Расширенный поиск

Закон РСФСР от 15.12.1978 б/н

 



                             З А К О Н

                 РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ
                    СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


            Об охране и использовании памятников истории
                            и культуры

     В СССР,  в  состав  которого  входит  на  основе добровольного
объединения  и  равноправия   с   другими   союзными   республиками
Российская   Советская  Федеративная  Социалистическая  Республика,
памятники истории и культуры являются достоянием народа.  Советское
государство,  следуя  ленинским  принципам  отношения к культурному
наследию,  создает  все  условия  для  сохранения  и   эффективного
использования     памятников    в    интересах    коммунистического
строительства.
     Памятники истории    и    культуры   народов   СССР   отражают
материальную  и  духовную  жизнь  прошлых  поколений,  многовековую
историю  нашей  Родины,  борьбу  народных  масс  за  ее  свободу  и
независимость,  революционное  движение,  становление  и   развитие
Советского социалистического государства.
     В памятниках истории и культуры воплощены  выдающиеся  события
Великой   Октябрьской  социалистической  революции,  Гражданской  и
Великой  Отечественной  войн,  трудовые  подвиги  рабочего  класса,
колхозного  крестьянства  и интеллигенции,  братская дружба народов
нашей страны,  героическая борьба советского народа  за  построение
социализма и коммунизма.
     Памятники истории   и   культуры   народов   СССР   составляют
неотъемлемую  часть мирового культурного наследия,  свидетельствуют
об  огромном  вкладе  народов  нашей  страны  в  развитие   мировой
цивилизации.
     В СССР  памятники  служат  целям  развития  науки,   народного
образования  и  культуры,  формирования высокого чувства советского
патриотизма,     идейно-нравственного,     интернационального     и
эстетического воспитания трудящихся.
     Охрана памятников - важная задача  государственных  органов  и
общественных организаций.  Бережное отношение к памятникам  истории
и культуры - патриотический долг каждого советского гражданина.
     Советское законодательство   призвано  активно  способствовать
улучшению  дела  охраны  и  использования  памятников   истории   и
культуры, дальнейшему укреплению законности в этой области.

                             Раздел I

                          ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Памятники истории и культуры

     Памятниками истории  и культуры являются сооружения,  памятные
места и предметы,  связанные  с  историческими  событиями  в  жизни
народа,    развитием    общества    и   государства,   произведения
материального и духовного творчества,  представляющие историческую,
научную, художественную или иную культурную ценность.
     Все памятники истории и культуры,  находящиеся  на  территории
РСФСР, охраняются государством.

     Статья 2. Задачи советского законодательства об охране и
               использовании памятников истории и культуры

     Советское законодательство   об   охране    и    использовании
памятников  истории  и культуры регулирует общественные отношения в
области охраны и использования памятников в  целях  обеспечения  их
сохранности   для  настоящего  и  будущих  поколений,  эффективного
использования для  научного  изучения  и  пропаганды  памятников  в
интересах коммунистического воспитания трудящихся.

     Статья 3. Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране и
               использовании памятников истории и культуры

     Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране  и  использовании
памятников  истории  и культуры состоит из Закона СССР "Об охране и
использовании  памятников  истории  и  культуры"  и  издаваемых   в
соответствии   с   ним   иных  актов  законодательства  Союза  ССР,
настоящего Закона и других актов законодательства РСФСР об охране и
использовании памятников истории и культуры.

     Статья 4. Собственность на памятники истории и культуры

     Памятники истории   и   культуры   находятся  в  собственности
государства,  а также колхозов и других кооперативных  организаций,
их  объединений,  профсоюзных  и  иных общественных организаций и в
личной собственности граждан.
     Вновь выявляемые    объекты,    представляющие   историческую,
научную,  художественную или иную культурную ценность,  которые  не
имеют собственника или собственник которых неизвестен,  поступают в
собственность   государства,    если    иное    не    предусмотрено
законодательством Союза ССР и РСФСР.

     Статья 5. Порядок отчуждения памятников истории и культуры

     Продажа, дарение  или  иное  отчуждение  памятников  истории и
культуры допускается с  обязательным  предварительным  уведомлением
государственных  органов охраны памятников.  При продаже памятников
государство имеет преимущественное право покупки.

