Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 по делу n А72-5657/2007. Изменить решение

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45,

http://www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

25 апреля 2008 года                                                                                  дело № А72-5657/2007

 г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25  апреля 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Селиверстовой Н.А.,

судей Липкинд Е.Я., Каплина С.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Власовой О.В.,

с участием:

от истца открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго», г. Ульяновск –  представитель не явился, извещен;

от ответчиков:

Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск, - представитель не явился, извещен;

Министерства финансов Ульяновской области, г. Ульяновск, - представитель не явился, извещен;

Управления финансов Инзенского района Ульяновской области, г. Инза, Ульяновская область,  –  представитель не явился, извещен;

от третьих лиц:

Комитета социальной защиты населения по Инзенскому району Ульяновской области, г. Инза, Ульяновская область, - представитель не явился, извещен;

Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, г. Ульяновск, - представитель не явился, извещен;

Управления Департамента социальной защиты населения по Инзенскому району Ульяновской области, г. Инза, Ульяновская область, - представитель не явился, извещен;

Ликвидационной комиссии Комитета социальной защиты населения по Инзенскому району Ульяновской области, г. Инза, Ульяновская область, - представитель не явились, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 апреля 2008 года в помещении суда  зале № 2 апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 января 2008 г.

по делу № А72-5657/2007 (судья Спирина Г.В.)

по иску  открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго», г. Ульяновск,  к  Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерству финансов Ульяновской области, г. Ульяновск, Управлению финансов Инзенского района Ульяновской области, г. Инза, Ульяновская область, при участии третьих лиц:  Комитета социальной защиты населения по Инзенскому району Ульяновской области, г. Инза, Ульяновская область, Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области, г. Ульяновск, Управлению Департамента социальной защиты населения по Инзенскому району Ульяновской области, г. Инза, Ульяновская область, Ликвидационной комиссии Комитета социальной защиты населения по Инзенскому району Ульяновской области, г. Инза, Ульяновская область, о взыскании убытков связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии,

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго», г. Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерству финансов Ульяновской области, г. Ульяновск, Управлению финансов Инзенского района Ульяновской области, г. Инза, Ульяновская область, о взыскании убытков связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии.

Определением Арбитражного суда  Ульяновской области от 23 октября 2007 г.  к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, г. Ульяновск, и Управление Департамента социальной защиты населения по Инзенскому району Ульяновской области, г. Инза, Ульяновская область.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22 января 2008 года по делу А06-1595/1-8/06 иск удовлетворен, с казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 603 руб. 66 коп. убытков.

Не согласившись с принятым судебным актом Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск,  обратилось с апелляционной жалобой,  указывая на незаконность решения суда первой инстанции в связи с допущенными  нарушениями норм материального права. Также указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, выразившееся в том, что суд не учел, что предусмотренные Федеральным законом на 2004 год субвенции из фонда компенсаций на реализацию Федерального Закона  Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"   были предоставлены Ульяновской области в полном объеме.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.

От представителей ОАО « Ульяновскэнерго», г. Ульяновск, и Министерства финансов Ульяновской области, г. Ульяновск,  поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и отзывы, в котором они просят обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, в них изложенным.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, своевременно и надлежащим образом извещенных о          дате   и месте судебного заседания.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22  января 2008 г.  не подлежащим отмене по следующим основаниям

Предметом спора является взыскание с публично-правового образования убытков - неполученных доходов, возникших в результате исполнения истцом требований Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части поставки в 2004 году электроэнергии гражданам, проживающим в Инзенском районе Ульяновской области и имеющим право на установленные данными законами льготы, по льготным тарифам.

Суд первой инстанции установил, что истец поставлял в  2004 году гражданам, имеющим право на льготы, установленные вышеуказанным законом, электроэнергию с применением 50-и процентной скидки от установленного тарифа, в результате чего недополучил доход в размере 603 рублей 66 коп., и взыскал данную сумму  за счет казны Российской Федерации на основании статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта  1 статьи  158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении споров о взыскании с публично-правового образования убытков в связи с осуществленным предоставлением до 01 января 2005 года потребителям по льготным ценам товаров или услуг убытки подлежат взысканию с публично-правового образования, чьим нормативным актом установлены подлежащие применению льготы, с учетом того, что возложение данной обязанности на иные публично-правовые образования без предоставления им необходимых финансовых средств не допускается, при этом и недостаточность выделенных средств по сравнению с запланированными в составе расходов бюджета публично-правового образования не освобождает публично-правовое образование об обязанности возместить причиненные убытки (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22 июня 2006 года). Истец применял в расчетах с гражданами льготы, установленные федеральными законами, действие которых в 2004 году не было приостановлено, вследствие чего именно Российская Федерация обязана возместить истцу неполученные им доходы. Поскольку принятых ответчиком - Российской Федерацией - мер по компенсации предприятиям  Ульяновской области неполученных доходов (в том числе и путем предоставления субъекту федерации субвенций на реализацию данных законов), оказалось недостаточно (что свидетельствует о противоправном бездействии ответчика), суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Российскую Федерацию, что соответствует статьям 16, 1069 Гражданского кодекса  Российской Федерации.

Доводы уполномоченного органа, представляющего интересы Российской Федерации в данном споре, о неприменении судом статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации в совокупности с Порядком предоставления и расходования бюджетных средств из фонда компенсаций, установленных Постановлениями Правительства РФ от 13 мая 2002 года N 310 и от 14 июля 2001 года N 536, не могут быть приняты во внимание.

В основание иска истцом положены обстоятельства, имевшие место в 2004 году. Статья 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, предусматривающей порядок расходования средств Федерального фонда компенсаций, вступила в законную силу с 01 января 2005 года (статья 2 Федерального закона  Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ), и данная норма права в редакции Федерального закона Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ не может быть распространена на отношения, возникшие в 2004 году.

Как установил суд первой инстанции, выделенных из федерального бюджета средств на реализацию названного закона оказалось недостаточно. Доказательств нецелевого использования перечисленных денежных средств не имеется.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суд правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации.

Довод Минфина России о выполнении им своих обязанностей в полном объеме подлежит отклонению. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления субсидий и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление субсидий, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Ульяновской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств казны Российской Федерации.

            Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения в связи с тем, что к участию в деле не было привлечено публично-правовое образование, являются несостоятельными.

         Согласно разъяснениям, данным совместным постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа (п. 12).

            Следовательно, привлечение финансового органа Российской Федерации, которым в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, является Министерство финансов Российской Федерации свидетельствует о том, что Российская Федерация как публично-правовое образование было привлечено к участию в деле и его интересы представляло Министерство финансов Российской Федерации.

Между тем, неуказание в резолютивной части решения на осуществление взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ  за счет казны Российской Федерации в силу статьи 270 АПК РФ, является основанием для изменения решения в данной части.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 января 2008 года по делу N А72-5657/2007 в части взыскания  с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго», г. Ульяновск, в возмещение убытков в размере 603,87 руб.66 коп.  изменить

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ  за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго», г. Ульяновск, в возмещение убытков в размере 603,87 руб.66 коп.

В остальной части оставить  решение без изменения,  апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск, -  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                  Н.А. Селиверстова

Судьи                                                                                                                Е.Я. Липкинд

С.Ю. Каплин

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 по делу n А55-8342/2006. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также