Постановление фас волго-вятского округа от 18.06.2001 n а82-14/01-а/3 ответчик использовал выделенные из федерального бюджета денежные средства не по целевому назначению, однако суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа, т.к. вступившим в силу законом рф о федеральном бюджете на 2001 год ответственность за подобное правонарушение отменена.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке
законности и
обоснованности решений
(определений,
постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 18 июня 2001
года Дело N А82-14/01-А/3
Федеральный
арбитражный суд Волго - Вятского округа в
составе: председательствующего Евтеевой
М.Ю., судей: Бердникова О.Е., Чигракова А.И.,
без участия сторон, рассмотрев в заседании
кассационную жалобу Управления
федерального казначейства по Ярославской
области на решение от 26.01.2001 и постановление
от 06.04.2001 по делу N А82-14/01-А/3 Арбитражного
суда Ярославской области, судьи: Веселова
И.И., Митрофанова Г.П., Серова С.Р., Гошина
Н.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Управление
федерального казначейства по Ярославской
области обратилось в Арбитражный суд
Ярославской области с иском к Отделу
внутренних дел Ленинского района г.
Ярославля о взыскании 5046 рублей штрафа за
нецелевое использование средств
федерального бюджета.
Отдел внутренних
дел Ленинского района г. Ярославля
предъявил встречный иск к Управлению
федерального казначейства по Ярославской
области о возврате из бюджета 7641 рубля
суммы нецелевого использования, списанных
по инкассовому поручению N 4479 от 02.11.2000.
Решением от 26.01.2001 в удовлетворении
основного иска отказано, встречный иск
удовлетворен в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от
06.04.2001 указанное решение оставлено без
изменения.
Управление федерального
казначейства по Ярославской области не
согласилось с принятыми судебными актами и
обратилось в Федеральный арбитражный суд
Волго - Вятского округа с кассационной
жалобой.
Заявитель считает, что судом
неправильно применены нормы материального
права, а именно: пункт 1 статьи 5 и статья 289
Бюджетного кодекса Российской Федерации,
статья 60 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2001 год" и часть 2 статьи 54
Конституции Российской Федерации, что
привело к принятию незаконного решения.
Отдел внутренних дел Ленинского района г.
Ярославля не согласился с доводами,
изложенными в кассационной жалобе, считает
принятые судебные акты законными и
обоснованными.
Стороны, извещенные
надлежащим образом о времени и месте
рассмотрения дела, в судебное заседание не
явились, в связи с чем спор рассмотрен без
их участия с учетом имевшего место перерыва
с 13.06.2001 до 18.06.2001 (часть 3 статьи 117
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации).
Правильность
применения Арбитражным судом Ярославской
области норм материального и
процессуального права проверена
Федеральным арбитражным судом Волго -
Вятского округа в порядке, установленном
статьями 171, 174 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации.
Как видно из представленных
в дело документов, отделением федерального
казначейства по г. Ярославлю и Ярославскому
району проведена проверка целевого
использования Отделом внутренних дел
Ленинского района г. Ярославля средств
федерального бюджета в 1999 году, результаты
которой оформлены актом от 06.09.2000. В ходе
проверки установлено, что за счет денежных
средств, поступивших по коду экономической
классификации 110200 "Начисления на оплату
труда", отдел 20 декабря 1999 года по платежным
поручениям N 457, 458, 459 и 461 произвел
предварительную уплату страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды в общей
сумме 6986 рублей с заработной платы,
подлежащей начислению в 2000 году. Кроме
этого, выявлены факты оплаты больничных
листов (535 рублей) и приобретения новогодних
подарков (120 рублей) за счет
самостоятельного перераспределения
средств по статьям экономической
классификации, а также несвоевременного
возврата аванса по командировочным
расходам в сумме 1272 рублей 70 копеек.
Указанное расценено проверяющими в
качестве нецелевого использования средств
федерального бюджета.
Рассмотрев
материалы проверки, заместитель
руководителя Управления федерального
казначейства по Ярославской области 27.10.2000
направил в адрес Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по
Ленинскому району г. Ярославля
представление о списании с Отдела
внутренних дел Ленинского района г.
Ярославля в бесспорном порядке 7641 рубля
суммы нецелевого использования (6986 рублей +
535 рублей + 120 рублей).
Указанная сумма
списана органом казначейства по
инкассовому поручению от 02.11.2000 N 4479.
Руководствуясь пунктом 3 Указа Президента
Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 "О
федеральном казначействе" и статьей 60
Федерального закона "О федеральном бюджете
на 1999 год", Управление федерального
казначейства по Ярославской области
обратилось в арбитражный суд за взысканием
5046 рублей штрафа.
Суд первой инстанции
не усмотрел в действиях ответчика
нарушений бюджетного законодательства, в
связи с чем отказал во взыскании штрафа и
удовлетворил встречный иск о возврате из
бюджета 7641 рубля.
К аналогичным выводам
пришел и суд апелляционной инстанции. Кроме
этого, отказ во взыскании штрафа обоснован
им ссылками на часть 2 статьи 54 Конституции
Российской Федерации и статью 60
Федерального закона "О федеральном бюджете
на 2001 год".
Федеральный арбитражный суд
Волго - Вятского округа считает, что
принятые судебные акты подлежат частичной
отмене по следующим причинам.