     Статья 6. Виды памятников истории и культуры

     К памятникам истории и культуры в соответствии  со  статьей  1
настоящего Закона относятся:
     памятники истории  -  здания,  сооружения,  памятные  места  и
предметы,  связанные  с  важнейшими историческими событиями в жизни
народа,  развитием общества и государства, революционным движением,
с  Великой  Октябрьской социалистической революцией,  Гражданской и
Великой Отечественной войнами,  социалистическим и коммунистическим
строительством,  укреплением международной солидарности,  а также с
развитием науки и  техники,  культуры  и  быта  народов,  с  жизнью
выдающихся   политических,   государственных,   военных   деятелей,
народных  героев,   деятелей   науки,   литературы   и   искусства;
захоронения погибших за свободу и независимость Родины;
     памятники археологии  -  городища,  курганы,  остатки  древних
поселений,  укреплений,  производств, каналов, дорог, древние места
захоронений,  каменные изваяния, лабиринты, наскальные изображения,
старинные предметы,  участки исторического культурного слоя древних
населенных пунктов;
     памятники градостроительства  и  архитектуры  -  архитектурные
ансамбли  и  комплексы,   исторические   центры,  кремли, кварталы,
площади,  улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки
городов  и  других  населенных  пунктов;  сооружения   гражданской,
промышленной,  военной, культовой архитектуры, народного зодчества,
а   также   связанные   с   ними   произведения    монументального,
изобразительного,     декоративно-прикладного,     садово-паркового
искусства, природные ландшафты;
     памятники искусства     -     произведения    монументального,
изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;
     документальные памятники - акты органов государственной власти
и  органов  государственного  управления,   другие   письменные   и
графические  документы,  кинофотодокументы  и звукозаписи,  а также
древние и другие рукописи и  архивы,  записи  фольклора  и  музыки,
редкие печатные издания.
     К памятникам истории и культуры могут быть отнесены  и  другие
объекты,  представляющие историческую,  научную, художественную или
иную культурную ценность.

                             Раздел II

               ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
                 В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
                  ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ.
           УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ
           И ГРАЖДАН В ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ

     Статья 7. Государственное управление в области охраны и
               использования памятников истории и культуры

     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и использовании
памятников истории и культуры" государственное управление в области
охраны  и  использования  памятников  истории  и  культуры  в РСФСР
осуществляется Советом Министров  СССР,  Советом  Министров  РСФСР,
Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами
краевых,  областных Советов народных  депутатов,  Советов  народных
депутатов  автономных  областей  и  автономных  округов,  районных,
городских,  районных  в  городах  поселковых  и  сельских   Советов
народных  депутатов,  а  также  специально  уполномоченными  на  то
государственными  органами  охраны  памятников  в  соответствии   с
законодательством Союза ССР и РСФСР.

     Статья 8. Обеспечение охраны а использования памятников
               истории и культуры Советами Министров автономных
               республик, исполнительными комитетами местных
               Советов народных депутатов

     Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты
краевых,  областных  Советов  народных депутатов,  Советов народных
депутатов  автономных  областей  и  автономных  округов,  районных,
городских,  районных  в  городах,  поселковых  и  сельских  Советов
народных  депутатов  в  пределах  прав,  предоставленных   законом,
обеспечивают охрану,  использование, выявление, учет, реставрацию и
пропаганду памятников истории и культуры, находящихся на территории
автономной  республики  или  на территории соответствующего Совета,
привлекают  общественность  к  проведению  мероприятий  по  охране,
использованию и пропаганде памятников,  организуют над ними шефство
предприятий,  учреждений  и  организаций,  обеспечивают  соблюдение
законодательства  об  охране  и  использовании памятников истории и
культуры.

