Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2006 по делу n А55-12545/2006. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

29 ноября 2006 г.                                                  Дело №  А55-12545/2006

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2006 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2006 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рогалевой Е.М., судей  Кузнецова В.В., Бажана П.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлютовой Р.И., с участием:

от заявителя – Терентьева Е.В., доверенность от 10.07.2006 г. № 2;

от ответчика – Беззубова И.П., доверенность от 26.07.2006 г., Федорова Т.А., доверенность от 16.10.2006 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 4 дело по апелляционной жалобе Межрайонной Инспекции ФНС России № 18 по Самарской области, г. Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области  от 26.09.2006 г. по делу № А55-12545/2006  (судья Гордеева С.Д.)

по заявлению Муниципального учреждения культуры «Театр Драмы «Камерная сцена», г. Самара, к Межрайонной Инспекции ФНС России № 18 по Самарской области, г. Самара о признании недействительным решения № 11-08/127/01-85 от 24.04.2006 г.

УСТАНОВИЛ:

 

 

Муниципальное учреждение культуры «Театр драмы «Камерная сцена» (далее – заявитель, театр драмы), г. Самара, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 24 апреля 2006 года № 11-08/127/01-85/, принятого Инспекцией ФНС России по Самарскому району г. Самары (далее - Инспекция, налоговый орган).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 сентября 2006 года заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Инспекцией в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства наличия в действиях заявителя состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 120 НК РФ.

Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе указывает, что в нарушение ст. 13, гл. 3 Закона РФ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ст. 313, 314 Налогового Кодекса РФ данные о выручке, отраженные по строке 010 листа 02 «Декларации по налогу на прибыль» не соответствуют данным об оказанных работах, выполненных услугах, учтенным в регистрах как бухгалтерского, так и налогового учета (Карточка счета 90.1.1. «Доходы от реализации» (Д-т сч. 90.1.1 К-т 62.1.), что не привело к искажению финансового результата в целом за год, однако повлекло за собой его завышение по отчетным периодам.

Поскольку учреждением к рассмотрению возражений к акту проверки не представлен договор на выполнение социально-творческого заказа с Департаментом управления культуры Администрации Самарской области, то денежные средства, полученные от Департамента управления культуры Администрации области на постановку спектакля «Машенька» в соответствии с п. 5 ст. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 2 ст. 249 НК РФ подлежат отражению в составе доходов организации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной    помощи» № 13/2000, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 года бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, отражаются в бухгалтерском учете как внереализационные доходы. В налоговом учете при отсутствии раздельного учета доходов (расходов), произведенных за счет средств предпринимательской деятельности и целевых поступлений указанные средства подлежат учету в составе доходов и расходов для целей налогообложения. В нарушение ПБУ «Учет государственной помощи» 13/2000, утвержденного приказом МФ РФ № 92-н от 16 октября 2000 года в бухгалтерском учете заявителя субсидии, полученные из Управления по вопросам культуры организации досуга населения администрации г. Самары учитывались в учреждении в составе целевых средств, при этом списание в состав внереализационных доходов не производилось, получение спонсорской и финансовой помощи учреждением не попадает под категорию целевых, поскольку для использования их дарителем не установлено определенное назначение, а также с юридическими лицами не заключены договоры на оказание пожертвований.

Кроме того, в учреждении отсутствует раздельный учет расходов, произведенных за счет средств, полученных от платных услуг и средств, полученных в качестве субсидий, спонсорской и финансовой помощи, поскольку все расходы формировались камерным театром на счете 20 «Затраты на производство» и по окончании отчетных периодов в общей сумме списывались пропорционально доле на использование целевых средств, доходов от платных услуг, тогда как Главой 25 НК РФ указанная норма распределения расходов не предусмотрена.

На основании договора б/н от 04 января 2003 года с ООО «Фортуна-А» производит возмещение затрат МУК «Театр драмы «Камерный театр» в размере 50 % от объема потребления электроэнергии. Указанное возмещение формируется по итогам истекшего периода и включает в себя фактические затраты по оплате потребляемой электроэнергии.

Сумма полученного возмещения у учреждения является самостоятельной хозяйственной операцией и подлежит рассмотрению в соответствии со ст. 779 ГК РФ как возмездное оказание услуги учреждением ООО «Фортуна» по перечислению вышеназванных платежей.

В бухгалтерском учете в соответствии с п. 5, ст. 2, п. 12 ст. 4 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденным Приказом МФ РФ № 32-н от 06 мая 1999 года указанные доходы подлежат отражению в составе доходов (стр. 010, форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»), затраты по оплате электроэнергии в соответствии   с п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом МФ РФ № 33-н от 30 декабря 1999 года с учетом изменений и дополнений подлежат отражению в составе расходов (стр. 020, форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»).

