Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 по делу n А65-5614/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения  арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 февраля 2008 г.                                                                                   Дело № А65-5614/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2008 г.

Постановление  в полном объеме изготовлено 21 февраля 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семушкина В.С., cудей Поповой Е. Г., Юдкина А. А.,

при ведении протокола  секретарем  судебного заседания  Васиной О.В.,

с участием в судебном заседании:

представителя ОАО «Речной порт «Кама» Латыпова И.З. (доверенность от 01.03.2007г.),

представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 февраля 2008 г. в помещении суда апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2007г. по делу №А65-23178/2007 (судья Р. Р. Сальманова), принятое по заявлению ОАО «Речной порт «Кама», г. Набережные Челны, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан,

о признании недействительным решения от 14 августа 2007 г. №37/07,

 

УСТАНОВИЛ: 

 

Открытое акционерное общество «Речной порт «Кама» (далее – ОАО «Речной порт «Кама», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – МЭПР РТ) от 14 августа 2007 г. № 37/07.

Решением от 03 декабря 2007 г. по делу №А65-23178/2007 Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил заявленные обществом требования.

В апелляционной жалобе МЭПР РТ просит отменить указанное судебное решение, считая его незаконным и необоснованным.

ОАО «Речной порт «Кама» апелляционную жалобу отклонило по мотивам, приведенным в отзыве на нее.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя МЭПР РТ, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель ОАО «Речной порт «Кама» отклонил апелляционную жалобу по мотивам, содержащимся в отзыве на нее.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, приведенных в апелляционной жалобе и  отзыве на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, МЭПР РТ по результатам рассмотрения представления Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры от 19 января 2007 г., вынесенного по факту нарушения ОАО «Речной порт «Кама» существенных условий лицензии на право пользования недрами серия МНД № 01098 ТП, направило в адрес общества уведомление о досрочном приостановлении лицензии с 05 марта 2007 г. По истечении трех месяцев с указанной даты МЭПР РТ приняло решение от 14 августа 2007 г. № 37/07 о досрочном прекращении у ОАО «Речной порт «Кама» права пользования недрами.

Удовлетворяя заявление ОАО «Речной порт «Кама» о признании недействительным указанного решения МЭПР РТ, суд первой инстанции обоснованно исходил из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах») установление порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, отнесено к компетенции органов представительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Республике Татарстан, утвержденным распоряжением Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан от 18 мая 2006 г. № 27-р/623-р, к общераспространенным полезным ископаемым в Республике Татарстан отнесены, в том числе, и песчано-гравийные.

Материалами дела подтверждается, что на основании лицензии серии МНД № 01098 ТП на право пользования недрами ОАО «Речной порт Кама» предоставлен для геологического изучения (без права добычи) участок недр «Тихогорский» в Менделеевском районе Республике Татарстан, с правой стороны судового хода реки Кама, в интервале 1 670, 0 - 1 677, 0 км. с.х., содержащий песчано-гравийную смесь (далее – ПГС).

Согласно лицензионному соглашению (приложение № 1 к лицензии), заключенному между МЭПР РТ, Менделеевским муниципальным районом Республики Татарстан и ОАО «Речной порт Кама», обществу предоставлен участок недр «Тихогорский» для геологического изучения и выявления запасов ПГС в границах геологического отвода в Менделеевском районе Республики Татарстан. Целевым назначением работ является геологическое изучение для выявления запасов ПГС пригодных для строительных работ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона РФ «О недрах» право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, при нарушении пользователем недр существенных условий лицензии

В силу статьи 20 Закона РФ «О недрах», в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 части 2 данной статьи, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Аналогичные нормы содержатся и в Порядке получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 15 декабря 2003 г. № 2459 (далее – Порядок).

Так согласно пункту 10.2.2 Порядка право пользования недрами в Республике Татарстан может быть досрочно приостановлено, ограничено или прекращено органом управления государственным фондом недр непосредственно или по представлению государственных органов контроля в случае нарушения пользователем недр условий предоставления права пользования недрами.

Пунктом 10.4 Порядка предусмотрено, что в таком случае решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении 3 месяцев со дня письменного уведомления пользователя недр о допущенных нарушениях и непринятия с его стороны мер по их устранению.

Из анализа приведенных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что условиями досрочного прекращения действия лицензии на право пользования недрами являются: нарушение пользователем недр существенных условий лицензии, направление уполномоченным органом пользователю недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях, а также неустранение этих нарушений в срок.