     Статья 9. Специально уполномоченные государственные
               органы охраны памятников

     Специально уполномоченными  государственными  органами  охраны
памятников в РСФСР являются Министерство  культуры  РСФСР,  Главное
архивное  управление  при  Совете  Министров РСФСР,  местные органы
культуры и местные архивные органы в  пределах  их  компетенции,  а
также    иные    государственные    органы,    в   соответствии   с
законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Министерство культуры   РСФСР  и  местные  органы  культуры  в
пределах их компетенции осуществляют государственное  управление  в
области  охраны  и  использования  памятников истории,  археологии,
градостроительства и архитектуры, искусства.
     Главное архивное   управление  при  Совете  Министров  РСФСР и
местные архивные органы  в  пределах  их  компетенции  осуществляют
государственное   управление   в  области  охраны  и  использования
документальных памятников.
     Указания специально   уполномоченных  государственных  органов
охраны памятников по вопросам  охраны  и  использования  памятников
истории  и  культуры  обязательны  для  предприятий,  учреждений  и
организаций независимо от их ведомственной подчиненности,  а  также
для граждан.

     Статья 10. Государственный контроль за охраной и
                использованием памятников истории и культуры

     Государственный контроль   за   охраной    и    использованием
памятников  истории  и  культуры  имеет  своей  задачей  обеспечить
выполнение  всеми  министерствами,  государственными  комитетами  и
ведомствами,    государственными,    кооперативными    и    другими
общественными   предприятиями,   учреждениями,   организациями    и
гражданами   обязанностей   по  соблюдению  установленного  порядка
охраны, использования, учета и реставрации памятников, а также иных
правил, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Государственный контроль   за   охраной    и    использованием
памятников  истории  и  культуры  осуществляется  Советами народных
депутатов,  их  исполнительными  и  распорядительными  органами   и
специально   уполномоченными  на  то  государственными  органами  в
соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

     Статья 11. Комиссии содействия охране памятников истории
                и культуры

     В целях  улучшения охраны и использования памятников истории и
культуры при Советах Министров автономных республик, исполнительных
комитетах  краевых,  областных Советов народных депутатов,  Советов
народных  депутатов  автономных  областей  и  автономных   округов,
районных,  городских,  районных  в  городах,  поселковых и сельских
Советов народных депутатов  создаются  комиссии  содействия  охране
памятников  истории  и  культуры из работников органов и учреждений
культуры,  науки,  народного  образования,   архивных   органов   и
учреждений,  представителей творческих союзов и других общественных
организаций.

     Статья 12. Участие общественных организаций и граждан
                в осуществлении мероприятий по охране и
                использованию памятников истории и культуры

     Профессиональные союзы,  организации  молодежи,  Всероссийское
общество  охраны  памятников истории и культуры,  научные общества,
творческие  союзы  и  другие  общественные  организации,  а   также
граждане    оказывают    содействие   государственным   органам   в
осуществлении  мероприятий  по  охране,  использованию,  выявлению,
учету,  реставрации памятников истории и культуры и распространению
знаний о них.
     Общественные организации    принимают    участие   в   работе,
направленной  на  обеспечение  сохранности  памятников  истории   и
культуры,  в соответствии с уставами (положениями) этих организаций
и законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Забота о  сохранении  памятников  истории  и культуры - долг и
обязанность граждан РСФСР.

     Статья 13. Участие Всероссийского общества охраны памятников
                истории и культуры в обеспечении сохранности и
                правильного использования памятников истории
                и культуры

     Всероссийское общество  охраны  памятников  истории и культуры
способствует привлечению широких  слоев  населения  к  активному  и
непосредственному   участию   в   охране  памятников,  осуществляет
пропаганду  памятников  и  законодательства   об   их   охране,   и
использовании,  активно  содействует работе государственных органов
охраны памятников и установлению шефства предприятий,  учреждений и
организаций   над  памятниками  истории  и  культуры,  осуществляет
общественный   контроль   за   их   сохранностью    и    правильным
использованием,  а  также выполняет другие функции в соответствии с
Уставом Общества и законодательством Союза ССР и РСФСР.

     Статья 14. Участие предприятий, учреждений и организаций
                в охране и использовании памятников истории и
                культуры

     Предприятия, учреждения, организации, а также колхозы и другие
кооперативные  организации  и  их  объединения  содействуют органам
охраны   памятников   в   проведении   мероприятий    по    охране,
использованию,  выявлению,  учету, реставрации памятников истории и
культуры и распространению знаний о них.
     Предприятия, учреждения  и  организации  по   согласованию   с
соответствующими  органами  охраны  памятников  могут устанавливать
шефство над памятниками истории и культуры в целях  обеспечения  их
сохранности и благоустройства прилегающих к ним территорий.

