В 2013 году из федерального бюджета было выделено на развитие туризма 2,5 млрд рублей. В 2014 году запланировано потратить 4,4 млрд рублей. По словам Радькова, из внебюджетных источников в прошлом году было привлечено на развитие туризма 8,3 млрд рублей в рамках реализации федеральной целевой программы. Кроме того, в рамках этой программы в 2013 году было запланировано строительство сорока шести объектов в двадцати двух туристических кластерах, расположенных на территории семнадцати субъектов Российской Федерации. Рост внутреннего туристического потока в прошлом году, по предварительным данным, составил около 6-8%. Въездной туристический поток увеличился приблизительно на 10%, выездной – на 15%. Рост бронирований по России в 2013 году среди иностранцев составил 25%. Наибольший прирост количества туристов был зафиксирован из КНР (120%), США (47%), Канады (41%) и Франции (22%). Самыми популярными местами для посещения туристами стали Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край, что объясняется проведением Олимпиады. Туристический поток в Московскую область увеличился на 156%, в Татарстан – на 49%. Глава Ростуризма полагает, что после завершения Олимпиады туристический поток в Россию может увеличиться. По его словам, дальнейшая привлекательность Сочи будет определяться тем, как он станет продвигаться на рынке в качестве курорта, как будет происходить формирование загрузки и в зимнее, и в летнее время. Он выразил уверенность в том, что Олимпиада привлечет много иностранных туристов, создав хорошую возможность продвижения российского курорта на зарубежных рынках. По мнению Радькова, в связи с ростом курса доллара и евро вероятно повышение спроса на отечественные курорты и здравницы. В зависимости от масштабов снижения рубля, спрос на отдых за границей может уменьшиться, поскольку стоимость путевок в рублевом эквиваленте возрастет. Таким образом, все будет определяться масштабами девальвации национальной валюты. При увеличении цен на зарубежные туры спрос на них будет уменьшаться, а на российские здравницы, наоборот, будет возрастать.
Олимпиада привлечет много иностранных туристов, создав хорошую возможность продвижения российского курорта на зарубежных рынках. Как Вы оцениваете потенциал переводческого рынка в связи с этим? Будут ли в Сочи востребованы такие услуги?
Думаю, что это оперативная языковая поддержка, например - многоязыковой переводческий контакт-центр. Очевидно, что в этот город никогда раньше не приезжало такое количество иностранцев. А вот то, будут ли они приезжать и дальше, зависит от того, как мы их примем, насколько окажемся гостеприимными, подготовленными. В столице уже давно знают, что говорить только на своем языке - это моветон. Интересно, что думают об этом в Сочи? Да, очевидно, что вся сфера услуг должна заговорить как минимум на английском языке. А как обстоит дело с местными жителями? Для нас, переводчиков, это не риторический вопрос.
Есть мнение, что повышение уровня владения иностранным языком среди местного населения серьезно отразится на нашей востребованности. Много иностранных туристов вернется в Сочи не раз, если их устроит сервис. Если их будут понимать. Поэтому это должен быть рост рынка образовательных услуг в первую очередь. Что же касается переводческого рынка, то его рост напрямую связан с увеличением количества мероприятий в Сочи с участием иностранных гостей, ростом деловой активности. Тем более что площадка уже создана. Государству выгодно развивать города, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, с помощью знаковых событий. Недавно это были Владивосток, Казань... Теперь вот Сочи. Поэтому лично у нас в «ТрансЛинке» много рабочих планов на черноморском побережье и в горах на юге России. А работать в Сочи точно будет в удовольствие. И это уже приятный бонус.