Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2008 по делу n А65-25510/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

03 марта 2008 г.                                                                             Дело № А 65-25510/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 03 марта 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 03 марта 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О.,

с участием:

от заявителя – Гатин А.А., доверенность от 02.08.2007 г.,

от налогового органа –  Фассахутдинов Л.И., доверенность от 12.01.2008 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 7 дело по  апелляционной  жалобе Межрайонной ИФНС России № 11 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от  13 декабря 2007 г.  по делу № А65-25510/2007 (судья Шайдуллин Ф.С.),

принятое по заявлению ОАО «Нижнекамское управление механизации», г. Нижнекамск,

к Межрайонной ИФНС России № 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск,

о признании незаконным решения № 1167 от 15.08.2007 г. о привлечении к налоговой ответственности

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Нижнекамское управление механизации» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 11 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании незаконным решения № 1167 от 15.08.2007 г. о привлечении к налоговой ответственности.

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от  13 декабря 2007 г.  по делу № А65-25510/2007 заявленное требование удовлетворено. Решение Межрайонной ИФНС России № 11 по Республике Татарстан о привлечении заявителя к налоговой ответственности № 1167 от 15.08.2007 г. признано незаконным. На налоговый орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления.

Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.

Налоговый орган по материалам камеральной налоговой проверки, представленной заявителем налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 г. принял 15.08.2007 г. оспариваемое решение № 1167 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной  пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога на прибыль в сумме 316 619 руб., начислил заявителю налог на прибыль за 2006 г. в сумме 1 583 093 руб., пени в сумме 80 342 руб.

Налоговый орган в решении сделал вывод го том, что заявитель в 2006 г. неправомерно не учел в составе внереализационных доходов суммы списанной на основании решения налогового органа кредиторской задолженности перед Пенсионным фондом Российской Федерации в сумме 5 941 600 руб., Фондом социального страхования Российской Федерации в сумме 282 500 руб., Фондом обязательного медицинского страхования в сумме 182 400 руб., Государственным фондом занятости в сумме 189 700  руб.

Статьей 20 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» установлено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01 января 2001 года.

В соответствии с Порядком проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 01 января 2001 года, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. № 699, реструктуризации подлежит задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 01 января 2001 года. Задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и по утвержденному графику.

Из материалов дела следует, что на основании заявлений о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды от 31.10.2001 г. между налоговым органом  и заявителем в соответствии с Порядком проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. № 699 были подписаны графики погашения 15% суммы кредиторской задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования РФ, в Фонд обязательного медицинского страхования, в Государственный фонд занятости.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Согласно подпункту 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы» (далее Федеральный закон № 144-ФЗ), было установлено, что в составе доходов не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В соответствии со ст. 114 НК РФ налоговая санкция, применяемая в виде денежного взыскания (штрафа), является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что к суммам списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам, до вступления в силу  Федерального закона № 144-ФЗ не могло применяться положение подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Однако, с принятием Федерального закона № 144-ФЗ в подпункт 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ были внесены изменения в соответствии с которыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль не подлежат учету не только суммы кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, но также и суммы задолженностей по уплате налогоплательщиком пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации. Указанной норме, согласно пункту 4 статьи 5 части первой Налогового кодекса РФ, была придана обратная сила, а именно, в соответствии с пунктом 2 статьи  2 Закона № 144-ФЗ положения подпункта 21 пункта 1 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении о том, что заявитель обоснованно не включил в состав внереализационных доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль суммы реструктурированной кредиторской задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 5 941 600 руб., в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 282 500 руб., в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 182 400 руб., в Государственный фонд занятости в размере 189 700 руб.

Довод налогового органа со ссылкой на письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 12.07.2007 г. № 03-03-02/156, о том, что о том, что положения подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не подлежат применению к задолженностям перед государственными внебюджетными фондами, поскольку бюджеты государственных внебюджетных фондов не признаются бюджетами для целей налогообложения, в том числе для целей налогообложения прибыли организаций, обоснованно отклонен арбитражным судом первой инстанции.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 части первой Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Министерству Финансов России в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставлены полномочия по разъяснению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В то же время, в соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 Регламента Министерства финансов Российской Федерации (Приказ Минфина России от 23.03.2005 № 45н, зарегистрирован в Минюсте России 19.04.2005 № 6518) Минфин РФ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные нормативные правовые акты издаются Минфином России в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. № 1009.

Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16.01.2007 г. № 12547/06 указал, что письма Министерства финансов РФ не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в письмах Минфина России положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов).

Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел. Аналогичная позиция изложена непосредственно Министерством финансов РФ в письме от 07.08. 2007 г. № 03-02-07/2-138.

Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при разрешении данного спора надлежит руководствоваться следующими положениями действующего законодательства.

Статьей 9 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 г.» от 26.12.2005 г. №189-ФЗ установлено, что в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов в соответствии с нормативами отчислений, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 г.», федеральные налоги и сборы, иные платежи, указанные в статьях 8, 10 - 17, 20 - 24 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 г.», подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты в соответствии с нормативами отчислений, в том числе, между бюджетами государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Положения о порядке формирования средств государственных внебюджетных фондов содержатся также в ст.ст. 11, 26, 35, 51.2, 66, 113, 122 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 г.».

Статья 10 БК РФ устанавливает, что бюджетная система Российской Федерации состоит, в том числе, из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. При этом и федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов относятся к одному и тому же уровню бюджетной системы.

Статья 144 БК РФ определяет, что государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2008 по делу n А65-11756/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также