     Статья 15. Пропаганда памятников истории и культуры
                специально уполномоченными государственными
                органами охраны памятников

     Специально уполномоченные    государственные   органы   охраны
памятников совместно с органами и учреждениями  науки  и  народного
образования  с  участием  органов  массовой информации осуществляют
пропаганду  памятников  истории  и  культуры   в   целях   широкого
привлечения населения к изучению памятников и участию в их охране.

                            Раздел III

                  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ
                        ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 16. Организация государственного учета памятников
                истории и культуры

     Памятники истории  и  культуры,  независимо  от  того,  в чьей
собственности они находятся, подлежат государственному учету.
     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и использовании
памятников истории  и  культуры"  государственный  учет  памятников
истории  и культуры осуществляется в порядке,  определяемом Советом
Министров СССР.

     Статья 17. Отнесение памятников истории и культуры
                к памятникам общесоюзного, республиканского
                и местного значения

     В целях  организации  учета  и  охраны  памятников  истории  и
культуры   недвижимые   памятники   подразделяются   на   памятники
общесоюзного, республиканского и местного значения.
     Отнесение памятников истории и культуры к категории памятников
общесоюзного, республиканского или Местного значения производится в
соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

     Статья 18. Порядок отнесения памятников истории и культуры
                к памятникам республиканского и местного
                значения

     Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории
памятников республиканского значения производится Советом Министров
РСФСР  по представлению Министерства культуры РСФСР,  а к категории
памятников  местного  значения  -  Советами  Министров   автономных
республик,    исполнительными    комитетами   краевых,   областных,
Московского и Ленинградского городских Советов  народных  депутатов
по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
     Исключение памятников истории и культуры из  числа  памятников
республиканского  и местного значения допускается только по решению
Совета Министров РСФСР.

     Статья 19. Государственный учет памятников истории и культуры,
                находящихся в музеях, библиотеках и архивах

     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и использовании
памятников истории  и  культуры"  государственный  учет  памятников
истории и культуры,  находящихся в музеях,  библиотеках, архивах, в
других  учреждениях  и  организациях,   производится   в   порядке,
определяемом  законодательством  Союза  ССР  о  музейном и архивном
фондах СССР.

     Статья 20. Государственный учет памятников истории и культуры,
                находящихся в личной собственности граждан

     Предметы старины,      произведения     изобразительного     и
декоративно-прикладного искусства,  строения,  рукописи, коллекции,
редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в
личной  собственности   граждан   и   представляющие   значительную
историческую, научную, художественную или иную культурную ценность,
признаются   памятниками   истории   и    культуры    и    подлежат
государственному   учету   в   целях   наиболее  полного  выявления
памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности.

                             Раздел IV

                      ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ
                  ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ.
            ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ

     Статья 21. Использование памятников истории и культуры

     Памятники истории и культуры  используются  в  целях  развития
науки,   народного   образования   и   культуры,   патриотического,
идейно-нравственного,    интернационального     и     эстетического
воспитания.
     Использование памятников  истории и культуры в хозяйственных и
иных целях допускается,  если это  не  наносит  ущерба  сохранности
памятников и не нарушает их историко-художественной ценности.

     Статья 22. Предоставление в пользование памятников истории
                и культуры

     Предоставление памятников истории  и  культуры  в  пользование
государственным,  кооперативным и другим общественным предприятиям,
учреждениям,  организациям, а также другим организациям и лицам для
научных,   культурно-просветительных,   туристских   и  иных  целей
осуществляется в порядке  и  с  соблюдением  условий,  определяемых
законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Недвижимые памятники истории  и  культуры  республиканского  и
местного   значения   предоставляются   в  пользование  в  порядке,
определяемом Советом Министров РСФСР.
     Ставки арендной  платы  за  пользование  памятниками истории и
культуры устанавливаются Советом Министров РСФСР.

     Статья 23. Порядок расходования средств, поступающих от
                использования памятников истории и культуры

     Денежные средства,  поступающие  от  использования  памятников
истории и культуры, а также средства, поступающие в соответствии со
статьей  54 настоящего Закона,  зачисляются в установленном порядке
на специальные счета государственных органов охраны  памятников,  в
ведении  которых  находятся памятники,  и расходуются ими только на
мероприятия   по   охране,   реставрации,   консервации,    ремонту
памятников.

