Расширенный поиск
Постановление Совета Министров РСФСР от 20.07.1981 № 389С о в е т М и н и с т р о в Р С Ф С Р П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 20 июля 1981 г. N 389 г. М О С К В А ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАСТРОЙКИ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РСФСР Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т. 1. Утвердить прилагаемые Правила застройки сельских населенных пунктов РСФСР. 2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 6 мая 1970 г. N 280 "Об утверждении Правил застройки сельских населенных пунктов РСФСР" (СП РСФСР, 1970 г., N 14, ст. 83). Председатель Совета Министров РСФСР М. СОЛОМЕНЦЕВ Зам. Управляющего Делами Совета Министров РСФСР И. ЗАРУБИН У Т В Е Р Ж Д Е Н Ы постановлением Совета Министров РСФСР от 20 июля 1981 г. N 389 П Р А В И Л А застройки сельских населенных пунктов РСФСР I. Общие положения 1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки и осуществления застройки и благоустройства сельских населенных пунктов РСФСР. 2. Правила застройки сельских населенных пунктов РСФСР являются обязательными для всех государственных, кооперативных и других общественных предприятий, учреждений и организаций, а также для индивидуальных застройщиков. 3. При застройке сельских населенных пунктов необходимо исходить из задач преобразования их в благоустроенные поселки с хорошими жилищными и культурно-бытовыми условиями, удовлетворяющими запросам сельского населения, и соответствующими производствами, позволяющими создать условия для высокопроизводительного труда сельского населения и интенсивного развития сельского хозяйства и учитывающими возможность ведения сельскими жителями личных подсобных хозяйств. 4. Все виды строительства и благоустройства в сельских населенных пунктах производятся с разрешения соответствующего исполкома поселкового, сельского и районного (в районных центрах) Совета народных депутатов. 5. Госстрои автономных республик, управления (отделы) по делам строительства и архитектуры, районные архитекторы в порядке, устанавливаемом Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами, выдают архитектурно-планировочные задания, которые являются основой для разработки проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов, проектов застройки жилых зон, общественных центров, отдельных жилых и общественных зданий, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений санаторно-курортного профиля и других объектов строительства в сельской местности. 6. Отвод земельных участков государственным, кооперативным и другим общественным предприятиям, учреждениям и организациям, а также индивидуальным застройщиками для строительства в сельских населенных пунктах производится в установленном порядке. 7. Организации, выполняющие инженерные изыскания, сдают на хранение госстроям автономных республик, управлениям (отделам) по делам строительства и архитектуры, районным архитекторам все топографо-геодезические и инженерно-геологические материалы, в том числе и материалы по подземным коммуникациям и сооружениям, в порядке, устанавливаемом Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами. При этом должны быть определены головные организации, отвечающие за обобщение и систематизацию всех топографо-геодезических и инженерно-геологических материалов, создание и ведение картотеки по этим вопросам. Документация по подземным коммуникациям и сооружениям, а также работы по уточнению их положения в натуре выполняются под контролем районных архитекторов совместно с эксплуатирующими организациями и учреждениями. 8. Для разрешения вопросов, связанных с планировкой, застройкой, инженерным оборудованием, благоустройством и озеленением сельских населенных пунктов, при райисполкомах создаются постоянные комиссии в составе: председателя райисполкома или его заместителя (председатель комиссии), районного архитектора, главного (старшего) инженера-землеустроителя, районного инженера-инспектора государственного архитектурно-строительного контроля, представителей плановой комиссии, производственного управления сельского хозяйства, отдела (управления) коммунального хозяйства и отдела культуры райисполкома, районной санитарно-эпидемиологической станции, инспекции пожарного надзора и органа по регулированию использования и охране вод. При выборе территории под строительство в состав комиссии включается также представитель проектной организации. 9. Строительство жилых домов, объектов культурно-бытового и производственного назначения должно осуществляться в сельских населенных пунктах на основе утвержденных схем и проектов районной планировки и в строгом соответствии с проектами планировки и застройки сельских населенных пунктов. 10. Осуществление любого вида строительства допускается только при наличии у застройщика (землепользователя) разрешения на производство строительных работ. 