не согласившись с принятым судебным актом Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск,  обратилось с апелляционной жалобой,  в которой просит принятое по делу решение отменить и отказать в удовлетворении иска за счет казны Российской Федерации,  ссылаясь  на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Судом первой  инстанции не учтено следующее: Российской Федерацией обязательства по перечислению средств субъекту Федерации исполнены; субъектом Федерации обязательства не исполнены, поскольку в бюджете отсутствовали расходы по данной статье из областного бюджета; убытки Общества подлежат взысканию в казны субъекта Федерации; публично-правовое образование к участию в деле не привлекалось.

Представитель заявителя апелляционной жалобы в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом,

Представитель Мэрии г. Ульяновска  в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, указывая на то, что финансирование из федерального бюджета произведено не в полном объеме.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

От  председателя Ульяновской Городской Думы и  председателя Ликвидационной комиссии Комитета жилищных расчетов и субсидий мэрии г. Ульяновска поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, своевременно и надлежащим образом извещенных о          дате   и месте судебного заседания.

Выслушав представителя Мэрии г. Ульяновска, изучив материалы дела, проверив  правильность применения норм процессуального и материального права в пределах, установленных статьей  270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит правовых оснований для  отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 25 января 2008 г. по следующим основаниям.

В рамках настоящего дела Обществом предъявлены требования о взыскании 174 873 руб. 70 коп. убытков, возникших у Общества в связи с исполнением Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" и принятого во исполнение закона Постановления Правительства Российской Федерации "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".

Во исполнение данных нормативных актов Обществом снижена стоимость оплаты жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение государственных жилищных субсидий, предоставленных в 2003-2004 годах.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 1999 N 887 предусмотрено предоставление семьям, в которых совокупный доход на одного человека не превышает прожиточного минимума, жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг, по расходам на эти цели, превышающим половину установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Указанными нормативными актами обеспечение предоставления субсидий возложено на органы местного самоуправления. При этом возмещение, связанное с предоставлением гражданам субсидий, должно осуществляться за счет средств местных бюджетов и передаваемой на эти цели финансовой помощи из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, размер которой устанавливается законами о бюджете на очередной финансовый год.

Согласно Федеральному закону "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ государственная социальная помощь, в том числе и в виде субсидий, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания малоимущей семьи. Субсидия гражданам предоставляется в безналичной форме в виде уменьшения размера их платежа за жилье и коммунальные услуги.

В силу положений статьи 5 Федерального закона Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Материалами дела подтверждена задолженность по возмещению затрат в заявленной Обществом сумме. В частности, данные обстоятельства подтверждаются   Комитетом жилищных расчетов и субсидий мэрии города Ульяновска на основании представленных ведомостей начисления субсидий за 2003-2004 годы, расчетов по отдельным физическим лицам  (Т.1, л.д.78-150, Т., л.д.1-124 и Т.3, л.д.35) и лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Доводы  заявителя апелляционной жалобы о наличии обязанности по возмещению затрат Общества у местного бюджета и бюджета субъекта Федерации не могут служить основанием к отмене принятого по делу судебного акта в силу нижеследующего.

Как установил суд первой инстанции в ходе рассмотрения дела, убытки у Общества возникли в результате недостаточного финансирования реализации закона.

Указание Министерства на наличие у органов местного самоуправления обязанности по финансированию реализации закона не свидетельствует об отсутствии факта неисполнения Российской Федерацией обязательств по наделению соответствующими финансовыми средствами органов местного самоуправления и субъекта Федерации, на которые возложено исполнение федеральных законов.

Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных федеральным законодательством льгот, влечет возникновение у юридического лица убытков.

Пунктом 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004г. N 173-О, установлено, что в  федеральный закон о федеральном бюджете должен создавать надлежащее финансирование условий для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, и не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, лишать их юридической силы.

Кроме того, в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", являющегося обязательным для арбитражных судов Российской Федерации, указано, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Как отмечено выше, убытки Общества вызваны недостаточным финансированием расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством.

Ссылка на неисполнение субъектом Федерации обязанностей по выделению денежных средств найдена судебной коллегией ошибочной в силу вышеизложенных обстоятельств, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства передачи Российской Федерацией субъекту Федерации денежных средств в достаточном количестве для компенсации затрат по предоставлению льгот Обществом.

         Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения в связи с тем, что к участию в деле не было привлечено публично-правовое образование, являются несостоятельными.

         Согласно разъяснениям, данным совместным постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа (п. 12).

            Следовательно, привлечение финансового органа Российской Федерации, которым в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, является Министерство финансов Российской Федерации свидетельствует о том, что Российская Федерация как публично-правовое образование было привлечено к участию в деле и его интересы представляло Министерство финансов Российской Федерации.

При изложенных выше обстоятельствах судебной коллегией апелляционной инстанции нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права не установлено, в связи с чем основания к отмене обжалованного судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 января 2008 г. по делу № А72-7150/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск, - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                 Н.А. Селиверстова

Судьи                                                                                                               Е.Я. Липкинд

С.Ю. Каплин

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 по делу n А55-13607/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также