     Статья 24. Порядок расходования средств, выделяемых из
                государственного бюджета РСФСР на охрану и
                использование памятников истории и культуры

     Денежные средства,   выделяемые  из  республиканского  бюджета
РСФСР,  государственных бюджетов  автономных  республик  и  местных
бюджетов  на  охрану и использование памятников истории и культуры,
расходуются на мероприятия  по  охране,  реставрации,  консервации,
ремонту памятников, их выявлению, изучению и пропаганде.

     Статья 25. Обязанности предприятий, учреждений и организаций,
                в собственности или пользовании которых
                находятся памятники истории и культуры

     Предприятия, учреждения  и  организации,  в  собственности или
пользовании которых находятся памятники истории и  культуры,  несут
ответственность  за  их  сохранность  и  обязаны  соблюдать правила
охраны, использования, учета и реставрации памятников.

     Статья 26. Обязанности граждан, в личной собственности
                которых находятся памятники истории и культуры

     Граждане, в  личной  собственности которых находятся памятники
истории   и   культуры,   обязаны   соблюдать    правила    охраны,
использования, учета и реставрации памятников.

     Статья 27. Правила охраны, использования и реставрации
                памятников истории и культуры

     В соответствии с Законом  СССР   "Об  охране  и  использовании
памятников  истории  и  культуры"  правила охраны,  использования и
реставрации  памятников  истории  и  культуры   устанавливаются   в
порядке, определяемом Советом Министров СССР.

     Статья 28. Изъятие памятников истории и культуры у
                предприятий, учреждений и организаций

     Памятники истории и культуры, используемые не в соответствии с
их характером и назначением,  подвергающиеся угрозе уничтожения или
порчи,  могут быть изъяты у предприятия,  учреждения, организации в
порядке, определяемом законодательством Союза ССР.

     Статья 29. Изъятие памятников истории и культуры,
                принадлежащих гражданам

     Если гражданин не обеспечивает сохранности принадлежащего  ему
памятника  истории  и  культуры,  этот  памятник  в соответствии со
статьей 142 Гражданского кодекса РСФСР может быть изъят в  судебном
порядке с соответствующим возмещением.
     Если гражданин систематически использует  памятник  истории  и
культуры   для  извлечения  нетрудовых  доходов,  этот  памятник  в
соответствии со статьей 111 Гражданского кодекса РСФСР  может  быть
безвозмездно изъят в судебном порядке.

     Статья 30. Обеспечение сохранности памятников истории
                и культуры, находящихся на землях, предоставленных
                в пользование

     Предприятия, учреждения,   организации   и   граждане  обязаны
обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся
на землях, предоставленных им в пользование.

     Статья 31. Реставрация, консервация и ремонт памятников
                истории и культуры

     Реставрация, консервация  и  ремонт   памятников   истории   и
культуры  осуществляются  только  с  ведома государственных органов
охраны памятников и под их контролем.
     Проекты реставрации,  консервации и ремонта памятников истории
и культуры подлежат согласованию с государственными органами охраны
памятников и утверждаются в установленном порядке.
     Реставрация, консервация  и  ремонт   памятников   истории   и
культуры    производятся    специальными    научно-реставрационными
организациями,    а    также    строительными,     ремонтными     и
ремонтно-строительными      организациями      под      наблюдением
специалистов-реставраторов.

     Статья 32. Средства, за счет которых осуществляются
                реставрация, консервация и ремонт памятников
                истории и культуры

     Реставрация, консервация  и  ремонт   памятников   истории   и
культуры   осуществляются   за   счет   средств  пользователей  или
собственников памятников,  а также за счет средств  государственных
органов охраны памятников.
     Реставрация, консервация  и  ремонт   памятников   истории   и
культуры,  не  находящихся в пользовании предприятий,  учреждений и
организаций или подлежащих музейному показу, осуществляются за счет
средств государственных органов охраны памятников.