Пунктом 3
Указа Президента Российской Федерации от
08.12.92 N 1556 "О федеральном казначействе"
(действовавшего в проверяемый период)
органам казначейства предоставлено право
на взыскание с предприятий, учреждений и
организаций средств, выделенных из
республиканского бюджета Российской
Федерации или внебюджетных (федеральных)
средств, используемых не по целевому
назначению, с наложением штрафа. Нецелевое
использование бюджетных средств -
направление и использование их на цели, не
соответствующие условиям получения
указанных средств, определенным
утвержденным бюджетом, бюджетной росписью,
уведомлением о бюджетных ассигнованиях,
сметой доходов и расходов либо иным
правовым основанием их получения.
Из
указанного следует, что средства
федерального бюджета должны расходоваться
в строгом соответствии со статьями
бюджетной классификации, указанными
собственником (распорядителем) средств в
смете доходов и расходов
бюджетополучателя.
Представленные в
дело документы (акт проверки от 06.09.2000,
справка об исполнении сметы расходов на 1999
год) свидетельствуют о том, что при
утвержденном финансировании в сумме 31000
рублей фактическое поступление бюджетных
ассигнований по статье 110200 "Начисления на
оплату труда" произведено в сумме 49900
рублей. Расход денежных средств составил
42914 рублей, то есть имелся их свободный
остаток в сумме 6986 рублей. За счет этого
остатка ответчик имел реальную возможность
произвести расходы по оплате больничных
листов и приобретению новогодних подарков
в размере 655 рублей. Следовательно, выплата
указанной суммы не является нецелевым
использованием средств федерального
бюджета.
Аванс в сумме 3398 рублей был
выдан 05.05.99 начальнику финансовой части за
счет бюджетных ассигнований по статье 110400
"Командировки и служебные разъезды".
Несвоевременный возврат его остатка в
размере 1272 рублей является нарушением
постановления Совета Министров СССР от
18.03.88 N 351 "О служебных командировках в
пределах СССР", но не бюджетного
законодательства.
Тарифы страховых
взносов в государственные внебюджетные
фонды установлены Федеральным законом от
04.01.99 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на
1999 год". Бюджетные ассигнования по статье
110200 "Начисления на оплату труда",
утвержденные в смете расходов на 1999 год,
подлежали расходованию на уплату страховых
взносов с фонда оплаты труда, начисленного
в 1999 году. Поскольку ответчик в указанный
период произвел перечисление страховых
взносов в размере, превышающем
установленные тарифы на 6986 рублей, что
противоречило заданию собственника
(распорядителя) бюджетных средств, которое
не было изменено, орган казначейства
правомерно расценил такие действия как
нарушение бюджетного законодательства.
Направление суммы переплаты на зачет
страховых взносов, подлежащих уплате в 2000
году (листы дела 19 - 20), несмотря на наличие в
1999 году остатка денежных средств по статье
110200, не свидетельствует об отсутствии вины.
При таких обстоятельствах суд первой
инстанции необоснованно удовлетворил
встречный иск в части возврата из бюджета
6986 рублей суммы нецелевого
использования.
На момент вынесения
органом казначейства представления от
27.10.2000 N 27-07 вступил в силу Бюджетный кодекс
Российской Федерации, согласно статье 284
которого правом применения мер принуждения
обладают руководители органов
федерального казначейства и их
заместители.
Вместе с тем частью 2
статьи 54 Конституции Российской Федерации
установлено, что если после совершения
правонарушения ответственность за него
устранена или смягчена, применяется новый
закон. Соблюдение данного требования
касается всех видов судопроизводства,
поименованных в части 2 статьи 118
Конституции.
На дату принятия судом
первой инстанции решения вступил в силу
Федеральный закон "О федеральном бюджете на
2001 год", в статье 60 которого предусмотрена
ответственность для юридических лиц в виде
штрафа только за нецелевое использование
бюджетных кредитов. Следовательно,
использование не по целевому назначению
денежных средств, выделенных из
федерального бюджета по иным основаниям,
наказуемым не является. Учитывая
изложенное, апелляционная инстанция
обоснованно применила новый закон и
отказала органу казначейства во взыскании
5046 рублей штрафа.
Ссылка заявителя на
пункт 1 статьи 5 Бюджетного кодекса
Российской Федерации является
несостоятельной, так как Конституция
Российской Федерации обладает высшей
юридической силой по отношению к
Кодексу.
Вопрос о распределении
судебных расходов рассмотрению не подлежит
в связи с освобождением обеих сторон от их
уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона
Российской Федерации "О государственной
пошлине".
Руководствуясь статьями 174, 175
(пунктами 1, 2), 177 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Волго - Вятского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2001 и
постановление от 06.04.2001 Арбитражного суда
Ярославской области по делу N А82-14/01-А/3 в
части возврата из бюджета 6986 рублей
отменить.
В иске о возврате из бюджета
6986 рублей Отделу внутренних дел по
Ленинскому району г. Ярославля отказать.
В остальной части решение и постановление
оставить без изменения.
Постановление
вступает в законную силу с момента его
принятия и обжалованию не
подлежит.
Председательствующий
ЕВТЕЕВА М.Ю.
Судьи
БЕРДНИКОВ О.Е.
ЧИГРАКОВ А.И.