11. Перенос проекта в натуру выполняется производственной группой районного архитектора. Проверка планового и высотного положения строящихся сооружений, инженерных сетей (надземных и подземных), исполнительная съемка выполняются подрядными строительными организациями и, в виде исключения, могут быть выполнены производственной группой районного архитектора. 12. Капитальные вложения на строительство в сельских населенных пунктах должны определяться с учетом очередности, последовательности и комплексности застройки, обеспечивающей население необходимыми видами коммунального и культурно-бытового обслуживания. 13. Предприятия, учреждения и организации, ведущие строительство в сельских населенных пунктах, принимают в установленном порядке долевое участие в сооружении общих сетей водоснабжения, канализации, энергоснабжения и других объектов, а также в благоустройстве населенных пунктов. 14. Советами Министров автономных республик, исполкомами местных Советов народных депутатов обеспечивается систематический контроль за застройкой и благоустройством сельских населенных пунктов. II. Порядок осуществления строительства и благоустройства 15. Застройка сельских поселков должна быть проста и выразительна, иметь четкую организацию уличной сети, обеспечивать связь существующих и вновь размещаемых объектов, способствовать сохранению ценных зданий и сооружений, многолетних насаждений, создавать законченные комплексы в архитектурном отношении. При разработке проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов размещение жилых, производственных зон, формирование общественного центра необходимо предусматривать с учетом особенностей участка и условий местности - характера рельефа, наличия лесных массивов, живописных речных долин, открытых водоемов и других элементов природы. Парковая зона должна органично увязываться с природным окружением. 16. Основным направлением строительства в сельских населенных пунктах является реконструкция существующей застройки и использование свободных площадей в границах этих населенных пунктов. Развитие сельских населенных пунктов за счет прилегающих к ним земель допускается в установленном порядке при соответствующих расчетах, подтверждающих необходимость и экономическую целесообразность строительства. Строительство сельского населенного пункта на новом месте допускается: в районах освоения новых земель и строительства крупных гидротехнических сооружений; при залегании в границах существующего поселка полезных ископаемых, имеющих промышленное значение. В этом случае строительство сельских населенных пунктов на новом месте осуществляется при условии, если не представляется возможным разместить объекты нового строительства в близлежащих населенных пунктах. 17. При застройке сельских населенных пунктов не допускается необоснованный снос жилых домов, максимально сохраняются имеющиеся общественные и производственные здания, а также зеленые насаждения. 18. Основными проектно-планировочными документами, в соответствии с которыми осуществляется строительство в сельских населенных пунктах, являются утвержденные в установленном порядке: а) схемы и проекты районной планировки; б) проекты планировки и застройки сельских населенных пунктов; в) проектно-сметная документация на строительство зданий и сооружений. 19. При отсутствии проекта планировки и застройки сельского населенного пункта строительство в нем может осуществляться, в виде исключения, с разрешения Совета Министров автономной республики, крайисполкома, облисполкома по схеме размещения первоочередного строительства. 20. Схема размещения первоочередного строительства составляется в соответствии со строительными нормами и правилами, согласовывается с госстроем автономной республики, управлением (отделом) по делам строительства и архитектуры, другими заинтересованными организациями и утверждается райисполкомом. 21. Схема размещения первоочередного строительства действует до трех лет, в течение которых должен быть разработан проект планировки и застройки сельского населенного пункта. 22. Новое строительство должно размещаться в развиваемых на перспективу населенных пунктах. В населенных пунктах, сохраняемых на расчетный срок, разрешается капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, проведение работ по инженерному оборудованию, благоустройству и озеленению территории, по улучшению дорог, мостов и тротуаров. В этих населенных пунктах по решению райисполкомов при необходимости может быть допущено строительство отдельных домов для работников совхозов и колхозников, других специалистов, работающих в сельской местности, а также переоборудование существующих зданий и сооружений для размещения культурно-бытовых учреждений повседневного обслуживания. В населенных пунктах, жители которых сселяются в первую очередь, разрешается текущий ремонт зданий и сооружений, проведение работ по благоустройству и озеленению территорий, по улучшению дорог, мостов и тротуаров. 