     Статья 33. Зоны охраны памятников истории и культуры

     В целях  обеспечения  охраны  памятников истории,  археологии,
градостроительства   и   архитектуры,   монументального   искусства
устанавливаются охранные зоны,  зоны регулирования застройки и зоны
охраняемого   природного   ландшафта   в   порядке,    определяемом
законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Проекты районной  планировки,   генеральные   планы   городов,
поселков  городского  типа  и сельских населенных пунктов,  проекты
детальной планировки и застройки  должны  предусматривать  охранные
зоны,  зоны  регулирования  застройки и зоны охраняемого природного
ландшафта.

     Статья 34. Порядок установления зон охраны памятников
                истории и культуры республиканского и местного
                значения

     Зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства
и   архитектуры,   монументального   искусства  республиканского  и
местного значения  устанавливаются  Советами  Министров  автономных
республик,    исполнительными    комитетами   краевых,   областных,
Московского и Ленинградского городских Советов  народных  депутатов
по  согласованию  с  Министерством  культуры  РСФСР и Всероссийским
обществом охраны памятников истории и культуры.

     Статья 35. Запрещение производства земляных, строительных
                и других работ, а также хозяйственной деятельности
                в зонах охраны памятников истории и культуры

     В пределах охранных зон,  зон регулирования  застройки  и  зон
охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных,
строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без
разрешения  соответствующих органов охраны памятников Союза ССР или
РСФСР.
     В пределах   зон   охраны   памятников   истории   и  культуры
республиканского и местного значения производство указанных работ и
хозяйственная   деятельность  запрещаются  без  разрешения  Советов
Министров автономных республик,  исполнительных комитетов  краевых,
областных,  Московского и Ленинградского городских Советов народных
депутатов,  выдаваемого по согласованию  с  Министерством  культуры
РСФСР   и  Всероссийским  обществом  охраны  памятников  истории  и
культуры.

     Статья 36. Охрана историко-культурных заповедников

     В соответствии с  Законом  СССР  "Об  охране  и  использовании
памятников  истории  и  культуры"  ансамбли  и комплексы памятников
истории и культуры,  представляющие особую  историческую,  научную,
художественную  или иную культурную ценность,  могут быть объявлены
решениями  Совета  Министров  СССР  или  Совета   Министров   РСФСР
историко-культурными  заповедниками,  охрана которых осуществляется
на основании особого о каждом из них положения.
     Объявленные Советом    Министров   РСФСР   историко-культурные
заповедники  охраняются  на  основании  положений,  утверждаемых  в
порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

     Статья 37. Охрана заповедных мест

     Отдельные участки городов и других населенных пунктов, имеющие
особую историческую,  научную,  художественную или иную  культурную
ценность,   а   также   памятные   места,  связанные  с  важнейшими
историческими событиями,  могут быть объявлены заповедными  местами
Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами
краевых,  областных, Московского и Ленинградского городских Советов
народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и
Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.
     Охрана заповедных  мест осуществляется на основании положений,
утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

     Статья 38. Охрана произведений садово-паркового искусства
                и природных ландшафтов

     Охрана произведений  садово-паркового  искусства  и  природных
ландшафтов,  отнесенных  к  памятникам  истории  и   культуры   или
связанных   с   ними,  осуществляется  органами  охраны  памятников
совместно с другими заинтересованными  органами  в  соответствии  с
законодательством  Союза ССР и РСФСР об охране памятников истории и
культуры и об охране окружающей природной среды.

     Статья 39. Охрана вновь выявляемых памятников истории и
                культуры

     Вновь выявляемые    объекты,    представляющие   историческую,
научную,  художественную или иную культурную  ценность,  впредь  до
решения   вопроса   о  принятии  их  на  государственный  учет  как
памятников истории и культуры  подлежат  охране  в  соответствии  с
требованиями  Закона  СССР  "Об  охране  и использовании памятников
истории и культуры" и настоящего Закона.

     Статья 40. Согласование с органами охраны памятников
                проектов планировки, застройки и реконструкции
                городов и других населенных пунктов, имеющих
                памятники истории и культуры

     Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других
населенных  пунктов,   имеющих   памятники   истории,   археологии,
градостроительства   и   архитектуры,   монументального  искусства,
подлежат   согласованию   с   Министерством   культуры   РСФСР    и
Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

     Статья 41. Запрещение сноса, перемещения, изменения
                памятников истории и культуры

     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и использовании
памятников  истории  и  культуры"  снос,   перемещение,   изменение
недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из
этого правила может допускаться лишь с особого в  каждом  отдельном
случае  разрешения  Совета  Министров СССР - в отношении памятников
общесоюзного  значения,  Совета  Министров  РСФСР  -  в   отношении
памятников республиканского и местного значения.
     Предприятие, учреждение,   организация,    получившие    такое
разрешение,  при  осуществлении  сноса,  перемещения  или изменения
памятника обязаны обеспечить  соблюдение  условий,  предусмотренных
законодательством    Союза   ССР   и   РСФСР,   а   соответствующий
государственный орган охраны памятников обязан провести  работы  по
научному изучению и фиксации памятников.
     Расходы, связанные   с   осуществлением    указанных    работ,
производятся   за   счет   предприятия,   учреждения,  организации,
получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника.

     Статья 42. Обеспечение сохранности памятников истории и
                культуры при производстве строительных и других
                работ

     Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые
могут  создавать  угрозу  для  существования  памятников  истории и
культуры,  производятся только по согласованию  с  государственными
органами  охраны  памятников  и  после  осуществления  мероприятий,
обеспечивающих сохранность памятников.
     Проекты строительных,  мелиоративных,  дорожных и других работ
должны  быть  согласованы  с   государственными   органами   охраны
памятников    и    предусматривать    мероприятия,   обеспечивающие
сохранность памятников истории и культуры.
     Предприятия, учреждения  и  организации в случае обнаружения в
процессе ведения работ археологических и других  объектов,  имеющих
историческую, научную, художественную или иную культурную ценность,
обязаны сообщить об этом государственному органу охраны  памятников
и приостановить дальнейшее ведение работ.

     Статья 43. Осуществление мероприятий по обеспечению
                сохранности памятников истории и культуры при
                производстве строительных и других работ

     Мероприятия по  обеспечению  сохранности  памятников истории и
культуры при производстве строительных,  мелиоративных,  дорожных и
других   работ   осуществляются   предприятиями,   учреждениями   и
организациями,    ведущими    эти    работы,     с     привлечением
специализированных научных или научно-реставрационных организаций и
координируются соответствующими  государственными  органами  охраны
памятников.
     Указанные мероприятия  включают   выявление   памятников,   их
исследование и фиксацию,  передачу вещественных находок в музеи или
другие государственные  хранилища  и  иные  работы,  проводимые  по
указанию государственных органов охраны памятников.
     Финансирование указанных  мероприятий  производится  за   счет
предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих строительные,
мелиоративные, дорожные и другие работы.

     Статья 44. Приостановление строительных и иных работ,
                представляющих опасность для памятников истории
                и культуры

     Государственные органы   охраны   памятников    имеют    право
приостанавливать  строительные,  мелиоративные,  дорожные  и другие
работы в случае возникновения  в  процессе  проведения  этих  работ
опасности  для  памятников истории и культуры либо нарушения правил
их охраны.

     Статья 45. Возобновление строительных и иных работ,
                приостановленных в связи с возникновением
                опасности для памятников истории и культуры

     Строительные, мелиоративные,   дорожные   и   другие   работы,
приостановленные в случаях,  указанных в статьях 42 и 44 настоящего
Закона,  могут  быть  возобновлены  с  разрешения  соответствующего
государственного  органа  охраны  памятников  лишь после устранения
возникшей опасности для памятников или допущенного нарушения правил
их охраны.

     Статья 46. Ограничение движения транспортных средств
                в охранных зонах и вблизи памятников истории и
                культуры

     Советы Министров   автономных   республик   и   исполнительные
комитеты местных Советов народных депутатов вправе  ограничить  или
запретить   движение   транспортных  средств,  самоходных  машин  и
механизмов по дорогам,  прилегающим к памятникам истории и культуры
или  пролегающим через их охранные зоны,  если создается угроза для
существования памятников.

     Статья 47. Ведение раскопок и разведок памятников археологии

     Ведение раскопок и разведок памятников археологии  допускается
только  при  наличии  разрешений  (открытых  листов),  выдаваемых и
регистрируемых в установленном порядке.
     Учреждения, организации     и     граждане,     осуществляющие
археологические работы, обязаны обеспечить сохранность памятников.

     Статья 48. Собирание памятников истории и культуры

     Собирание старинных  документальных  памятников,  произведений
древней   живописи  и  древнего  декоративно-прикладного  искусства
учреждениями, организациями либо гражданами допускается при наличии
специальных разрешений, выдаваемых и регистрируемых в установленном
порядке.

     Статья 49. Выдача и регистрация специальных разрешений на
                собирание памятников истории и культуры

     Специальные разрешения      на     собирание     учреждениями,
организациями либо гражданами  старинных  документальных памятников
на  территории  РСФСР  выдаются  Главным  архивным управлением  при
Совете  Министров  РСФСР  и   регистрируются   местными   архивными
органами.
     Специальные разрешения     на     собирание      учреждениями,
организациями  либо  гражданами  произведений  древней  живописи  и
древнего  декоративно-прикладного  искусства   в   РСФСР   выдаются
Министерством  культуры  РСФСР  и  регистрируются местными органами
культуры.

     Статья 50. Запрещение вывоза памятников истории и культуры
                за пределы СССР

     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и использовании
памятников истории и культуры" вывоз памятников истории и  культуры
за пределы СССР запрещается.
     Исключение из этого  правила  допускается  лишь  с  особого  в
каждом   отдельном   случае   разрешения,  выдаваемого  в  порядке,
определяемом законодательством Союза ССР.

     Статья 51. Порядок временного вывоза памятников истории и
                культуры за пределы СССР

     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и использовании
памятников истории и  культуры"  в  целях  развития  международного
культурного обмена разрешается временный вывоз памятников истории и
культуры за пределы СССР с соблюдением правил и условий, специально
устанавливаемых  для каждого случая соответствующим государственным
органом Союза ССР.

     Статья 52. Охрана памятников истории и культуры, ввозимых
                в РСФСР

     Памятники истории   и   культуры,   являющиеся  собственностью
иностранных государств,  организаций и  лиц,  временно  ввозимые  в
РСФСР   в   целях  культурного  обмена  на  основе  соответствующих
договоров, охраняются государством.

                             Раздел V

           ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
               ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ
                        ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 53. Ответственность за нарушение законодательства
                об охране и использовании памятников истории и
                культуры

     Лица, виновные в невыполнении  правил  охраны,  использования,
учета и реставрации памятников историй и культуры, нарушении режима
зон их охраны,  а также в  других  нарушениях  законодательства  об
охране     и    использовании    памятников,    несут    уголовную,
административную  или  иную  ответственность   в   соответствии   с
законодательством Союза ССР и РСФСР.

     Статья 54. Восстановление памятника истории и культуры и
                возмещение убытков в случае причинения вреда
                памятнику

     Предприятия, учреждения,  организации и граждане,  причинившие
вред памятнику истории и культуры или его  охранной  зоне,  обязаны
восстановить в прежнем состоянии памятник или его охранную зону,  а
при  невозможности  этого  -  возместить   причиненные   убытки   в
соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.  Восстановление
памятника  или  его  охранной  зоны  осуществляется  с  соблюдением
установленного  порядка  реставрации памятников истории и культуры.
Должностные лица и другие работники,  по вине которых  предприятия,
учреждения  и организации понесли расходы,  связанные с возмещением
убытков,  указанных  в  части  первой  настоящей  статьи,  несут  в
установленном порядке материальную ответственность.

                             Раздел VI

                      МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

     Статья 55. Международные договоры о памятниках истории
                и культуры

     Если международным договором,  в котором  участвует  СССР  или
РСФСР,  установлены  иные  правила,  чем  те,  которые содержатся в
законодательстве Союза ССР или  РСФСР  об  охране  и  использовании
памятников    истории    и   культуры,   то   применяются   правила
международного договора.


     Председатель Президиума
     Верховного Совета РСФСР                               М. ЯСНОВ

     Секретарь Президиума
     Верховного Совета РСФСР                              Х. НЕШКОВ

     Москва, Кремль
     15 декабря 1978 года

Информация по документу
Читайте также