Расширенный поиск
Закон РСФСР от 15.12.1978 б/нЗ А К О Н РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Об охране и использовании памятников истории и культуры В СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, памятники истории и культуры являются достоянием народа. Советское государство, следуя ленинским принципам отношения к культурному наследию, создает все условия для сохранения и эффективного использования памятников в интересах коммунистического строительства. Памятники истории и культуры народов СССР отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины, борьбу народных масс за ее свободу и независимость, революционное движение, становление и развитие Советского социалистического государства. В памятниках истории и культуры воплощены выдающиеся события Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, трудовые подвиги рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, братская дружба народов нашей страны, героическая борьба советского народа за построение социализма и коммунизма. Памятники истории и культуры народов СССР составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации. В СССР памятники служат целям развития науки, народного образования и культуры, формирования высокого чувства советского патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания трудящихся. Охрана памятников - важная задача государственных органов и общественных организаций. Бережное отношение к памятникам истории и культуры - патриотический долг каждого советского гражданина. Советское законодательство призвано активно способствовать улучшению дела охраны и использования памятников истории и культуры, дальнейшему укреплению законности в этой области. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Памятники истории и культуры Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РСФСР, охраняются государством. Статья 2. Задачи советского законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры Советское законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры регулирует общественные отношения в области охраны и использования памятников в целях обеспечения их сохранности для настоящего и будущих поколений, эффективного использования для научного изучения и пропаганды памятников в интересах коммунистического воспитания трудящихся. Статья 3. Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры состоит из Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и издаваемых в соответствии с ним иных актов законодательства Союза ССР, настоящего Закона и других актов законодательства РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры. Статья 4. Собственность на памятники истории и культуры Памятники истории и культуры находятся в собственности государства, а также колхозов и других кооперативных организаций, их объединений, профсоюзных и иных общественных организаций и в личной собственности граждан. Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, поступают в собственность государства, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 5. Порядок отчуждения памятников истории и культуры Продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускается с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников. При продаже памятников государство имеет преимущественное право покупки. Статья 6. Виды памятников истории и культуры К памятникам истории и культуры в соответствии со статьей 1 настоящего Закона относятся: памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины; памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, лабиринты, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты; памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства; документальные памятники - акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания. К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Раздел II ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ. УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ Статья 7. Государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами охраны памятников в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 8. Обеспечение охраны а использования памятников истории и культуры Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов в пределах прав, предоставленных законом, обеспечивают охрану, использование, выявление, учет, реставрацию и пропаганду памятников истории и культуры, находящихся на территории автономной республики или на территории соответствующего Совета, привлекают общественность к проведению мероприятий по охране, использованию и пропаганде памятников, организуют над ними шефство предприятий, учреждений и организаций, обеспечивают соблюдение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры. Статья 9. Специально уполномоченные государственные органы охраны памятников Специально уполномоченными государственными органами охраны памятников в РСФСР являются Министерство культуры РСФСР, Главное архивное управление при Совете Министров РСФСР, местные органы культуры и местные архивные органы в пределах их компетенции, а также иные государственные органы, в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Министерство культуры РСФСР и местные органы культуры в пределах их компетенции осуществляют государственное управление в области охраны и использования памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства. Главное архивное управление при Совете Министров РСФСР и местные архивные органы в пределах их компетенции осуществляют государственное управление в области охраны и использования документальных памятников. Указания специально уполномоченных государственных органов охраны памятников по вопросам охраны и использования памятников истории и культуры обязательны для предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также для граждан. Статья 10. Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами обязанностей по соблюдению установленного порядка охраны, использования, учета и реставрации памятников, а также иных правил, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР. Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами и специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 11. Комиссии содействия охране памятников истории и культуры В целях улучшения охраны и использования памятников истории и культуры при Советах Министров автономных республик, исполнительных комитетах краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов создаются комиссии содействия охране памятников истории и культуры из работников органов и учреждений культуры, науки, народного образования, архивных органов и учреждений, представителей творческих союзов и других общественных организаций. Статья 12. Участие общественных организаций и граждан в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры Профессиональные союзы, организации молодежи, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, научные общества, творческие союзы и другие общественные организации, а также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по охране, использованию, выявлению, учету, реставрации памятников истории и культуры и распространению знаний о них. Общественные организации принимают участие в работе, направленной на обеспечение сохранности памятников истории и культуры, в соответствии с уставами (положениями) этих организаций и законодательством Союза ССР и РСФСР. Забота о сохранении памятников истории и культуры - долг и обязанность граждан РСФСР. Статья 13. Участие Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в обеспечении сохранности и правильного использования памятников истории и культуры Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры способствует привлечению широких слоев населения к активному и непосредственному участию в охране памятников, осуществляет пропаганду памятников и законодательства об их охране, и использовании, активно содействует работе государственных органов охраны памятников и установлению шефства предприятий, учреждений и организаций над памятниками истории и культуры, осуществляет общественный контроль за их сохранностью и правильным использованием, а также выполняет другие функции в соответствии с Уставом Общества и законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 14. Участие предприятий, учреждений и организаций в охране и использовании памятников истории и культуры Предприятия, учреждения, организации, а также колхозы и другие кооперативные организации и их объединения содействуют органам охраны памятников в проведении мероприятий по охране, использованию, выявлению, учету, реставрации памятников истории и культуры и распространению знаний о них. Предприятия, учреждения и организации по согласованию с соответствующими органами охраны памятников могут устанавливать шефство над памятниками истории и культуры в целях обеспечения их сохранности и благоустройства прилегающих к ним территорий. Статья 15. Пропаганда памятников истории и культуры специально уполномоченными государственными органами охраны памятников Специально уполномоченные государственные органы охраны памятников совместно с органами и учреждениями науки и народного образования с участием органов массовой информации осуществляют пропаганду памятников истории и культуры в целях широкого привлечения населения к изучению памятников и участию в их охране. Раздел III ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 16. Организация государственного учета памятников истории и культуры Памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету. В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" государственный учет памятников истории и культуры осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР. Статья 17. Отнесение памятников истории и культуры к памятникам общесоюзного, республиканского и местного значения В целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники подразделяются на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения. Отнесение памятников истории и культуры к категории памятников общесоюзного, республиканского или Местного значения производится в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 18. Порядок отнесения памятников истории и культуры к памятникам республиканского и местного значения Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников республиканского значения производится Советом Министров РСФСР по представлению Министерства культуры РСФСР, а к категории памятников местного значения - Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР. Исключение памятников истории и культуры из числа памятников республиканского и местного значения допускается только по решению Совета Министров РСФСР. Статья 19. Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в музеях, библиотеках и архивах В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в музеях, библиотеках, архивах, в других учреждениях и организациях, производится в порядке, определяемом законодательством Союза ССР о музейном и архивном фондах СССР. Статья 20. Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан Предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности. Раздел IV ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ Статья 21. Использование памятников истории и культуры Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания. Использование памятников истории и культуры в хозяйственных и иных целях допускается, если это не наносит ущерба сохранности памятников и не нарушает их историко-художественной ценности. Статья 22. Предоставление в пользование памятников истории и культуры Предоставление памятников истории и культуры в пользование государственным, кооперативным и другим общественным предприятиям, учреждениям, организациям, а также другим организациям и лицам для научных, культурно-просветительных, туристских и иных целей осуществляется в порядке и с соблюдением условий, определяемых законодательством Союза ССР и РСФСР. Недвижимые памятники истории и культуры республиканского и местного значения предоставляются в пользование в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. Ставки арендной платы за пользование памятниками истории и культуры устанавливаются Советом Министров РСФСР. Статья 23. Порядок расходования средств, поступающих от использования памятников истории и культуры Денежные средства, поступающие от использования памятников истории и культуры, а также средства, поступающие в соответствии со статьей 54 настоящего Закона, зачисляются в установленном порядке на специальные счета государственных органов охраны памятников, в ведении которых находятся памятники, и расходуются ими только на мероприятия по охране, реставрации, консервации, ремонту памятников. Статья 24. Порядок расходования средств, выделяемых из государственного бюджета РСФСР на охрану и использование памятников истории и культуры Денежные средства, выделяемые из республиканского бюджета РСФСР, государственных бюджетов автономных республик и местных бюджетов на охрану и использование памятников истории и культуры, расходуются на мероприятия по охране, реставрации, консервации, ремонту памятников, их выявлению, изучению и пропаганде. Статья 25. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, в собственности или пользовании которых находятся памятники истории и культуры Предприятия, учреждения и организации, в собственности или пользовании которых находятся памятники истории и культуры, несут ответственность за их сохранность и обязаны соблюдать правила охраны, использования, учета и реставрации памятников. Статья 26. Обязанности граждан, в личной собственности которых находятся памятники истории и культуры Граждане, в личной собственности которых находятся памятники истории и культуры, обязаны соблюдать правила охраны, использования, учета и реставрации памятников. Статья 27. Правила охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" правила охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР. Статья 28. Изъятие памятников истории и культуры у предприятий, учреждений и организаций Памятники истории и культуры, используемые не в соответствии с их характером и назначением, подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи, могут быть изъяты у предприятия, учреждения, организации в порядке, определяемом законодательством Союза ССР. Статья 29. Изъятие памятников истории и культуры, принадлежащих гражданам Если гражданин не обеспечивает сохранности принадлежащего ему памятника истории и культуры, этот памятник в соответствии со статьей 142 Гражданского кодекса РСФСР может быть изъят в судебном порядке с соответствующим возмещением. Если гражданин систематически использует памятник истории и культуры для извлечения нетрудовых доходов, этот памятник в соответствии со статьей 111 Гражданского кодекса РСФСР может быть безвозмездно изъят в судебном порядке. Статья 30. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры, находящихся на землях, предоставленных в пользование Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. Статья 31. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем. Проекты реставрации, консервации и ремонта памятников истории и культуры подлежат согласованию с государственными органами охраны памятников и утверждаются в установленном порядке. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры производятся специальными научно-реставрационными организациями, а также строительными, ремонтными и ремонтно-строительными организациями под наблюдением специалистов-реставраторов. Статья 32. Средства, за счет которых осуществляются реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников, а также за счет средств государственных органов охраны памятников. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры, не находящихся в пользовании предприятий, учреждений и организаций или подлежащих музейному показу, осуществляются за счет средств государственных органов охраны памятников. Статья 33. Зоны охраны памятников истории и культуры В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Проекты районной планировки, генеральные планы городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проекты детальной планировки и застройки должны предусматривать охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта. Статья 34. Порядок установления зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения Зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливаются Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Статья 35. Запрещение производства земляных, строительных и других работ, а также хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры В пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников Союза ССР или РСФСР. В пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, выдаваемого по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Статья 36. Охрана историко-культурных заповедников В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены решениями Совета Министров СССР или Совета Министров РСФСР историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании особого о каждом из них положения. Объявленные Советом Министров РСФСР историко-культурные заповедники охраняются на основании положений, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. Статья 37. Охрана заповедных мест Отдельные участки городов и других населенных пунктов, имеющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Охрана заповедных мест осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. Статья 38. Охрана произведений садово-паркового искусства и природных ландшафтов Охрана произведений садово-паркового искусства и природных ландшафтов, отнесенных к памятникам истории и культуры или связанных с ними, осуществляется органами охраны памятников совместно с другими заинтересованными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР об охране памятников истории и культуры и об охране окружающей природной среды. Статья 39. Охрана вновь выявляемых памятников истории и культуры Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в соответствии с требованиями Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и настоящего Закона. Статья 40. Согласование с органами охраны памятников проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Статья 41. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников истории и культуры В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Совета Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения, Совета Министров РСФСР - в отношении памятников республиканского и местного значения. Предприятие, учреждение, организация, получившие такое разрешение, при осуществлении сноса, перемещения или изменения памятника обязаны обеспечить соблюдение условий, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, а соответствующий государственный орган охраны памятников обязан провести работы по научному изучению и фиксации памятников. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет предприятия, учреждения, организации, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника. Статья 42. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры при производстве строительных и других работ Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников. Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры. Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения в процессе ведения работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом государственному органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ. Статья 43. Осуществление мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры при производстве строительных и других работ Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ осуществляются предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими эти работы, с привлечением специализированных научных или научно-реставрационных организаций и координируются соответствующими государственными органами охраны памятников. Указанные мероприятия включают выявление памятников, их исследование и фиксацию, передачу вещественных находок в музеи или другие государственные хранилища и иные работы, проводимые по указанию государственных органов охраны памятников. Финансирование указанных мероприятий производится за счет предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы. Статья 44. Приостановление строительных и иных работ, представляющих опасность для памятников истории и культуры Государственные органы охраны памятников имеют право приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны. Статья 45. Возобновление строительных и иных работ, приостановленных в связи с возникновением опасности для памятников истории и культуры Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, приостановленные в случаях, указанных в статьях 42 и 44 настоящего Закона, могут быть возобновлены с разрешения соответствующего государственного органа охраны памятников лишь после устранения возникшей опасности для памятников или допущенного нарушения правил их охраны. Статья 46. Ограничение движения транспортных средств в охранных зонах и вблизи памятников истории и культуры Советы Министров автономных республик и исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов вправе ограничить или запретить движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим через их охранные зоны, если создается угроза для существования памятников. Статья 47. Ведение раскопок и разведок памятников археологии Ведение раскопок и разведок памятников археологии допускается только при наличии разрешений (открытых листов), выдаваемых и регистрируемых в установленном порядке. Учреждения, организации и граждане, осуществляющие археологические работы, обязаны обеспечить сохранность памятников. Статья 48. Собирание памятников истории и культуры Собирание старинных документальных памятников, произведений древней живописи и древнего декоративно-прикладного искусства учреждениями, организациями либо гражданами допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых и регистрируемых в установленном порядке. Статья 49. Выдача и регистрация специальных разрешений на собирание памятников истории и культуры Специальные разрешения на собирание учреждениями, организациями либо гражданами старинных документальных памятников на территории РСФСР выдаются Главным архивным управлением при Совете Министров РСФСР и регистрируются местными архивными органами. Специальные разрешения на собирание учреждениями, организациями либо гражданами произведений древней живописи и древнего декоративно-прикладного искусства в РСФСР выдаются Министерством культуры РСФСР и регистрируются местными органами культуры. Статья 50. Запрещение вывоза памятников истории и культуры за пределы СССР В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" вывоз памятников истории и культуры за пределы СССР запрещается. Исключение из этого правила допускается лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством Союза ССР. Статья 51. Порядок временного вывоза памятников истории и культуры за пределы СССР В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" в целях развития международного культурного обмена разрешается временный вывоз памятников истории и культуры за пределы СССР с соблюдением правил и условий, специально устанавливаемых для каждого случая соответствующим государственным органом Союза ССР. Статья 52. Охрана памятников истории и культуры, ввозимых в РСФСР Памятники истории и культуры, являющиеся собственностью иностранных государств, организаций и лиц, временно ввозимые в РСФСР в целях культурного обмена на основе соответствующих договоров, охраняются государством. Раздел V ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 53. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры Лица, виновные в невыполнении правил охраны, использования, учета и реставрации памятников историй и культуры, нарушении режима зон их охраны, а также в других нарушениях законодательства об охране и использовании памятников, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 54. Восстановление памятника истории и культуры и возмещение убытков в случае причинения вреда памятнику Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред памятнику истории и культуры или его охранной зоне, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник или его охранную зону, а при невозможности этого - возместить причиненные убытки в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Восстановление памятника или его охранной зоны осуществляется с соблюдением установленного порядка реставрации памятников истории и культуры. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением убытков, указанных в части первой настоящей статьи, несут в установленном порядке материальную ответственность. Раздел VI МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ Статья 55. Международные договоры о памятниках истории и культуры Если международным договором, в котором участвует СССР или РСФСР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Союза ССР или РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры, то применяются правила международного договора. Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР М. ЯСНОВ Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР Х. НЕШКОВ Москва, Кремль 15 декабря 1978 года Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|