Как было указано ранее, из материалов дела усматривается, что основанием для направления ОАО «Речной порт «Кама» уведомления о досрочном приостановлении лицензии послужило представление Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры от 19 января 2007 г. № 11-3-2007 о факте нарушения обществом правил недропользования. Казанской межрайонной природоохранной прокуратуре, в свою очередь, стало известно о факте предполагаемого нарушения в связи с поступлением материалов из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзора по Республике Татарстан, в которых содержались сведения о том, что в период с 15 ноября 2006 г. по 17 ноября 2006 г. ОАО «Речной порт «Кама» произвело добычу ПГС в количестве около 10000 тонн с помощью земснаряда «Портовый-1» (т. 1, л.д.136).

В качестве доказательства осуществления ОАО «Речной порт «Кама» добычи ПГС МЭПР РТ представило акт от 17 ноября 2006 г. за подписью заместителя начальника отдела надзора за охраной и использованием водных ресурсов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан В.Н. Нечаева. Из его содержания усматривается, что земснаряд «Портовый-1» 15 ноября 2006 г. был установлен на месторождении «Тихие Горы» по кромке судового хода на 1674,2 км согласно атласу ЕГС. На борту земснаряда находились документы, принадлежащие обществу. В журнале маркшейдерских указаний отметка об установке земснаряда отсутствовала, в вахтенном журнале сведения о добыче ПГС отсутствовали. Также в акте было отражено, что на момент проверки на месторождении «Тихие горы» было добыто 10000 тонн ПГС (т. 1, л.д.29).

Как верно указал суд первой инстанции, какие-либо доказательств, подтверждающие факт добычи ПГС, в акте не перечислены.

Приведенный в представлении прокуратуры довод, что факт добычи ПГС в количестве 10000 тонн усматривается из актов погрузки ОПГС № 395-398, опровергается материалами дела. МЭПР РТ не представило данные акты ни в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.

Более того, акт от 17 ноября 2007 г. не может служить доказательством нарушения ОАО «Речной порт «Кама» правил ведения лицензируемой деятельности, поскольку составлен неуполномоченным органом - Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан.

Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327, к числу полномочий данной службы не отнесен надзор за соблюдением законодательства в сфере добычи полезных ископаемых.

Оценив данные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что факт добычи обществом ПГС не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод МЭПР о том, что факт незаконной добычи ОАО «Речной порт «Кама» ПГС якобы подтверждается подписями сотрудников общества в акте от 17 ноября 2006 г.

Указанные в акте сотрудники ОАО «Речной порт «Кама» не являются представителями общества по смыслу Гражданского кодекса Российской Федерации, а, следовательно, подписание ими акта не свидетельствует о согласии общества с доводами, изложенными в нем.

Ссылка МЭПР РТ на то, что ОАО «Речной порт «Кама» якобы признало факт добычи ПГС, указав в письме от 06 марта 2007 г. исх. №63, что «приказом генерального директора порта объявлен выговор начальнику изыскательской партии и вынесено предупреждение начальнику геолого-маркшейдерской службы за ненадлежащий контроль по исполнению лицензионного соглашения при геологическом изучении», является несостоятельной.

Из текста данного письма со всей очевидностью не следует, что обществом были допущены именно те нарушения, которые послужили поводом для принятия оспариваемого решения. Кроме того, исходя из части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость доказательств в их взаимной связи и совокупности. Между тем, данное письмо вступает в противоречие с иными доказательствами по настоящему делу.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что МЭПР РТ, в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказало факт нарушения ОАО «Речной порт «Кама» лицензионного соглашения.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, несмотря на требования статьи 20 Закона РФ «О недрах» и пункта 10.4 Порядка, в решении МЭПР РТ не отражено, какие конкретно нарушения существенных условий лицензии допустило ОАО «Речной порт «Кама», а также не указано на конкретные меры и срок по их устранению.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ОАО «Речной порт «Кама» о признании недействительным решения МЭПР РТ о досрочном прекращении права общества на пользование недрами.

На основании вышеизложенного судом апелляционной инстанции установлено, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном решении, полностью соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права; а все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции выяснены и доказаны.

Доводы, приведенные МЭПР РТ в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции взыскивает с МЭПР РТ государственную пошлину, не уплаченную им при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2007г. по делу №А65-23178/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок  в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                     В.С. Семушкин

Судьи                                                                                                                     Е. Г. Попова

А. А. Юдкин

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 по делу n А55-18925/2007. Отменить определение первой инстанции (ст.272 АПК)  »
Читайте также