23. Планировка и застройка территории сельскохозяйственных предприятий, расположенных в городах, в пригородных и курортных зонах, осуществляется в соответствии с генеральными планами этих городов и проектами планировки пригородных и курортных зон. 24. На участках, отведенных под застройку, запрещается строительство временных зданий и сооружений без разрешения соответствующих исполкомов районных, поселковых, сельских Советов народных депутатов. Временные здания и сооружения, а также железнодорожные подъездные пути, возведенные на период строительства, должны быть после его окончания разобраны организацией, осуществляющей строительство, а занимаемая ими территория приведена в порядок. 25. Одним из важнейших требований к проектированию и строительству всех видов зданий и сооружений, планировке и застройке сельских населенных пунктов является охрана окружающей среды. 26. Размещение новых и реконструкция действующих предприятий, зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения должны проводиться только при условии исключения влияния вредных для здоровья населения факторов, проведения мероприятий, направленных на охрану водоемов, почвы, атмосферного воздуха от загрязнения, и соответствовать действующим нормативам в части соблюдения санитарно-защитных зон между предприятиями и жилыми зонами населенных пунктов. 27. Существующие в жилых районах и кварталах вредные в санитарном отношении производства не подлежат расширению и в дальнейшем должны быть перемещены на другие участки или осуществлены меры по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы. 28. Работы по застройке сельских населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры, осуществляются с соблюдением требований, установленных Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры". 29. Строительство памятников, обелисков, монументов и мемориальных сооружений осуществляется в сельских населенных пунктах в установленном порядке. Застройка производственных зон 30. Строительство и реконструкция сельскохозяйственных комплексов должны осуществляться на основе расчетов, подтверждающих экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость проектирования и строительства данных комплексов. При составлении проекта необходимо руководствоваться схемами и проектами районного планировки по виду, мощности и местоположению сельскохозяйственных комплексов. 31. Размещение и строительство производственных комплексов, сельскохозяйственных предприятий и отдельных производственных построек осуществляются в пределах производственной зоны сельского населенного пункта с учетом технологических, санитарных и противопожарных норм. 32. При размещении отдельных зданий в пределах производственных зон необходимо: рационально использовать существующие постройки, инженерные коммуникации и элементы благоустройства; предусматривать четко выраженные линии застройки для создания архитектурно-планировочной композиции существующих и вновь размещаемых объектов. 33. При размещении зданий и сооружений в производственной зоне предусматривать возможность организации единых общепоселковых сетей электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, очистных сооружений и дорог. Застройка жилой зоны 34. Проектирование и строительство сельских населенных пунктов необходимо осуществлять с учетом эстетических требований к их застройке и благоустройству. Архитектурно-планировочная композиция застройки сельского населенного пункта должна представлять собой единый ансамбль, включающий группы жилых домов, общественных и культурно-бытовых зданий. 35. В целях повышения архитектурной выразительности застройки сельских населенных пунктов: при строительстве жилых домов и надворных построек необходимо использовать национальные и местные традиции, опыт народного зодчества. При проектировании и привязке типовых проектов жилых домов, особенно усадебных, следует разрабатывать решения функционально-эстетических элементов сельского дома (скатной кровли, карнизов, цоколя, наличников, фронтонов, крылец и т.п.); строительство культурно-бытовых зданий рекомендуется сосредотачивать в общественном центре. 36. Этажность и типы жилых домов для строительства, осуществляемого в сельских населенных пунктах за счет государственных капитальных вложений, определяются Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами. При этом следует предусматривать преимущественное применение одно-двухэтажных одно-двухквартирных жилых домов усадебного типа и многоквартирных блокированных жилых домов с приусадебными земельными участками. В зависимости от местных условий допускается применение секционных жилых домов не выше четырех этажей. 37. Для всех многоквартирных жилых домов необходимо предусматривать хозяйственные и бытовые помещения. Помещения для содержания скота и птицы личного подсобного хозяйства граждан рекомендуется размещать на специально отведенных площадках, в стороне от жилой застройки, детских и спортивных площадок, а также участков, предназначенных под зеленые насаждения общего пользования, с учетом санитарных и зооветеринарных требований. 38. В целях дальнейшего улучшения жилищно-бытовых условий граждан в сельских населенных пунктах необходимо развивать индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с привлечением средств сельского населения. Для кооперативного строительства необходимо отводить участки, свободные от застройки и обеспеченные инженерными коммуникациями. 39. Застройка и благоустройство участка, отведенного индивидуальному застройщику, должны производиться в строгом соответствии с генпланом участка, выданным районным архитектором. 40. В сельских населенных пунктах для населения, проживающего в секционных и многоквартирных домах, разрешается строительство блокированных гаражей. В зонах усадебной застройки, при согласовании в установленном порядке, разрешается строительство индивидуальных гаражей на приусадебных участках без нарушения линии застройки. Инженерное оборудование, благоустройство и озеленение 41. Инженерное оборудование, благоустройство и озеленение сельских населенных пунктов производится одновременно со строительством жилых домов, общественных и производственных зданий. Ко времени сдачи в эксплуатацию жилых домов, общественных зданий, других сооружений должны быть закончены работы по инженерному оборудованию и благоустройству территории. 42. Инженерное оборудование сельских населенных пунктов должно осуществляться поэтапно. Общественный центр и кварталы застройки многоквартирными домами обеспечивать централизованными системами инженерного оборудования. В кварталах усадебной застройки на первом этапе предусматривать местные системы водоснабжения и канализации, а на последующих этапах осуществлять строительство централизованных сетей водопровода и канализации с очистными сооружениями с подключением к ним жилых домов. Теплоснабжение усадебных домов на первом этапе, как правило, осуществлять от местных генераторов тепла. 43. В сельских населенных пунктах следует предусматривать, как правило, водосточную сеть открытого типа. 44. В сельских населенных пунктах, в которых предусматривается устройство централизованной канализации, следует ориентироваться на строительство компактных очистных сооружений, а при соответствующих благоприятных геологических и гидрогеологических условиях - на устройство естественной биологической очистки сточных вод. 45. При домах в два и более этажей необходимо предусматривать для размещения мусоросборников площадки с твердым покрытием и удобными подъездами. Для мусора и жидких нечистот должны предусматриваться (с соблюдением санитарных требований) места свалок, поля запахивания и ассенизации, исключающие вредное воздействие на окружающую среду. 46. Участки жилых домов, общественных зданий и производственных комплексов рекомендуется ограждать со стороны улиц и соседних владений оградами в виде живых изгородей из кустарников. При устройстве ограждений, выходящих на улицу, их конструкция и применяемые материалы согласовываются с районным архитектором. 47. На всех застройщиков (в том числе и на индивидуальных) возлагается обязательное проведение работ по озеленению и благоустройству участков, устройству тротуаров в пределах занимаемых ими участков, постоянный уход и содержание в надлежащем порядке как самих участков, так и прилегающих к ним тротуаров и проездов. 48. Территория сельских населенных пунктов должна быть озеленена в целях улучшения санитарно-гигиенических условий для жизни и отдыха населения, защиты строений от пожаров, сильных ветров, а также шума, пыли и отработанных газов транспортных средств. Зеленые насаждения должны служить также для укрепления берегов водоемов, оврагов, откосов и осушения заболоченных территорий. В мероприятиях по озеленению населенного пункта предусматриваются: а) озеленение площадей, улиц и проездов; б) создание общественных парков и садов; в) озеленение участков, занимаемых жилыми, общественными, производственными зданиями и сооружениями, а также территорий специального назначения (санитарно-защитных, ветрозащитных, водоохранных, противопожарных). 49. Ветрозащитные, водоохранные, противопожарные и другие территории при благоприятных климатических и почвенных условиях рекомендуется использовать под многолетние фруктовые насаждения. 50. Запрещается строительство на территории скверов, бульваров и парков зданий, не имеющих отношения к организации отдыха населения. 51. При наличии на территории сельского населенного пункта водоемов (реки, озера, пруда) их берега и прибрежные зоны должны использоваться для устройства парков, садов, пляжей и спортивных сооружений. 52. Предприятия, учреждения, организации и отдельные лица, в пользование которых отводятся земельные участки для строительства в сельских населенных пунктах, обязаны обеспечить сохранность существующих на этих участках зеленых насаждений. В случае необходимости вырубки деревьев для освобождения площадки под строительство застройщик должен осуществить новую посадку деревьев в местах и количестве, определяемых исполкомом местного Совета народных депутатов. III. Порядок оформления разрешений на производство строительных работ 53. Выдача разрешений на производство строительных работ, осуществляемых государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также индивидуальными застройщиками, производится районными инженерами-инспекторами государственного архитектурно-строительного контроля или районными архитекторами. 