Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2008 по делу n А55-12199/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А55-12199/2007

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

31 марта 2008 г.                                                  Дело № А55-12199/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рогалевой Е.М., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В., с участием:

от заявителя – Намычкина Е.Ю. доверенность от 19 сентября 2007г.;

от Территориального управления – Гришанова М.В. доверенность от 15 января 2008г. № 9;

от третьего лица – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2008 г., в зале № 7, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2007 г. по делу № А55-12199/2007, судья Стенина А.В.,

по заявлению ООО «Альфастройинвестком», г. Самара, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара, третье лицо: Филиал ОАО «Российские железные дороги», г. Самара, о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Альфастройинвестком» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее – ответчик, Территориальное управление) от 30 мая 2007 г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 га в полосе отвода железной дороги по ул. Речная, 18 в г. Самара.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2007 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что ОАО «РЖД» не является лицом, осуществляющим владение и пользование данным земельным участком; на данном земельном участке нет объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте.

Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе указывает, что Арбитражный суд Самарской области в оспариваемом решении не установил факт нахождения спорного земельного участка в федеральной собственности; в настоящее время Территориальное управление не обладает полномочиями по предоставлению в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; обжалуемым решением затрагиваются права и обязанности не привлеченного к участию в деле Министерства имущественных отношений Самарской области, являющегося тем органом, которое обладает полномочиями по принятию решений по передаче в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.

В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица в заседание суда не явился, в связи с надлежащим извещением его о месте и времени судебного разбирательства дело по апелляционной жалобе согласно ст. 156 АПК РФ рассмотрено в его отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.  

17 августа 2006 г. между ОАО «Российские железные дороги» в лице начальника Самарского регионального агентства фирменного транспортного обслуживания структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» и ООО «Альфастройинвестком» заключен договор № 1/1414 об организации перевозок грузов. Предметом договора является организация перевозки грузов со станций. Для осуществления договорных обязательств Самарский техПД Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» предоставил в пользование площадку в полосе отвода железной дороги под погрузку - выгрузку негорючих грузов по ул. Речная, 18 г. Самара.

19 марта 2007 г. заявитель обратился к ответчику о заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Речная, 18, площадью 1 га.

Ответом на обращение от 30 мая 2007 г. за № 23/317 ТУ Росимущества по Самарской области отказало заявителю в заключении договора аренды.

При принятии решения об удовлетворении требований заявителя о признании указанного отказа незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

В обоснование отказа ответчик ссылается на п. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и указывает, что земельный участок подлежит передаче в аренду ОАО «РЖД», ОАО «РЖД» обязан передавать часть арендованного земельного участка в субаренду собственникам зданий, строений, сооружений; площадь земельного участка полосы отвода железной дороги, находящаяся в аренде ОАО «РЖД», подлежит уменьшению на величину площади, переданную собственнику недвижимости, расположенной в полосе отвода железной дороги (л.д. 18-19).

Землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.

На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков.

В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду для складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных действующими федеральными законами.

Организация перевозок невозможна без специально оборудованных площадок, сооружений для выполнения погрузо-разгрузочных работ, необходимых для временного складирования и хранения грузов, подлежащих перевозке.

Филиал ОАО «Российские железные дороги» - Куйбышевская железная дорога, выполнив в 2003 г. инвентаризацию земель, определило границы эксплуатационной ответственности, необходимые для безопасной эксплуатации железнодорожных путей и обеспечения безопасности движения транспорта. Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

При этом ОАО «РЖД» в своих действиях руководствовалось положениями ст.ст. 9, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права с позиций разумности и целесообразности. Уменьшение площади земельного участка влечет уменьшение налога на землю, что является вполне разумным для хозяйствующего субъекта.

Определение ОАО «РЖД» границ земель для эксплуатации железнодорожных путей не влечет за собой изменение положений ст. 90 ЗК РФ, в соответствии с которыми свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных Федеральными законами. Испрашиваемый земельный участок не переводился в другую категорию земель, целевое назначение участка не менялось, поэтому утверждение ответчика, что испрашиваемый заявителем земельный участок не является федеральной собственностью, не основано на законе.

Как следует из письма ОАО «РЖД» от 12 марта 2008 г., направленного в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью; с 16 декабря 2005 г. ОАО «РЖД» является арендатором земельного участка, составляющим полосу отвода железных дорог, и зарегистрированным за РФ (свидетельство о регистрации права выдано 26 мая 2005 г.); в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» охранные зоны устанавливаются в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям; ОАО «РЖД» не располагает сведениями об установлении охранной зоны на данной территории.

С учетом этого суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отсутствуют предусмотренные законом основания для отказа в заключении с заявителем договора аренды испрашиваемого земельного участка; земельный участок по ул. Речной, д. 18, испрашиваемый ООО «Альфастройинвестком», необходим Обществу для складирования грузов и организации погрузо-разгрузочной площадки, т.е. использования его в соответствии с целевым назначением, предусмотренным ст. 90 ЗК РФ, с учетом ограничений, установленных ст. 27 ЗК РФ, для исполнения обязательств по договору об организации перевозок.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о принадлежности испрашиваемого земельного участка к государственной собственности, так как согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому плану испрашиваемый земельный участок не входит в земли поселений; Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 15 марта 2007 г. исх № 17-13/362 на обращение ООО «Альфастройинвестком» о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Речная, 18, сообщило, что для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, необходимо обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области приняло заявку и отказало в предоставлении земельного участка лишь по основанию его принадлежности ОАО «РЖД».

Поэтому ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что Территориальное управление не обладает полномочиями по предоставлению в аренду испрашиваемого земельного участка, обжалуемым решением затрагиваются права и обязанности не привлеченного к участию в деле Министерства имущественных отношений Самарской области, является неправомерной.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 30 мая 2007 г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 га в полосе отвода железной дороги по ул. Речная, 18 в г. Самара, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на Территориальное управление.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2007 г. по делу № А55-12199/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара, в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 руб.

Исполнительный лист выдать. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                  Е.М. Рогалева

Судьи                     В.В. Кузнецов

С.Т. Холодная

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2008 по делу n А55-8532/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также