Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2008 по делу n А55-14610/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

02 апреля 2008 г.                                                                         Дело № А55-14610/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     31 марта 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено       02 апреля 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А.,

с участием:

от заявителя – представитель Живова Н.И., доверенность от 19.04.07 г.,

от ответчика – представитель Хабибулина Н.Г., доверенность от 09.01.08 г. № 04-16/10,

от третьего лица – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары, Самарская область, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2007г. по делу № А55-14610/2007 (судья Львов Я.А.), рассмотренному по заявлению ОАО «Спецстрой», Самарская область, г. Самара,

к Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары, Самарская область, г. Самара,

третье лицо: ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Самары, Самарская область, г. Самара,

о признании незаконным решения и об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы,

УСТАНОВИЛ:

           Открытое акционерное общество «Спецстрой» (далее – ОАО «Спецстрой», Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары  от 11.09.2007г. № 365 в части отказа в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 54120 руб. и об обязании налогового органа возвратить Обществу сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 54120 руб.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Самары (далее - Пенсионный фонд).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2007г. заявленные ОАО «Спецстрой» требования удовлетворены. Решение ИФНС РФ по Советскому району г. Самары от 11.09.2007г. №365 признано незаконным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. С Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Самары в пользу ОАО «Спецстрой» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4145 руб.68 коп.

Инспекция ФНС РФ по Советскому району г. Самары ( далее – ИФНС РФ по Советскому району г. Самары, налоговый орган) обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права при вынесении оспариваемого судебного акта, просит решение суда от 24.12.2007г. отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

ОАО «Спецстрой» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 24.12.2007г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС РФ по Советскому району г. Самары без удовлетворения.

  В судебном заседании представитель налогового органа поддержала доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Общества в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.

Представитель ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Самары в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Самары, участвующего в деле, который был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, по данным ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год, представленной 12.02.2007г. ОАО «Спецстрой» в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Самары, у Общества образовалась переплата по накопительной части трудовой пенсии в размере 54856 руб. (л.д.8,11).

Письмом от 15.02.2007г.  Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного страхового взноса  (л.д.9).

05.04.2007г. заявителем получен ответ  ( №06-16/531) на заявление Общества, в котором указано, что налоги и страховые взносы имеют разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу, поэтому страховой взнос нельзя рассматривать как налоговый платеж, ввиду чего, положения ст.78 НК РФ неприменимы при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, налоговый орган указал, что действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов.

Письмом от 13.08.2007г. № 298 ОАО «Спецстрой» повторно  обратилось в ИФНС РФ по Советскому району г. Самары с заявлением о возврате излишне уплаченного страхового взноса в размере 54856 руб. (л.д.12).

Решением от 11.09.2007г. № 365 ИФНС РФ по Советскому району г. Самары отказала Обществу в удовлетворении заявления, указав в обоснование отказа, что ст. 78 и 79 НК РФ не предусмотрен возврат (зачет) излишне перечисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как указанные взносы не являются налоговыми платежами (л.д.13).

Отказ в возврате страховых взносов явился основанием для обращения Общества с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона.

Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).     Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных сборов, пеней и штрафов.     

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, в связи с чем, довод апелляционной жалобы налогового органа о том, что  налоговым органом не может быть произведен зачет либо возврат плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.

Материалами дела подтверждается отсутствие у Общества задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии, а также наличие у Общества переплаты по накопительной части трудовой пенсии в размере 54120руб.  (л. д. 8,11,35).  Налоговый орган не оспаривает сам факт переплаты Обществом страховых взносов.

При таких обстоятельствах, суд первой правомерно пришел к выводу, что налоговый орган необоснованно отказал Обществу в возврате излишне уплаченной суммы страхового взноса.

Довод апелляционной жалобы о неправомерном отнесении на налоговый орган расходов по уплате Обществом государственной пошлины в размере 4145,68 рублей не принимается судом апелляционной инстанции.

Государственная пошлина за рассмотрение заявления об оспаривании решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 11.09.2007г. №365, вынесенного ИФНС РФ по Советскому району г. Самары, уплачена Обществом в соответствии с п.п.1 п.1 и п.5 ст. 333.22 НК РФ в размере 2000 рублей, как за рассмотрение искового заявления имущественного характера (оспаривание решения налогового органа) и 2145,68 рублей  за рассмотрение заявления о возврате из бюджета денежных средств, исходя из оспариваемой суммы (л.д. 18, 22).

Суд первой инстанции полностью удовлетворил уточненные Обществом требования, в связи с чем, взыскание с налогового органа в пользу Общества расходов по уплате государственной пошлины в указанном размере является правомерным.

В связи с вышеизложенным, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.333.40 НК РФ государственная пошлина относится на налоговый орган, но не взыскивается в связи с ее уплатой до рассмотрения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2007г. по делу № А55-14610/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление  вступает в  законную силу  со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                            Е.Г. Попова

Судьи                                                                                                                           А.А. Юдкин

В.С. Семушкин

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2008 по делу n А65-26771/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также