54. Для получения разрешения на производство строительных работ государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения и организации обязаны представить: а) заявление застройщика о выдаче разрешения на производство строительных работ; б) решение о предоставлении земельного участка под застройку; в) план земельного участка и документ, удостоверяющий право пользования земельным участком; г) регистрационную карту объекта; д) титульный список на строительство объекта; е) проектно-сметную документацию на строительство, утвержденную в установленном порядке; ж) стройгенплан (на крупные объекты или комплексы зданий); з) карточку учета работников, осуществляющих руководство строительством; и) договор с проектной организацией на ведение авторского надзора за строительством объектов; к) выписки из приказов застройщика и строительной организации о назначении ответственного лица по технадзору и производителя работ; л) журнал производства работ. 55. Для получения разрешения на производство работ по строительству жилых домов и хозяйственных построек индивидуальные застройщики обязаны представить районному инженеру-инспектору государственного архитектурно-строительного контроля или районному архитектору: а) заявление застройщика о выдаче разрешения на производство строительных работ; б) решение о предоставлении земельного участка под застройку; в) типовой или рекомендуемый органами по делам строительства и архитектуры проект жилого дома; г) план застройки земельного участка, проект оформления фасадной части зданий (дома, гаража, хозпостроек), согласованные с районным архитектором; д) документ, удостоверяющий право пользования земельным участком; е) разрешение на специальное водопользование при устройстве на приусадебном участке копаных шахтных колодцев, забивных фильтровых колодцев, каптажей источников и других малых сооружений. Индивидуальные застройщики в процессе строительства могут внести изменения в проект жилого дома только с разрешения районного архитектора, а при увеличении площади застройки - с разрешения органа, предоставившего земельный участок. 56. Обеспечение проектами жилых домов и планами застройки усадебных участков по заказу индивидуальных застройщиков производится хозрасчетными производственными группами при районных архитекторах. Этими же группами производится отвод в натуре участка для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек. 57. При предоставлении документов, предусмотренных в пунктах 54 и 55 настоящих Правил, разрешение застройщикам на производство строительных работ оформляется в 10-дневный срок. IV. Порядок осуществления архитектурно-строительного контроля за строительством и благоустройством 58. Районные архитекторы и инженеры-инспекторы государственного архитектурно-строительного контроли осуществляют контроль за качеством строительства в сельских населенных пунктах и несут ответственность за застройку и благоустройство. 59. Районные архитекторы и инженеры-инспекторы государственного архитектурно-строительного контроля в случаях нарушения проекта планировки и застройки сельского населенного пункта или другой проектной документации вносят предложения в соответствующий исполком Совета народных депутатов о запрещении или приостановлении строительства. Застройщики, допустившие отступления от проектов, обязаны за свой счет устранить допущенные нарушения. Застройщики, допустившие самовольное строительство, привлекаются к ответственности в установленном порядке. 60. Госстрои автономных республик, управления (отделы) по делам строительства и архитектуры в целях повышения качества сельского строительства привлекают к проведению этой работы архитектурно-строительную общественность. 61. Органы архитектурно-строительного контроля при строительстве зданий и сооружений, а также производстве работ по благоустройству площадей, улиц и проездов осуществляют контроль за соблюдением установленных проектами красных линий и линий регулирования застройки. Предприятия, учреждения и организации, а также отдельные граждане, допустившие нарушение красных линий или линий регулирования застройки, обязаны своими силами и за свой счет устранить указанные нарушения в сроки, установленные, исполкомами районных, поселковых, сельских Советов народных депутатов. При невыполнении указанных требований устранение нарушений обеспечивается исполкомами районных, поселковых, сельских Советов народных депутатов за счет предприятий, учреждений и организаций и отдельных граждан, допустивших нарушения. 62. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов в сельских населенных пунктах производится в установленном порядке. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|