«В европейских странах финансирование культурных мероприятий за счет проведения государственных лотерей имеет достаточно распространенную практику. В Италии поступления от таких лотерей достигают 35% от общих годовых расходов государства на культуру, в Великобритании — 38%, Польше — 18%, Дании — 19%»,— подчеркнул министр. Доход от лотерей Мединский предлагает направить «на развитие культурно-познавательного туризма и сохранение культурного наследия в рамках госпрограммы «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» и поддержку современного искусства, кинематографа, народного творчества, молодых дарований, библиотечного дела и туризма. Сообщается, что письмо из аппарата правительства было перенаправлено на на экспертизу в министерство финансов.
Отметим, что с 2014 года лотерейный бизнес может полностью перейти под контроль государства. Соответствующие поправки к федеральному закону «О лотереях» разрабатываются Минфином. Ожидается, что будут запрещены все частные лотереи (за исключением рекламных), а в числе ведомств, обладающих соответствующей лицензией, останутся лишь министерства финансов и спорта, тогда как региональные власти, муниципалитеты и компании-операторы лишатся права проведения лотерей.
В данный момент лотереи могут проводить всего три ведомства: Минфин организует «Спортлото» в поддержку сочинской Олимпиады, Минспорт – «Гослото», Федеральное агентство специального строительства – лотерею «Победа», которая будет ликвидирована. Таким образом, Минкультуры претендует на членство в «закрытом государственном клубе», в котором с 2014 года останутся только Минфин и Минспорт.
Законодательство
Основным законом, регулирующим в РФ деятельность, связанную с лотереями, является Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О лотереях».
В статье 2 настоящего Федерального закона под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
Виды лотерей
Виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
В зависимости от способа проведения лотереи она подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную; в зависимости от территории проведения - на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную; в зависимости от организатора - на государственную и негосударственную и иные (статья 3 Федерального закона «О лотереях»).
Государственная лотерея
Под государственным видом лотереи понимается такая лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. От имени Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Негосударственная лотерея
Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо.
Особенности проведения всероссийских лотерей
Статья 13 Федерального закона «О лотереях» предусматривает особенности проведения всероссийских лотерей, к которым в том числе относятся лотереи «Гослото», а также «Спортлото».
Согласно норме всероссийская государственная лотерея проводится на основании решения Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию всероссийской государственной лотереи. С целью получения соответствующего решения Правительства Российской Федерации федеральному агентству, претендующему на проведение всероссийской государственной лотереи, необходимо подготовить и предоставить необходимый комплект документов, предусмотренный «Правилами подготовки и представления документов для получения разрешений на проведение всероссийских государственных лотерей», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 № 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях» в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
К таким документам в том числе относятся: обращение о проведении всероссийской государственной лотереи, содержащее сведения о сроке проведения и виде лотереи; положение об организаторе лотереи; пояснительная записка, содержащая обоснования необходимости проведения всероссийской государственной лотереи с указанием социально значимых федеральных программ или объектов (мероприятий), на финансирование которых предполагается направлять целевые отчисления от проведения всероссийской государственной лотереи (по каждой федеральной программе или объекту (мероприятию) в отдельности); предложения, предусматривающие обеспечение сохранности средств, привлеченных для проведения всероссийской государственной лотереи; проекты условий и технико-экономического обоснования всероссийской государственной лотереи, а также данные о емкости лотерейного рынка и предлагаемых источниках финансирования расходов, связанных с организацией и проведением лотереи; проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении права на проведение всероссийской государственной лотереи.
С целью получения разрешения на проведение иных видов лотереи (за исключением государственной лотереи, муниципальной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, стимулирующей лотереи) заявитель может обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, с заявлением о предоставлении разрешения на проведение лотереи. При этом заявитель должен приложить документы, предусмотренные п. 6 ст. 6 Федерального закона «О лотереях», в том числе условия лотереи, нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах), макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков, правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша, технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи и иные документы.
Запрет на организацию лотереи
В случае получения отказа в выдаче разрешения на проведение лотереи, заявитель вправе обжаловать такое решение в суде.
Например, Федеральная налоговая служба России отказала заявителю в выдаче разрешения на проведение лотереи, мотивировав отказ тем, что порядок розыгрыша призового фонда, изложенный в условиях лотереи в нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О лотереях» не позволяет сопоставить выявленные участником лотереи, нанесенные на лотерейный билет скрытые надписи, рисунки или знаки с условиями лотереи, а также в связи с тем, что приложенное к заявлению о предоставлении разрешения на проведение лотереи технико-экономическое обоснование проведения лотереи не содержит указание на источники финансирования расходов на организацию и проведение лотереи. Суд, признавая данное решение незаконным и необоснованным, сделал вывод о том, что заявителем соблюдены требования, изложенные в Федеральном законе «О лотереях» (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу N А40-71254/08-94-503).
Признавая решения федеральных органов исполнительной власти об отказе в выдаче разрешений на проведение лотереи законными, суды мотивируют это тем, что заявитель как организатор лотереи не исполнил требования, предъявляемые Законом о лотереях к лотерейному билету об обеспечении защищенности полиграфической продукции от подделок, а также не представил технические характеристики лотерейного оборудования, что предусмотрено подпунктом 6 пункта 6 статьи 6 Закона о лотереях (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.07.2012 по делу № А11-6065/2011).
Следует также отметить, что частью 1 статьи 14.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления.