Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по делу n А65-25500/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45 www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕапелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу 11 марта 2008г. Дело №А65-25500/2007 г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2008г. Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2008г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Захаровой Е.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г., при участии в судебном заседании: представителя Инспекции ФНС России по Московскому району г.Казани – Гилялова Р.Р. (доверенность о 26.09.2007г. №03-01-11/012116), представителя ОАО АКБ «Заречье» – Елатомцева В.В. (доверенность от 09.07.2007г. №36), рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2008г. в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани, г.Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 января 2008г. по делу №А65-25500/2007 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества Акционерный коммерческий банк «Заречье», г.Казань, к Инспекции ФНС России по Московскому району г.Казани, г.Казань, о признании незаконным бездействия, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк «Заречье» (далее – Банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани (далее – налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившееся в неосуществлении возврата с 16.09.2007г. из федерального бюджета излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее – НДС, налог) в сумме 7322034 руб. и обязании налогового органа в установленный судом срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка (т.1 л.д.2-6). Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2008г. по делу №А65-25500/2007 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неосуществлении возврата с 16.09.2007г. из федерального бюджета излишне уплаченного Банком НДС в сумме 7322034 руб. и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка путем принятия решения о возврате 7322034 руб. НДС и направления поручения в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (т.2 л.д.35-36). В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить апелляционную жалобу, считая решение суда по данному делу необоснованным, принятым с нарушением норм материального права (т.2 л.д.41-43). Банк апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе. Представитель Банка отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве. Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, Банк представил в налоговый орган налоговые декларации по НДС за апрель и май 2007г., с отражением налоговых обязательств, в состав которых вошли 7322034 руб. Установив ошибку, допущенную при исчислении налоговой базы по НДС соответствующих периодов, 03.08.2007г. Банк направил в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДС за апрель, май месяцы 2007г., согласно которым спорные суммы налога подлежали уменьшению. Банком совместно с налоговым органом проведена сверка расчетов. Согласно акту от 13.08.2007г. у Банка имеется переплата налога в сумме 7322034 руб. (т.1 л.д.32-35) Банк обратился в налоговый орган с заявлением от 15.08.2007г. №5300-1971 (т.1 л.д. 36) о возврате излишне уплаченного НДС (вход.№519-20-08 от 15.08.2007г.). Налоговым органом каких-либо действий по осуществлению возврата сумм налога предпринято не было, что и послужило основанием обращения Банка с заявлением в арбитражный суд. Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права. Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона №137-ФЗ от 27.07.2006г. «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», суммы налогов, сборов, пеней; штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007г. и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу пунктов 3, 7, 8 ст. 78 НК РФ (в ранее действовавшей редакции), налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Как видно из материалов дела, что 16.03.2007г. между Банком и ООО «Корса» заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, по условиям которого Банк обязан передать ООО «Корса» в собственность часть административного здания, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Лукницкого, д.2. Во исполнение исчисленных в первоначально поданных налоговых декларациях размера налоговых обязательств по НДС за апрель, май месяцы 2007г., Банк платежными поручениями №79 от 21.05.2007г. и №89 от 20.06.2007г. перечислило НДС в федеральный бюджет 9603781 руб. В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на обязанность Банка по начислению и уплате НДС с 06.09.2007г., то есть с даты государственной регистрации права собственности ООО «Корса» на приобретенное у Банка недвижимое имущество. Статьей 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения НДС признаются, в том числе, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2005г. №119-ФЗ) моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 той же статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях главы 21 НК РФ приравнивается к его отгрузке (п. 3 ст. 167 НК РФ). Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку налогового органа на письма Минфина РФ от 26.10.2004г. №03-03-01-04/1/85 и от 04.08.2005г. №03-04-11/196, поскольку указанный в них порядок распространяется на налогоплательщиков, которые определяют налоговую базу по НДС в соответствии со ст. 167 НК РФ. Согласно п. 5 ст. 