В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель налогоплательщика считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Инспекция ФНС России по Самарскому району г. Самары (правопреемник - Межрайонная инспекция ФНС России № 18 по Самарской области) провела выездную налоговую проверку муниципального учреждения культуры «Театр драмы «Камерная сцена» по вопросам соблюдения налогового законодательства в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль за период с 01 января 2003 года по 31 декабря 2004 года. По результатам проверки Инспекция вынесла решение от 24 апреля 2006 года № 11-08/127/01-85/ о привлечении МУК «Театр драмы «Камерная сцена» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением театр драмы привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, за грубое нарушение правил учета расходов на счетах бухгалтерского учета и в отчетности в виде штрафа в размере 15 000 руб. В качестве грубого нарушения правил учета расходов налоговый орган указывает на то, что налогоплательщиком допущено:

а) неотражение в составе доходов в бухгалтерском учете и отчетности средств, полученных в качестве субсидий, спонсорской и финансовой помощи при отсутствии раздельного учета,

б) неотражение в составе доходов средств, поступающих в качестве возмещения расходов по обеспечению электроэнергией,

в) неотражение в составе расходов расходов, осуществляемых за счет субсидий, спонсорской и финансовой помощи,

г) неотражение в составе расходов средств, направленных на обеспечение электроэнергией учреждения.

Согласно ч. 2 статьи 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Судом первой  инстанции сделан правомерный вывод о том, что налоговым органом не доказано наличие в действиях заявителя состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 120 НК РФ, в связи со следующим.

В п. 1.1.2 решения налоговый орган относит поступления от Департамента культуры Администрации Самарской области на постановку спектакля «Машенька» к выручке от реализации услуг. Суд первой инстанции правомерно посчитал этот вывод неправомерным, так как указанные средства поступили по Договору на социально-творческий заказ от 18 марта 2003 года. Полученная сумма полностью подпадает под определение средств целевого финансирования в соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, денежные средства отражены заявителем на счете 86 «Целевое финансирование», израсходованы в соответствии со сметой, следовательно, занижения доходов на сумму 35 000 руб. не произошло.

В п.п. 1.1.3 и 1.5.1 решения Межрайонная Инспекция ФНС России № 18 по Самарской области сделала вывод о том, что средства, полученные заявителем от ООО «Фортуна-А» как возмещение за электроэнергию, должны считаться доходом заявителя. Этот вывод сделан неправомерно, так как заявитель не оказывает услуги по электроснабжению, электрические сети Театра «Камерная сцена» и ООО «Фортуна-А» подключены к одному счетчику, находящемуся на балансе Театра, услуги по обеспечению электроэнергией оказывает ЗАО «Самарские городские электрические сети». Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Таким образом, суммы полученного возмещения за пользование электроэнергией не являются выручкой от реализации услуг. По этой же причине и в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы по обеспечению помещения электроэнергией в части сумм, возмещаемых ООО «Фортуна-А», не являются расходами заявителя, о чем неправомерно был сделан вывод в п.п. 1.2.3 и 1.5.5 решения.

В п.п. 1.1.4 и 1.5.2 решения указано, что средства, полученные от Управления по вопросам культуры и организации досуга населения г. Самары по договорам № 1 от 28 января 2003 года и № 4 от 14 января 2004 года, а также благотворительные взносы от физических и юридических лиц нельзя считать целевыми средствами, так как в первичных документах не указано назначение средств и отсутствует раздельный учет поступлений. Данный вывод является неправомерным, потому что в  приходных кассовых ордерах указан счет 86 «Целевое финансирование», указана цель благотворительных взносов, ведется книга учета благотворительных поступлений от физических лиц, раздельный учет всех указанных средств ведется согласно учетной политике заявителя на счете 86 «Целевое финансирование», расходы первоначально учитываются на счете 20 учета затрат на основании первичных документов, по итогам периода списываются пропорционально доле целевых средств и выручке от реализации услуг соответственно на счета 86 и 90.1.2.

Указанные в п.п. 1.2.1, 1.5.4 решения расхождения между расходами, отраженными в карточке счета 90.2.1, и расходами, отраженными в декларации по налогу на прибыль, а также расхождения по суммам убытка (п.п. 1.4 и 1.5.9 решения) не являются нарушениями, так как возникли в результате ошибок, которые заявитель обнаружил самостоятельно (о чем имеются бухгалтерские справки) и не привели к занижению суммы налога.

Несоответствие внереализационных расходов, отраженных на счете 91.2, расходам, отраженным в декларации (п. 1.3.2 решения), связано с разницей между бухгалтерским и налоговым учетом. В бухгалтерском учете расходы за 2003 год в сумме 14 086, 49 руб. относятся к внереализационным, а в налоговом учете - к обычным расходам и в декларации учитываются в составе расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации. В связи с этим проверкой неправильно установлена сумма завышения расходов 15 824, 8 руб. в п. 1.2.1 решения. Эта сумма равняется 1 738, 31 руб. (15 824, 8 – 14 086, 49). По этой же причине сумма расходов на завышена на 2 652, 8 руб., как указано в п. 1.5.5 решения, а занижена на 831 руб.

Исходя из изложенного, факты систематического неправильного отражения театром драмы на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций не подтверждаются материалами дела, оснований для изменения или отмены решения суда не имеется.

В связи с освобождением налоговых органов от уплаты судебных расходов госпошлина по апелляционной жалобе в доход бюджета не взыскивается.

Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

               

                              

 ПОСТАНОВИЛ:

 

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2006г. по делу № А55-12545/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                    Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                   П.В.Бажан

В.В.Кузнецов

                       

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2006 по делу n А49-4741/2006. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также