Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2006 по делу n А65-14651/2006. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 ноября 2006 г.                                                                                   Дело № А65-14651/2006

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2006 г.

Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2006 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Апаркина В.Н.,

судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ефимовой Н.В.,

с участием:

от заявителя – не явился, извещен,

от ответчика – представитель не явился, извещен,

от третьего лица – представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда   апелляционную  жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2006 г. по делу                        №  А 65-14651/2006 (судья Егорова М.В.), принятое по заявлению предпринимателя Фаязовой Хрии Хайдаровны, г. Казань к  Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани, третье лицо – УПФ РФ в Московском районе г. Казани, о признании незаконными действий ИФНС России по Московскому району г. Казани, выраженных в отказе от возврата излишне уплаченных сумм налогов, и обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные суммы налога в размере 41 198 руб.,

                                                    

УСТАНОВИЛ:

         Предприниматель Фаязова Хрия Хайдаровна обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения-л.д.16) о признании незаконными действий ИФНС РФ по Московскому району г. Казани, выраженных в отказе от возврата излишне уплаченных сумм налогов, и обязании налогового органа возвратить ей излишне уплаченную сумму налога в размере 41 198 руб.

         Решением суда 1 инстанции от 05.10.2006 г. заявление предпринимателя Фаязовой Х.Х. удовлетворено,  оспариваемые действия налогового органа, выраженные в отказе от возврата излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 41 198 руб.,  признаны незаконными, налоговый орган обязан возвратить заявителю излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 41 198 руб.

         В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что страховые взносы на ОПС  не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами. Ст.78 НК РФ не предусматривают порядка возврата или зачета переплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем налоговый орган не имеет возможности произвести возврат спорной суммы излишне уплаченных страховых взносов в порядке ст.78 НК РФ.

         Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.

         Третье лицо УПФ РФ в Московском районе г. Казани отзыв на апелляционную жалобу не представило.         

         Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

         Как установлено материалами дела, платежными поручениями от 11.01.2006 г. № 46, от 07.02.2006 г. №№ 258,259, от 07.03.2006 г. № 477, от 06.04.2006 г. № 713 заявителем были ошибочно перечислены на счет УФК МФ РФ по Республике Татарстан (ИФНС РФ по Московскому району г. Казани) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 41 198 руб.  (л.д.5-9).

         При этом в платежных поручениях заявителем был ошибочно указан КБК (код бюджетной классификации) 182 102 020 200 610 001 60 (страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной  части трудовой пенсии), тогда как следовало указать КБК 182 102 020 100 610 001 60 (страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии).

          В связи с этим 16.05.2006 г. предприниматель Фаязова Х.Х. направила в ИФНС РФ по Московскому району г. Казани письмо с просьбой возвратить ей излишне перечисленные по указанным платежным поручениям страховые взносы в сумме 41 198 руб. в соответствии со ст.78 НК РФ (л.д.3).

         Письмом от 25.05.2005 г. № 09-01-16/18496 налоговый орган в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на ОПС отказал, ссылаясь на то, что страховые взносы на ОПС налогами не являются, Федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. не определен орган, который должен проводить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, ст. 78 НК РФ не предусматривают порядка возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (л.д.4).

         Между тем данные доводы налогового органа являются ошибочными.

В соответствии со ст.9 ФЗ от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ « О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» с 01.01.2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов в ПФ РФ осуществляется налоговыми органами РФ.

         В соответствии со ст.2 ФЗ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством  РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим ФЗ.

         Согласно ст.25 данного ФЗ контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на ОПС осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

         Специальный порядок зачета и возврата излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на ОПС данный Федеральный Закон не предусматривает.

         Пунктом 2 ст.25 указанного ФЗ предусмотрено право органов ПФ РФ на взыскание недоимки по страховым взносам и пеней в судебном порядке.

         Правом контроля за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов, а, следовательно, и правом на осуществление зачета и возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на ОПС, органы ПФ РФ данным Законом не наделены.

         Пунктом 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

         Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель для органов Пенсионного фонда Российской Федерации не установил

         Поскольку названный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

         В соответствии с п. п. 4, 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

         В пункте 13 указанной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

         В то же время ст. 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей    администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

        Согласно Приложению 11.1 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 22.12.2005 г. № 176-ФЗ) и Приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н, главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - является Федеральная налоговая служба.

        Кроме этого, полномочия налоговых органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, а также по представлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе "Обязанности органов МНС России" Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003.

         Таким образом, утверждение налогового органа об отсутствии у него права по осуществлению возврата либо зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является ошибочным, как не основанное на содержании ст.78 НК РФ.

        Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2006 г. по делу  № А 55-22333/05-53, от 15.09.2006 г. по делу № А 12-6154/06-С60.

        С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе налогового органа, являются ошибочными и во внимание приняты быть не могут.

        При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

                                            

 ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2006 г. по делу           № А65-14651/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

            Председательствующий                             .                                              В.Н.Апаркин

            Судьи                                                                                                           П.В. Бажан

                                                                                                                                  В.В. Кузнецов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2006 по делу n А55-8756/2006. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также