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма НДС, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет. Применение Банком данной нормы права означает, что уплата Банком НДС в бюджет по операциям, подлежащим налогообложению, производится по мере получения оплаты. По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 154 НК РФ, при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При реализации недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества от 16.03.2007г. Банк, ошибочно руководствуясь п. 1 ст. 154 НК РФ, исчислил сумму НДС в размере 7322034 руб. и отразил ее в налоговых декларациях по НДС за апрель и май 2007г., поскольку оплата недвижимого имущества была получена им в апреле 2007г. (по платежному поручению от 27.04.2007г. №151 в сумме 16000000 руб.) и в мае 2007г. (по платежным поручениям от 04.05.2007г. №2 и 31.05.2007г. №3 на общую сумму 32000000 руб.) Вместе с тем, из материалов дела следует, что при реализации Банком недвижимого имущества по договору купли-продажи от 16.03.2007г. налоговая база по НДС подлежала определению в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ, а именно как разница между ценой реализуемого недвижимого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом налога, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). В пункте 2.1 договора купли-продажи от 16.03.2007г. стороны установили, что цена недвижимого имущества, являющегося предметом купли-продажи по договору, составила 48000000 руб., включая НДС в сумме 7322033,9 руб. Соответственно, цена реализованного недвижимого имущества без учёта НДС составила 40677966,1 руб. Указанная цена недвижимого имущества на момент его реализации определена Банком с учетом положений ст. 40 НК РФ, как того требует п. 3 ст. 154 НК РФ, и соответствовала уровню рыночных цен на такое имущество, что подтверждается Отчетом №56-07 независимого оценщика (ООО «Юридическое агентство «ЮНЕКС»), в соответствии с которым рыночная стоимость недвижимого имущества, являющегося предметом договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.03.2007г., составляла 40623000 руб. При таких обстоятельствах при реализации Банком недвижимого имущества по договору купли-продажи от 16.03.2007г. налоговая база по НДС правомерно была определена Баком в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ, а именно как разница между ценой реализуемого недвижимого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 Кодекса, с учетом налога, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). Поскольку рассчитанная разница оказалась отрицательной, у Банка отсутствовала налоговая база по НДС от реализации недвижимого имущества по договору купли-продажи от 16.03.2007г. и, как следствие, отсутствовала обязанность по уплате в федеральный бюджет НДС в сумме 7322034 руб. Кроме того, налоговый орган в апелляционной жалобе также соглашается с тем, что поскольку основные средства, приобретенные Банком до введения в действие главы 25 НК РФ и отражаемые по счетам бухгалтерского учета с учетом сумм НДС, в налоговом учете также учитываются с учетом налога, то при реализации таких основных средств налоговая база определяется в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ. Таким образом, приведенный налоговым органом в апелляционной жалобе довод о возникновении у Общества обязанности по начислению и уплате НДС, не имеет правового значения, так как основан на положениях п. 1 ст. 167 и п. 2 ст. 170 НК РФ, не имеющих отношения к Банку, и, напротив, противоречит п. 3 ст. 154 НК РФ, который исходя из фактических обстоятельств дела должен применяться в рассматриваемом случае. Суд апелляционной инстанции учитывает тот факт, что на момент направления Обществом письменного заявления (исх. №5300-1971 от 15.08.2007г.) факт излишней уплаты НДС в сумме 7322034 руб. уже был установлен налоговым органом и отражен в Акте совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам №643 от 13.08.2007г. При наличии Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам №643 от 13.08.2007г. проведение налоговым органом камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по НДС за апрель и май 2007г., на что имеется ссылка в апелляционной жалобе, не могло препятствовать принятию решения о возврате этой суммы налога, и тем более изменить установленный ст. 78 НК РФ предельный срок возврата суммы излишне уплаченного налога (один месяц). На основании изложенного, в связи с отсутствием у налогового органа предусмотренных ст. 78 НК РФ правовых оснований для отказа в возврате излишне уплаченного НДС в сумме 7322034 руб., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности бездействия налогового органа. В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель Банка подтвердил, что налоговый орган платежным поручением от 24.01.2007г. №457 произвел возврат Банку излишне уплаченного налога в сумме 7322034 руб. Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе налоговый орган не представил доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции. При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил Банку заявленные требования. Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы. Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 января 2008г. по делу №А65-25500/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа. Председательствующий В.Е.Кувшинов Судьи Е.Г.Попова
Е.И.Захарова
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по делу n А65-29433/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|